МААМ-картинки

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС»

Лилия Чуркина
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС»

слайд 1

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается устная речь, так как в этот период создаются благоприятные условия для ее развития и закладываются предпосылки для письменной речи, последующего речевого, языкового, личностного развития ребёнка.

Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т. к. общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Учитывая тот факт, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

слайд 2

В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.)

слайд 3

Дети испытывают значительные затруднения в подборе глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползет, летает) очень редки. Так же имеется незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел).

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.). Особенно стойкими являются замены глаголов. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой. Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)

Слайд 4

Работа по формированию глагольного словаря дошкольников рассматривается как целостная деятельность специалистов, включающая систему взаимосвязанных задач, содержание, форму ее организации, а также предполагаемые результаты.

Задачами по формированию глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста являются : введение в активный словарь глаголов по определенным лексическим темам, развитие вариативности глагольной лексики, способствование формированию точности смыслового значения слов-глаголов, включая переносные и абстрактные.

Основными задачами коррекционной работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР необходимо выделить следующие:

1. Обогащение глагольного словаря (усвоение новых, ранее неизвестных слов-действий).

2. Закрепление и уточнение глагольного словаря (многократное повторение для их запоминания, усвоение явлений многозначности, синонимии, антонимии).

3. Активизация глагольного словаря (увеличение количества используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком, включение глаголов в словосочетания, предложения).

Основным направлением в проведении коррекционной работы является коррекционно – воспитательная работа, проводимая педагогами дошкольного образования. Это направление является важными потому, что успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми, под руководством логопеда.

Таким образом, цель работы воспитателей – закрепление навыков и умений по формированию глагольного словаря, которые дети получают на логопедических занятиях, во всех 5 отрослях:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Решению этой цели помогут следующие задачи:

1. Сформировать у детей доступный, необходимый их пониманию объем знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях;

2. Способствовать развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря глаголов, уточнению значений слов;

3. Формировать положительные навыки общего и речевого поведения, совершенствовать навыки общения;

4. Закреплять навыки для использования доступной, активной самостоятельной речью.

Материал, изучаемый детьми под руководством логопеда, воспитатель закрепляет в условиях естественной коммуникации воспитанников (на занятиях, во время режимных процессов).

Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам слов ( например: кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим ребенок должен уметь отвечать на вопросы “Что делают птицы?”, “А рыбы?”, “Что делает строитель?”. Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например: КРАДЕТСЯ, СКРЫВАЕТСЯ, ВЫСЛЕЖИВАЕТ, ДОГОНЯЕТ, УБЕГАЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, ЗАТАИЛСЯ, БРОСИЛСЯ, ПОДПРЫГНУЛ, СХВАТИЛ, НАПАЛ, ВЗОБРАЛСЯ, НЫРНУЛ, ВЗЛЕТЕЛ и т. д. Для этого используются игры “Кто как голос подает?”, “Кто чем занимается?”.

Г. А. Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

• Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).

Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).

Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает, приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).

Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).

Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).

Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Формирование словообразования глаголов

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлечённой семантикой, чем существительные конкретного значения. Семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте. В связи с этим в процессе логопедической работе с детьми с ОНР проводится преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности:

• Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

• а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок.

• б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -ева- (застегнуть – застёгивать, умыть – умывать, заталкивать – затолкнуть).

Так от глагола ХОДИТ можно образовать целый ряд “родственных” глаголов с новыми значениями : входит, выходит, уходит, заходит, подходит, отходит, переходит, проходит. Если ребенок поймет смысловое значение этих приставок, то при их помощи он сможет подобным же способом образовывать новые слова и от других глаголов. Чтобы ребенку легче было понять смысловые значения различных глагольных приставок, нужно поупражнять его в образовании различных глаголов при помощи одной и той же приставки.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны :

1. Самостоятельные игры

2. Игры обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные)

А теперь предлагаем вам подборку речевых игр для развития глагольного словаря, небольшой комплекс игр представлен в этих буклетах которые я могу отправить всем желающим на эл. почту.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов. Речевое развитие дошкольников (6–7 лет) по ФГОС. Консультация для педагогов. Подготовила Никитина В. В. Речевое развитие дошкольников (6-7 лет) по ФГОС Правильное формирование личности ребенка.

Консультация для воспитателей «Проектная познавательно-исследовательская деятельность по экологии в соответствии с ФГОС до» Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам. Ральф У. Эмерсон, американский поэт и философ. Формирование исследовательских умений.

Консультация для воспитателей Развитие у дошкольников восприятия цвета Ознакомление детей 3–4 лет с цветом Консультация для воспитателей Развитие у дошкольников восприятия цвета Ознакомление детей 3-4 лет с цветом Знакомство с цветовыми эталонами.

Консультация для воспитателей «Содержание центра речевого развития в возрастных группах в соответствии с ФГОС» Требования к организации предметно-развивающей среды: Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» Устное народное творчество- это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает обогащать среду, в которой растут.

Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный.

Развитие компетентности родителей в соответствии ФГОС ДО Тема проекта: «Развитие компетентности родителей в соответствии ФГОС ДО» Адресация проекта: проект ориентирован на работу с родителями воспи-танников.

Развитие навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников в соответствии с ФГОС до В настоящее время складывается такая ситуация: обучение ПДД продолжается на протяжении 5 лет пребывания ребенка в детском саду и в течение.

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС до» Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного.

Выступление на РМО воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС до» Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас всех видеть Тема нашей сегодняшней встречи: 1. «Творческие проявления ребёнка. Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 11:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД