Лучший педагог года

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Марина Соколова
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Коррекционно-педагогическая работа

с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.

Средством, способным решить все эти задачи, является использование коррекционных технологий.

Публикация «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» размещена в разделах

Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе этих технологий как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя - логопеда, учителя - дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ежедневно в план работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре включены коррекционно - логопедические и музыкально – оздоровительные мероприятия, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.

Принципы организации коррекционно-образовательного процесса

Принцип системного и комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

Принцип развивающего образования.

Принцип научной обоснованности и практической применимости.

Принцип вариативности.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Немаловажное направление работы ДОУ – квалифицированная коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями.

Коррекционно-логопедическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта, а также предупреждение возможных трудностей в процессе обучения.

Сказкотерапия.

Логопед и дефектологи дошкольного учреждения – «Тополек» убеждены, что сказкотерапия производит оздоровительный эффект на детей с речевыми отклонениями. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья использовать речевой аппарат намного активнее.

Су джок терапия.

В переводе с китайского Су Джок переводится, как Су – кисть, Джок – стоп.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Биоэнергопластика.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворения. При этом двумя руками учитель- логопед продолжает давать четкий образец движения.

Кинезиотерапия.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело;

• повышают стрессоустойчивость;

• улучшают мыслительную деятельность;

• способствуют улучшению памяти и внимания;

• улучшают как настроение, так и самочувствие.

Музыкальный руководитель.

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

• использует на занятиях элементы музыкотерапии

Музыкальные занятия с акцентом на эмоционально – психологическую коррекцию (музыкотерапия, на валеологические песенки – распевки, на логоритмику.

Логоритмика –

это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей с ограниченными возможностями здоровья, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна, используют ее в качестве фона для занятий.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ

учителя - логопеда, учителя - дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Лечебно – профилактическая работа.

Наше дошкольное учреждение предлагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма. Сотрудниками ДОУ разработана система закаливающих мероприятий:

• ежедневные прогулки - 2 раза в день

• утренняя гимнастика без носков - в период весна, лето, осень

• сон без маек - круглый год

• профилактика плоскостопия - после сна ежедневно

• гимнастика после сна

• зрительная гимнастика - на занятиях

• дыхательная гимнастика - на занятиях

• точечный массаж

• полоскание полости рта - сентябрь, декабрь, март, июнь

• оксолиновая мазь - в период вспышки гриппа

• витаминизация 3-его блюда ежедневно

• использование фитонцидов (лук, чеснок) с сентября по апрель

• использование фиточая

Медицинский персонал:

проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Лечебно-профилактические мероприятия:

массаж, лечебные гимнастики, различные физиопроцедуры соответственно возможностям дошкольного учреждения. Это Поток -1 (электрофорез, УВЧ (ЛОР, небулайзер (ингаляции, ОКУФ (ультрафиолетовые излучения, электросон, гидромассаж (с применением хвойного экстракта).

В нашем дошкольном учреждении имеются спортивные тренажеры. Они способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности, на физкультурных праздниках и досугах под руководством инструктора по физической культуре и медицинской сестры.

Быстрые кони волшебной страны,

Вы обязательно людям нужны

Гордо летящие в светлую даль,

Где отступают и боль, и печаль…

Лечебная верховая езда предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации.

Детям с ограниченными возможностями не хватает общения.

А когда дети занимаются - общение между ними многого стоит. Их жизнь становится ярче, разнообразнее, дети становятся социально активнее.

ДОУ №13 «Тополек» ставит задачу не только провести занятия лечебной верховой ездой. Перед занятиями дети по мере своих возможностей учатся ухаживать за лошадьми, - тем самым получают навыки трудовой деятельности.

Иппотерапия – это верховая езда и общение с лошадью, используемые в лечебных целях. Медики считают, что иппотерапия дает сразу несколько положительных эффектов. Когда человек едет верхом – у него постоянно меняется положение тела, человек двигается, и при этом развиваются мышечная деятельность, вестибулярный аппарат. При езде верхом на лошади происходит и своеобразный массаж мышц.

Программа занятий иппотерапией предусматривает развитие детей в соответствии с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями.

Задачи программы решаются в процессе игровой и учебной деятельности. Она является обязательным документом для воспитателей, тренера по иппотерапии, медсестры.

Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате воздействия названных форм коррекционных технологий дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них корригируются нарушенные психические и физические функции. Творческий характер занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими детьми и миром.

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-педагогической работы с ребенком с ограниченными возможностями МБДОУ «ЦРР-детский сад «Теремок» «Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) коррекционно-педагогической работы с ребенком с ограниченными.

Календарно-тематическое планирование логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена.

Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Игры на развитие мышления детей 3 - 4 лет» Дружные фигурки Цель: развить образное мышление, произвольную память. Необходимый инвентарь:.

Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровьяОписание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Описание опыта работы Мальцевой Галины Викторовны по теме: «Система игр и упражнений по коррекции психомоторных нарушений у детей с нарушением.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Протокол заседания методического объединения воспитателей МБДОУ «Детский сад №2 «Буратино» с. Драченино» № 2 _от 11.10.2016г. Организация.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение.

Социально-педагогическая деятельность ДОУ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из важнейших проблем современного отечественного образования является развитие новых подходов к социализации лиц с ограниченными возможностями.

Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы) Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач.

Выступление на районном совещании «Лэпбук в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Выступление на районном совещании «Лэпбук в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья» : «Использование лэпбуков в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Уважаемые коллеги, добрый день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Опубликовано: 7 марта 2017 в 18:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД