Папки-передвижки

Коррекционно — развивающая работа учителя — логопеда с детьми с ментальными нарушениями

Юлия Шакирова
Коррекционно — развивающая работа учителя — логопеда с детьми с ментальными нарушениями

Коррекционно — развивающая работа учителя — логопеда с детьми с ментальными нарушениями

В современной образовательной системе актуален вопрос создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ № 000 19 декабря 2014 г., требует обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Публикация «Коррекционно — развивающая работа учителя — логопеда с детьми с ментальными нарушениями» размещена в разделах

Специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных развитий детей. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных генетических и средовых факторов. Тот факт, что в России общество начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляют специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.

В нашей школе обучается ребенок с легкой степенью умственной отсталости и вся логопедическая работа по его сопровождению организуется в соответствии с учебным планом и программой коррекционной работы нашего учреждения (СОШ п. Верхнеказымский) и осуществляется по направлениям:

- диагностическая работа;

- коррекционно- развивающая работа;

- консультативная работа;

- информационно- просветительская работа.

Диагностическое работа учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка, поступившего в учреждении: изучение документации, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии. Обследование проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Учитель-логопед представляет результаты логопедического обследования на школьном психолого-педагогическом консилиуме, который рассматривает вопрос о зачислении учащегося на занятия. Учитывая индивидуальные особенности и разнообразие речевых нарушений обучающихся, подобран диагностический материал, позволяющий оценить уровень сформированности речевого развития детей. По результатам обследования комплектуются группы учащихся со схожей структурой дефекта, либо назначаются индивидуальные логопедические занятия.

В период с 15 по 31 мая проводится мониторинг речевого развития обучающихся. По данным мониторинга ППк выносит решение о необходимости продолжения коррекционных занятий или их прекращения.

Коррекционно-развивающая работа предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор коррекционных программ, методик и приемов; организацию и проведение специально организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, определённых для каждого обучающегося на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК) и индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА). Количественное соотношение индивидуальных и групповых занятий определяется образовательной организацией в соответствии с учебным планом, исходя из психофизических особенностей обучающихся. В СОШ п. Верхнеказымский разработаны рабочие программы по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитием лёгкой степени.

Успешность коррекционно- развивающей работы обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции

3. Деятельностный принцип коррекции.

4. Учет возрастно- психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе

с ребенком.

Программа по коррекции системного недоразвития лё гкой степени тяжести направлена на решение следующих основных задач:

- коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

- коррекция лексической стороны речи; коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;

- коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности;

- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Данный коррекционный курс представлен для обучающихся начальной школы с легкой степенью умственной отсталости, у которых не сформировано звукопроизношение или отмечаются лишь отдельные звукокомплексы. Пассивный словарь ограничен названиями некоторых бытовых предметов. Понимание речи в пределах обиходной бытовой инструкции. Знания об окружающей обстановке примитивны и ограничены. Мимику и жесты используют неактивно. Обучающиеся характеризуются отсутствием мотивации к общению, неумением ориентироваться в ситуации, негибкостью в контактах, повышенной эмоциональной истощаемостью.

Одно из принципиальных требований программ коррекционных курсов, используемых учителем - логопедом, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения, коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия, развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.

Учитывая, что современные информационные технологии становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы и всё чаще применяются в специальном образовании, на логопедических занятиях мной используются:

- компьютерный программно-методический комплект «Мерсибо Плюс»;

- «Компьютерный практикум для проведения логопедический занятий в начальной школе»;

- авторские игры-тренажёры.

Коррекционные занятия с использованием информационных технологий позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность ребенка и оживить учебный процесс. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.

Игровой и творческий характер обучения, практическая направленность, интерактивность, диалоги, разнообразные формы коммуникации, использование знаний и опыта обучающихся, деятельностный подход, вовлечение в процесс всех органов чувств, реализуемые в процессе применения активных методов обучения на логопедических занятиях, повышают эффективность логопедической коррекции.

Коррекционная работа продолжается с 16 сентября по 15 мая. Продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий 20-40 минут. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда посещают учащиеся 1-5 классов.

Консультативная работа, проводимая учителем-логопедом, обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития речи и социализации обучающихся.

Во время всего периода сопровождения ребёнка я постоянно поддерживаю контакт с родителями, периодически информируя их о динамике устранения недостатков речи, занимаюсь их просвещением по вопросам коррекции речи, работаю в постоянном сотрудничестве с администрацией образовательного учреждения. Принимаю активное участие в работе школьного психолого-педагогического консилиума (ППк). Выявляя детей с особенностями речевого развития, даю необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляю при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.). ППк является одной из форм взаимодействия специалистов.

В ходе анализа были выделены проблемные зоны: не все родители идут на контакт с учителем-логопедом, недостаточно осознают важность своевременной медикаментозной помощи ребёнку, иногда игнорируя рекомендации специалистов. Многие родители не владеют достаточным уровнем педагогических знаний и поэтому не всегда могут оказать своему ребёнку необходимую помощь.

Примерная тематика консультаций для родителей

Сроки реализации Коррекционно-развивающая поддержка семьи учителем-логопедом

I четверть II четверть III четверть IV четверть

1 год обучения Возрастные особенности речевого развития детей Пальчиками играем, речь развиваем Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Развитие речевого дыхания у детей

2 год обучения Развитие понимания обращенной речи Если ребенок не говорит? Виды средств альтернативной коммуникации От молчания к звукам и звукоподражаниям

3 год обучения Роль слухового внимания в развитие речи Работа с пиктограммами Как помочь ребенку заговорить? Формируем пассивный словарный запас ребенка

4 год обучения От пассивного словарного запаса к активному Что такое фонематический слух? Речевая азбука для родителей Ребенок засвистел, зашипел, зарычал?

5 год обучения Как организовать логопедические занятия дома Рекомендации по развитию речевых навыков Организация развивающей речевой среды Роль семьи в преодолении речевых недостатков

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями, и др.

Информационно-просветительская работа включает в себя :

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;

- оформление информационных стендов;

- консультирование педагогов в ходе педсоветов, семинаров, круглых столов, индивидуальных консультаций и т. д. ;

- публикация методических и консультативных материалов в средствах массовой информации, печатных изданиях, сайте учреждения;

- способствует повышению уровня педагогической активности всех участников образовательных отношений.

Реализуя свою профессиональную деятельность согласно поставленной цели, учитель-логопед становится важным звеном в деятельности специалистов сопровождения, направленной на создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, логопедическое сопровождение учащихся с легкой умственной отсталостью осуществляет на уровне проведения диагностического обследования, наблюдений за учащимися во время проведения учебных занятий и общешкольных мероприятий, консультирования и просвещения родителей и педагогов, анализа результатов продуктивной деятельности учащихся. Только при условии тесного деятельностного взаимодействия с семьей учащегося, можно добиться положительных результатов в использовании как вербальных, так и невербальных средств коммуникации, обеспечить гармонизацию отношений ребенка с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество.

Список использованных ресурсов:

1. Кириллова работа с безречевыми детьми : учебно-методическое пособие. М. :ТЦ Сфера, 2011.

2. Лазарев технологии новых стандартов. Ч. 1. - Петрозаводск: Verso, 2012

3. Лалаева работа в коррекционных классах, “Владос”, М., 2001.

4. Лынская речевой деятельности у неговорящих детей с использованием информационных технологий, М. :Парадигма, 2012.

5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://fgosreestr. ru/

6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://fgos-ovz.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениямиАрттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Дидактическое пособие «Закрой изображение листочком» для занятий с детьми с ментальными нарушениямиДидактическое пособие «Закрой изображение листочком» для занятий с детьми с ментальными нарушениями Данное пособие мы используем в работе с детьми с ОВЗ в старшей группе ДОУ. Задания, на первый взгляд, кажутся простыми, не требующими умственной.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Занятие по изодеятельности «Плешковская и чернышенская игрушка» для инвалидов с ментальными нарушениямиЗанятие по изодеятельности «Плешковская и чернышенская игрушка» для инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги- педагоги! В предыдущих записях блога я опубликовал конспекты занятий по Плешковской и Чернышенской игрушке,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционно — развивающая работа учителя — логопеда с детьми с ментальными нарушениями
Опубликовано: 22 января 2023 в 18:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД