Папки-передвижки

Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете школы для детей с ОВЗ класса «Особый ребенок»

Екатерина Белова
Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете школы для детей с ОВЗ класса «Особый ребенок»

Аннотация: В статье рассматривается проектирование коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда для детей младшего школьного возраста класса "Особый ребенок", в соответствии с ФГОС и пути совершенствования методов и форм логопедической помощи.

Публикация «Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете школы для детей с ОВЗ класса „Особый ребенок“» размещена в разделах

Ключевые слова: младшие школьники, "особый ребенок", коррекционно-развивающая среда, логопед, логопедическое сопровождение.

В XXI веке современная школа и специальное коррекционное образование предполагает переосмысление составляющих образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Огромное внимание со стороны государства РФ уделяется содержанию образования детей с ОВЗ. Одним из важнейших условий работы школы с детьми с ОВЗ является создание коррекционно-развивающей среды и в кабинете логопеда.

В основу коррекционной системы обучения положена идея системного подхода к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей, так в учебном плане по новым стандартам возникло коррекционно-развивающее направление работы. Оно опирается на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка. В школе для обучающихся с ОВЗ создается позитивная коррекционно-развивающая среда,учитывающая интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Для создания оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете школы для детей с ОВЗ, я также учитывала особенности развития учащихся класса "Особый ребенок". При знакомстве с такими классами, открытыми в данной школе и работающими на протяжении многих лет накопился опыт работы с данным контингентом. А именно:самые сложные и уникальные дети учатся в этих классах. Общим для детей с ограниченными возможностями здоровья является замедленный темп развития, задержка развития эмоциональной регуляции, дети не умеют говорить, нарушена координация движений, отсутствует активность во всех сферах жизнедеятельности. В отношении к предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, к социальным явлениям у данных детей наблюдается – пассивное отношение к сверстникам, окружающим, взрослым, а бывает агрессивные, гиперактивные и неуправляемые реакции. Итак, для правильного построения среды необходимо анализировать структуру нарушений эмоциональной регуляции и соответственно для каждого ребенка продумывать, как создать такую среду. Чем мне и пришлось заняться в первую очередь.

По итогам предварительной диагностики каждый из учащихся класса "Особый ребенок" нуждается в логопедической помощи. Дети имеют схожие диагнозы, связанные с органическими поражениями ЦНС, которые проявляются тяжелыми нарушениями речи, мелкой моторики, расстройствами аутистического спектра, патологии органов зрения, слуха, артикляционного аппарата и нарушениями эмоционально-волевой сферы. Также и поведение таких учеников бывает неадекватно: агрессивное, либо пассивное, либо совершенно отвлеченное от действительности. Заниматься с такими детьми очень сложно. Внимания детей хватает самое большее на 10-15 минут. Как проводить логопедические занятия с детьми класса "Особый ребенок"?Наблюдая за организованной системой школы, я поняла, что дети попадают в упорядоченную, спокойную атмосферу, где отработан режим дня: уроки, перемены, коррекционные занятия, прогулки, двухразовое питание, то они очень быстро адаптируются и следуют ей. Было необходимо и на логопедических занятиях выстроить точную систему каждого урока, где будет все дозировано:знания, отдых, развитие иэмоциональный фон. Занятия с детьми данной категории делятся на две части: первая -образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей. Многие обучающие были поставлены на индивидуальные занятия, так как нуждались в определенных условиях и имели очень тяжелые дефекты, связанные с поведением и индивидуальным подходом.

Работа учителя логопеда с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей :

1. Диагностика выявления характера нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. Составление плана индивидуального развития, определение образовательного маршрута.

3. Личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ.

Известный факт, что интеллект младших школьников с ОВЗ, соответствует дошкольному возрасту. Поэтому организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать уровню дошкольника. Главным методом работы является игра, включающая природное и бытовое окружение; ситуации и ролевые проявления; дидактические игры и игрушки.

В классе "Особый ребенок" обучаются дети с системными нарушениями речи тяжелой и средней степени тяжести. Поэтому можно выделить 2 категории - "говорящие" и " неговорящие" дети.

Если, при работе с детьми с системными нарушениями речи средней степени тяжести логопедическое занятие проводится как с дошкольником, то работа с "неговорящим" ребенком направлена на компенсацию, реабилитацию и профилактику вторичных нарушений. Много времени в работе уделяется всестороннему развитию способностей детей с ОВЗ, создающих доступность образовательной среды : музыка, компьютерная грамотность, рисование, труд. Т. е. на каждом логопедическом занятии я использую музыкальные песенки, ритмические палочки, игры со счетом и много карточек с заданиями. Все это максимально приближено в жизни и жизненным ситуациям. Учитывается время года, уровень подготовки ребенка и его эмоциональный настрой. На занятии часто приходится переключаться с одного вида деятельности на другой,так как дети подвержены быстрому утомлению и теряют интерес к занятию. Нужно очень внимательно следить за состоянием ребенка и использовать разные методы для поддержания тонуса и интереса.

К сожалению, при сравнении детей к концу года, динамика речевого развития незначительная. Но если работать в системе,учитывать подвижность нервной системы обучающегося, иметь тесную связь с семьей ребенка, то результаты всегда бывают намного лучше.

Учитывая вышесказанное, можно считать, что коррекционно-развивающая средалогопедического кабинета, а именно материально-техническое оснащение, обеспечение методической базы деятельности педагога, здоровьесбережение, индивидуальный подход, коррекционная работа, помогает обучению ребенка и компенсации имеющихся у него ограничений и достижения более высоких результатов.

Таким образом коррекционно-развивающая среда улучшает взаимодействие ребенка в социуме, стимулирует развитие самостоятельности, удовлетворяет жизненно важные потребности.

Литература:

1. Борщанская А. К. К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида, [Текст]/ Дефектология, 2002г. № 2, с. 8

2. Петровский, А. В. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / А. В. Петровский. — М., 1993. — 102 с.

Публикации по теме:

«Предметно — развивающая среда с детьми ОВЗ» МБДОУ «Бродовский детский сад» Конспект Предметно – развивающая среда с детьми ОВЗ Воспитатель: Девяткова Л. А 2016.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ «Цирк» Конспект коррекционно – развивающего занятия для детей с ОВЗ «Цирк» Возраст: старший дошкольный возраст Форма проведения: индивидуальная.

Конспект занятия по пространственной ориентации для детей 3 класса с ОВЗ Тема: "Положение предметов в пространстве». Цель: Учить определять положение предмета или объекта относительно себя (справа, слева, под,.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого».

Конспект коррекционно-развивающего занятия для 1 класса школы VIII вида «Повторение и закрепление знаний об осени» Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, подготовленное учителем-дефектологом Фатеевой И. Г. Тема: Повторение.

Нестандартное оборудование в группе «Особый ребенок»Нестандартное оборудование в группе «Особый ребенок» В 2016 году в рамках реализации программы «Доступная среда» в нашем детском саду приобретено специальное оборудование для детей с особыми.

Ребенок в детском саду предметно-развивающая средаРебенок в детском саду предметно-развивающая среда Одним из приоритетных направлений в воспитании детей нашего ДОУ является художественно - эстетическое. Чтобы каждого ребенка воспитать культурным.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 5 классаСодержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 5 класса Раздел I Введение 2 часа. 1. Вводное занятие «Я – гражданин России». Цель: Актуализация имеющихся знаний. 2. Диагностика ЗУН на начало.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 6 классаСодержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 6 класса «Любить свою Родину – значит жить. с ней одной жизнью» (Юрий Яковлев). Раздел I Введение - 2 часа. 1. Вводное занятие «Я - человек, патриот,.

Создание сенсорного центра в логопедическом кабинете. Создание сенсорного центра в логопедическом кабинете. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей.

Автор публикации:
Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете школы для детей с ОВЗ класса «Особый ребенок»
Опубликовано: 26 мая 2017 в 08:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД