Получи документы

Коррекционное занятие в подготовительной логопедической группе «Любимый звук Буратино»

Наталья Казова
Коррекционное занятие в подготовительной логопедической группе «Любимый звук Буратино»

Задача: Познакомить детей со звуком и буквой Р

Цели:

Коррекционно-образовательные :

1. Закрепить правильную артикуляцию и навык чёткого произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях.

2. Познакомить с характеристикой звука [р] и буквой Р.

3. Совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза, навык звукобуквенного состава слова.

4. Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов совершенного вида и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Публикация «Коррекционное занятие в подготовительной логопедической группе „Любимый звук Буратино“» размещена в разделах

5. Активизировать словарь детей по теме занятия.

6. Активизировать связную речь: умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.

7. Формировать навык составления предложения из деформированных слов, упражнять в составлении графической схемы предложения.

Коррекционно-развивающие :

1. Активизировать мыслительные процессы за счёт применения знаний о своей малой Родине (посёлке Стрельна).

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память и восприятие.

3. Развивать фонематические процессы.

4. Развивать умение рифмовать слова, совершенствовать координацию речи с движением.

Воспитательные:

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание оказать помощь; активность; самостоятельность; умение управлять своим поведением в организованных формах деятельности; слушать взрослого и выполнять словесные инструкции.

Демонстрационный материал:

Игрушка Буратино.

Синий и зелёный «звуковички».

Буква «Р» синего цвета.

Буквы ГРУША (чёрного цвета).

Объёмные буквы ГРУША.

Фланелеграф.

Магнитная доска с круглыми магнитами синего и красного цвета.

Волшебный мешочек.

Проект дома с верандой (чёрно-белый).

Цветные картинки для фланелеграфа - части дома: стены, крыша, труба, веранда, рамы, дверь; клумба, цветы (астры, розы, ромашки); фруктовое дерево груша.

Карточки - символы, соответствующие основным видам совместной и самостоятельной деятельности детей.

Корзинка с грушами.

Раздаточный материал:

Дидактические коробки для индивидуальной деятельности (для проведения звукового, слогового анализа, анализа предложений) по количеству детей.

Ход:

1). Организационный момент:

Логопед : Сядет тот, у кого в имени:

- в середине слова мягкий согласный звук [Н],

- в конце слова звук [А], а буква Я.

- в середине слова звук [О], а буква Ё.

- в середине слова всегда твёрдый согласный [Ш].

- три слога т. п.

Дети: называют свои имена (Женя, Вася, Тёма, Паша, Виталик и т. д.) и садятся.

2). Введение в тему:

Логопед : К нам за помощью пришёл Буратино. Ему скоро идти в школу, а он не научился произносить свой любимый звук. Отгадайте, какой у Буратино любимый звук :

Этот звук трудней всего,

Долго учим мы его.

Язык повыше поднимаем,

К бугорочку прижимаем.

А потом подуем сильно,

Так, что трубы затрубят,

И моторы зарычат.

Дети: Любимый звук [Р]!

Логопед : Почему?

Дети: Потому, что он есть в имени «Буратино».

Логопед : Ребята, поможем Буратино?

Дети: Да, конечно!

Логопед : Ребята, вспомните, как мы с вами учились правильно произносить этот звук.

Дети: Рассказывают и показывают с помощью рук артикуляцию [Р] :

1. Артикуляция звука.

• Между зубами - щель.

• Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку (альвеолам, а боковые края прижимаются к зубам.

• Сильная струя выдыхаемого воздуха направлена на кончик языка.

2. Характеристика звука.

Дети с опорой на тактильно-двигательный и слуховой анализаторы определяют, что звук [р] :

• Согласный, потому что ему живё тся трудно: воздух встречает преграду; язык двигается.

• Звонкий, потому что его произносим с голосом.

• Бывает твёрдым и мягким.

• Непарный, «у него нет глухого братика – близнеца».

Логопед : Ставит на доску 2 «звуковичка» : синий и зелёный.

3. Работа над чётким произношением изолированного звука детьми :

Логопед : Читает стихотворение, каждый ребёнок в конце строчки произносит звук [Р], а логопед «ловит» его в «волшебный мешочек»

Самолёт рокочет … (ррр).

Прямо в небо хочет … (ррр).

Он всё выше мчится (ррр).

Как большая птица (ррр).

Самолёт рокочет (ррр).

Приземляться хочет (ррр).

Логопед : Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Абра, кодабра, фрэкс».

Что произошло со звуком [Р] в волшебном мешочке?

Дети: Он «надел» на себя волшебный костюмчик и превратился в букву Р.

4. Знакомство детей с буквой Р.

Логопед : достаёт из «Волшебного мешочка» букву Р и ставит её рядом со «звуковичками».

Дети: Говорят, что им напоминает буква Р; указательным пальцем рисуют её в воздухе и на столе. Обращают внимание на то, что буква смотрит в правую сторону.

Логопед : Буратино очень рад. Он научился произносить звук [Р], узнал букву Р, но не понял, чем звук отличается он буквы.

Координация речи с движением.

Дети:

Звуки чётко произносим,

Слушаем внимательно.

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно.

5. Произношение слоговых рядов со звуком Р.

Логопед : Буратино хочет с вами поиграть: игра «Тарабарский язык». Он произносит слоговые ряды, а дети их повторяют. (Сложность зависит от возможностей ребёнка).

Ра-ры-ру-ра

Ро-ра-ру

Ра-ра-ры и т. п.

6. Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти. Упражнять детей в чётком произношении звука [Р] в словах, словосочетаниях, и предложениях. Образование глаголов совершенного вида, прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Буратино обрадовался, что нашёл в Стрельне друзей, которые помогают тем, кто нуждается в помощи. Буратино решил построить дом и остаться жить в Стрельне, чтобы подружиться с вами. Помогите Буратино выбрать улицу в Стрельне с его любимым звуком. Дети вспоминают и называют улицы: Правды, Фронтовая, Кропоткинская, Дружбы и т. д. Затем советуют Буратино построить дом на ул. Дружбы, потому что он хочет подружиться с теми, кто живёт в Стрельне. А на улице Дружбы живут самые дружелюбные люди.

Логопед : Предлагает детям помочь построить дом для Буратино по проекту, который начертил архитектор.

Игра «Составь из частей».

Дети с опорой на чёрно-белый чертёж дома с верандой составляют на фланелеграфе из красочных частей дом (кирпичные стены, черепичная красная крыша, чёрная труба, деревянные рамы, деревянная дверь, кирпичная веранда, сопровождая речью свои действия.

Логопед : Что ты делаешь?

Дети: Я строю кирпичные стены.

Я строю черепичную красную крышу.

Я ставлю на крышу чёрную трубу.

Я вставляю деревянные рамы.

Я ставлю деревянную дверь.

Я пристраиваю к дому кирпичную веранду.

7. Звуковой и слоговой анализ.

Логопед : Замечательный дом для Буратино получился!

Вскопал Буратино в саду около дома землю, разбил клумбу и решил посадить садовые цветы, но не все, а только те, в названиях которых есть звук [Р]. (Логопед прикрепляет на Фланелеграф клумбу).

Дети называют цветы: роза, астра и садовые ромашки, закрепляют их на клумбе. При этом выполняют задания:

Роза - выделяют гласные и согласные.

Логопед : Какого цвета? Скажи ласково? (Красненькая розочка).

Астра – «бегут по звуковой цепочке» - каждый ребёнок называет по одному звуку последовательно

Логопед : Какого цвета? Скажи ласково? (Розовенькая астрочка).

Ромашка – делят слова на слоги, выделяя в каждом слоге гласный звук.

Логопед : Какого цвета? Скажи ласково? (Беленькая ромашечка).

Закрепляют правило деления слов на слоги.

Координация речи с движением:

В каждом слоге, словно в доме,

Красный огонёк горит.

Это звуки гласные, красные, прекрасные.

Образуют слог.

Звукобуквенный анализ слова. Развитие тактильного внимания, памяти, мышления.

Буратино решил посадить возле дома фруктовое дерево, в названии которого есть любимый звук [Р].

Дети: персик, груша, гранат.

Логопед : Буратино решил посадить грушу.

(Логопед прикрепляет на Фланелеграф дерево, с висящими на нём грушами).

Дети: Самостоятельно составляют звуковую схему слова «груша», используя индивидуальные дидактические коробки, называют последовательность и количество звуков в слове.

Игра «Узнай букву» : Дети в волшебном мешочке на ощупь находят и узнают объёмные буквы. Взамен объёмной буквы получают плоскостную (Г,Р,У,Ш,А).

Игра «Живое слово»

Логопед : Ну-ка, дети покружитесь и в буквы быстро превратитесь. Составьте слово «ГРУША».

Дети: Кружатся, затем встают в нужном порядке, держа перед собой буквы так, чтобы получилось слово «ГРУША». Оставшиеся дети читают слово.

Логопед : Ну-ка буквы, покружитесь и в детей все превратитесь.

Дети: Кружатся, ставят на доску буквы в нужном порядке: ГРУША. Читают сами это слово. Садятся.

8. Звуковой синтез.

Логопед : Буратино устал, проголодался. Отгадайте, что он будет готовить на обед.

Дети: По первым звукам в названиях картинок (бабочка, осы, ракета, щенок) называют слово «БОРЩ».

4). Динамическая пауза. Уточнение знаний детей о местах и достопримечательностях Стрельны. Развитие чувства ритма и умения рифмовать слова.

Логопед : Пусть Буратино сварит борщ и хорошенько пообедает, а мы с вами пока поиграем с мячом.

Игры с мячом:

«Замени первый звук в слове на [Р]»

жакетка – ракетка

забота – работа

хобот – робот

танец – ранец

пыжик – рыжик

мычать – рычать

«Продолжи слово»

Ра - … (кета)

Ра - … (бота)

ро - …

ры - …

ру - и т. д.

«Продолжи предложение»

Ра-ра-ра – у нас весёлая (игра).

Руд-руд-руд – в Стрельне есть орловский (пруд).

Тра-тра-тра – в Стрельне есть музей (Петра).

Рец-рец-рец – восстановили в Стрельне Константиновский (дворец)

Рец-рец-рец – а ещё есть в Стрельне и Михайловский (дворец).

Ру-ру-ру – мы заканчиваем (игру).

5). Составление предложения из деформированных слов. Анализ предложения. Составление графической схемы.

Логопед : Буратино услышал, как вы хорошо рифмовали слова. Предложения получились складные, как стихи. Он тоже решил придумать предложение. Послушайте: «Буратино, разный, игры, любить».

Дети: Это не предложение, а отдельные слова, потому что слова не дружат друг с другом и нам ничего не понятно.

Исправляют Буратино. Составляют предложение «Буратино любит разные игры».

Самостоятельно составляют графическую схему предложения и определяют место звука [Р] в словах.

6 Итог.

Логопед :

Ребята, вы сегодня помогли Буратино, поиграли с ним в разные игры, многому его научили. Ставит карточки-символы, соответствующие видам деятельности детей, пропуская 2 из них. Предлагает детям вспомнить, что они делали после того как Буратино вскопал клумбу (после ответа детей ставит карточку-символ «цветы»). Что делали перед тем, как стали играть с мячом? (После ответа детей ставит карточку-символ «тарелку»).

Буратино благодарит всех детей и индивидуально оценивает работу каждого. В знак благодарности Буратино вручает детям корзину с грушами, которые выросли на грушевом дереве в его саду.

Публикации по теме:

Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе с детьми с ОНР в виде логопедической спартакиады КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ в логопедической подготовительной к школе группе с детьми с ОНР Логопедическая спартакиада ловких Знаек и Грамотеев.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР «Звук [Б]. Буква Б» Занятие 3 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Совершенствование.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звук [С] и буква С» Тема: Звук и буква «С» Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Программное содержание.

Конспект ООД с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Звук [ц]» Цели: Образовательные. 1. Закрепить навык правильного произношения звука «Ц» в слогах, словах и фразах. 2. Упражнять в образовании форм.

Конспект Тема: Звук «С, С`» и буква с с детьми подготовительной логопедической Цель: Закрепить знания у детей о звуках «С, С`» и букве С. Задачи: Коррекционно - образовательные: - совершенствование умения детей давать.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Поздняя осень. Звук [Ы]»Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Поздняя осень. Звук [Ы]» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Тема:.

Коррекционное занятие в подготовительной группе «Осень» Цели: - активизация словаря по теме; - Образование относительных прилагательных от названий деревьев, образование и употребление родственных.

Коррекционное занятие в подготовительной группе «Осень» (второе занятие) Цели: - активизация словаря по теме; - Образование и употребление родственных слов, согласование прилагательных с существительными.

Коррекционное занятие в подготовительной группе «Осень» (третье занятие) Цели: - активизация словаря по теме; - закреплять знания об осенних явлениях природы и погоды, об изменениях в живой и неживой природе.

«Звук и буква И». Конспект НОД в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР Видео Тема:Звук и буква «И» [/b] Цель: познакомить детей с буквой И. Задачи:- дать понятие механизме образования звука И; - работать над развитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционное занятие в подготовительной логопедической группе «Любимый звук Буратино»
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 17:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД