МААМ-картинки

Конспект занятия «Коренные жители Мордовии: эрзяне и мокшане» в средней группе

Светлана Пышкова
Конспект занятия «Коренные жители Мордовии: эрзяне и мокшане» в средней группе

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

Конспект занятия

«Коренные жители Мордовии : эрзяне и мокшане»

в средней группе

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Кладовая эрзянского народа»

Публикация «Конспект занятия „Коренные жители Мордовии: эрзяне и мокшане“ в средней группе» размещена в разделах

Составила: Пышкова С. М.,

воспитатель средней группы.

пгт. Комсомольский, 2020

Коренные жители Мордовии : эрзяне и мокшане

Цель: развитие интереса у детей к изучению национальной культуры.

Задачи:

– познакомить детей с историй возникновения народов мокша и эрзя, местами расселения;

– способствовать формированию понятия «мордовский народ»;

– воспитывать у детей уважение к своей культуре.

Оборудование: альбомы: «Мордовская национальная одежда» (эрзя, мокша, «Мой край- Мордовия моя». Изображение рек: Сура и Мокша на карте.

Ход занятия:

Приветствие. (дети стоят в кругу, взявшись за руки)

Край мордовский – родина моя!

Край мордовский – дружная семья!

Здесь живут как друг и брат,

А при встрече говорят «Шумбрат»!

Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!

Дети: -Шумбрат, Светлана Михайловна!

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше края,

Чем наша славная Мордовская земля!

Дорогие ребята, я не случайно начала сегодняшнее наше путешествие с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии и коренных жителях республики.

Мордва. Так называется народ, который в далекие времена первым пришел на землю, где мы сейчас живем. Мордва – это эрзяне и мокшане, которые живут не только в нашей республике, но и по всей России, даже за границей. В Мордовии живут не только мордва, здесь живут русские, татары, украинцы и другие народы. В нашей группе есть дети разных национальностей. И это здорово! Все дети похожи и непохожи. Все веселые и шумные. Но у каждого свой цвет волос, свой цвет глаз, свой голос. Так и люди разных национальностей отличаются лишь тем, что у каждого народа свой язык, свои песни, свои наряды.

Сейчас только в селе можно услышать мордовскую речь. Почти все говорят на одном языке – русском. И одеваются одинаково – модно. Выходит, почти не остается различий между людьми разных национальностей. Жаль. Ведь если в книге сорвать одну страницу, то книга становится не интересной и непонятной. Так и с народами. Пропадет родной язык у народа - забудутся песни и сказки. И народ станет беднее. Только не сразу это заметим. А когда заметим, будет уже поздно. Потерянного не вернуть.

На прошлом занятии я вам говорила, что в далекие времена, на берегах реки Волга заселились люди –эрзяне. Это наши с вами прабабушки и прадедушки – наши предки. ( показать карту с обозначением рек: Мокша и Сура) Мордва-эрзя селились там, где и теперь текут воды Суры, Алатыря, Пьяны, а мордва-мокша – по берегам Мокши, Иссы. Мокшане – это тоже коренные жители мордвы. Вот у Арсения, например, папа – мокшанин. Значит и Арсений у нас мокшанин, потому что и бабушка и дедушка у него мокша. У них другой язык: свой- мокшанский, и наряды тоже отличаются от эрзянских (показать картинку с изображением мокшанки, и обычаи у них тоже другие.

Значит, мордовский народ делится на две группы : мокша и эрзя, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков.

Подвижная игра ««В гусей и волка».

-Ребята, а вы любите играть? Сейчас мы с вами поиграем в одну мордовскую народную подвижную игру. Мордовский народ придумал ее очень давно, но в нее играют дети до сих пор. А называется эта игра «В гусей и волка».

(Играющие выбирают хозяина и волка, остальные гуси. На одной площадке находится дом, где живут хозяин и гуси, а на другой прячется волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей.

Идет перекличка между хозяином и гусями)

- Гуси-лебеди, домой!

- Серый волк под горой!

-Что волк там делает?

-Костер разводит, вас жарить собирается! Как хотите убегите, но себя поберегите!

(Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда все гуси пойманы)

- Ребята, вам понравилась игра?

(После игры дети садятся на свои места, занятие продолжается)

Воспитатель, используя театр на палочке, рассказывает детям легенду, демонстрируя движения.

- Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.

Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный.

(Во время рассказа легенды звучит тихая лирическая, мордовская музыка).

Подведение итогов занятия.

Вам понравилась легенда? О чем рассказывает легенда? (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лесные жители» в младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лесные жители» в младшей группе «Лесные жители». Конспект по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Цель: Обобщение представления детей о диких животных. Задачи:.

Фотоотчет о коллективной работе по аппликации с элементами рисования «Жители теремка» детей средней группыФотоотчет о коллективной работе по аппликации с элементами рисования «Жители теремка» детей средней группы Цель: формировать у детей умение выполнять коллективную работу по аппликации с элементами рисования. Задачи: - продолжать учить детей.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Конспект комплексного занятия по экологии на тему: «Жители нашего леса» (в младшей группе)Конспект комплексного занятия по экологии на тему: «Жители нашего леса» (в младшей группе) Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии»Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии» Конспект НОД "Флаг моей малой Родины — Мордовии"(для детей среднего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жители зимнего леса» с использованием ИКТ Цель: Закрепление у детей знаний об обитателях леса в зимнее время года. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные изменения в живой и неживой.

Конспект НОД «Знакомство с Красной книгой Мордовии» во второй младшей группе Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой Мордовии" во второй младшей группе. Автор: Чернова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский.

Конспект ООД по познавательному развитию в первой младшей группе «Лесные жители»Конспект ООД по познавательному развитию в первой младшей группе «Лесные жители» Конспект ООД по познавательному развитию в 1 младшей группе «Лесные жители». Провела: воспитатель Новикова В. В. Цель: Дать детям представление.

Конспект занятия по лепке «Жители аквариума»Конспект занятия по лепке «Жители аквариума» Лепка. «Жители аквариума». Конечно же, каждый ребенок мечтает, чтоб у него жил маленький комочек счастья. Для каждого ребенка это важно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Коренные жители Мордовии: эрзяне и мокшане» в средней группе
Опубликовано: 18 октября 2021 в 21:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД