Получи документы

Литература экологической направленности, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Ленара Казакова
Литература экологической направленности, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Огромное значение на развитие речи старшего дошкольника оказывает литература. Так, многочисленные исследования (В. В. Гербова, В. А. Говорухина, С. В. Дубровина, М. Костюченко и др.) показывают, что дети старшего дошкольного возраста живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им литературные произведения, поскольку ребенок живет чувствам, с помощью их воспринимает и понимает окружающий мир. Сопереживание и содействие героям литературных произведений в воображаемых условиях позволяет ребенку старшего дошкольного возраста развивать свою речь, обогащать ее выразительными средствами.

Публикация «Литература экологической направленности, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На важность развития речи старших дошкольников средствами литературы указывали педагоги, психологи, лингвисты (М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева и др.)

Исследования (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

По данным исследований Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, О. С. Ушаковой и др., дети старшего дошкольного возраста, имеющие довольно большой словарный запас, определенную сумму представлений об окружающем, научившиеся эмоционально реагировать на события, свидетелями которых они оказываются, ставшие внимательнее, в целом более углубленно воспринимают литературные произведения. Они не только понимают сюжет, но и замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов; старшие дошкольники уже высказывают свое отношение к персонажам.

Многие педагоги (В. А. Сластенин, О. В. Соболева и др.) отмечают, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, художественная литература воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и «ритм» родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни, и в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться все последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение книг детям служит одним из условий развития слуха, а на этой основе – усвоения языка.

По мнению О. С. Ушаковой, «художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка».

Еще в 90-е годы в НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой был выполнен ряд работ (Н. В. Гавриш, Л. А. Колунова и др., показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано с формированием образности речи. Исследования были проведены на материале разных жанров фольклора – народных сказок, пословиц, поговорок, произведений художественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, при которых речь ребенка обогащается различными средствами художественной выразительности.

По мнению Е. И. Тихеевой, «живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям. Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме».

Для развития речи детей старшего дошкольного возраста эффективно использовать литературу экологического содержания, т. е. ту литературу, которая является для детей источником научных знаний, посредством которой они знакомятся с природой. К такой литературе экологической направленности можно отнести произведения В. В. Бианки, который является основоположником детской природоведческой книги. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Рассказы писателя помогают детям понять сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и т. п. Так, сказка «Первая охота» В. В. Бианки знакомит детей старшего дошкольного возраста с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны и познавательны в плане формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Cо слов В. Н. Фрадкина, они позволяют «раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями».

Из произведений В. В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети старшего дошкольного возраста узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира. Произведения экологической направленности учат старших дошкольников понимать и беречь природу, ее жителей и ресурсы; осознавать причинно-следственные связи между деятельностью человека и сохранностью природы («Синичкин календарь», «Лесные разведчики», «Повесть о лесе», «Приключения Муравьишки» и др.). В. В. Бианки «ведет» ребенка от простого первоначального разгадывания того, что происходит вокруг него, к самостоятельному исследованию уголков родного края, к открыванию в них новых для себя «земель», к осмыслению хотя бы еще только самых простых законов природы, тем самым ребенок задает вопросы, учится отвечать на вопросы другого человека, заинтересованно слушает речь взрослого и сверстников, учится правильно строить свои речевые высказывания.

Таким образом, литературные произведения экологической направленности В. В. Бианки способствуют развитию речи старших дошкольников : дети узнают новые слова, пополняют свой активный и пассивный словарь, слышат и запоминают фразеологизмы, историзмы, неологизмы, метафоры и т. п.

К литературе экологической направленности, позволяющей развивать речь дошкольников можно отнести произведения Е. Чарушина. Писатель-природовед Е. Чарушин любит наблюдать за животными. Его рассказы – это мир природы. Яркий мир природы открывают перед дошкольниками и произведения Н. Сладкова. Тема его произведений – жизнь детенышей зверей и птиц. Сладков дает детям знания о природе в форме реалистического рассказа. Таким образом, слушая рассказы Е. Чарушина, старшие дошкольники активно обсуждают характер, поведение животных, высказываются, выражают свое мнение, тем самым стремительно развивают свои речевые потребности.

Литература экологической направленности помогает взрослому объяснить детям суть экологических проблем, причины их появления, дает возможность осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем. Такая литература, по мнению М. Костюченко, «обогащает речь детей, делает эмоции насыщенными, дает дошкольникам образцы русского литературного языка». Образный язык произведений и иллюстрации художников к ним способствуют развитию у детей эстетического восприятия, обогащают речь выразительными средствами, пополняют и расширяют словарь.

К литературе экологической направленности, способствующей не только экологическому воспитанию старших дошкольников, но и развитию их речи, следует отнести произведения И. И. Акимушкина («Кто без крыльев летает», В. П. Астафьева («Конь с розовой гривой», В. Г. Бобенко («Мифы и растения», П. И. Барто («Пусть поют птицы», Д. Берни («Растение», Е. В. Вологдиной, Н. Н. Малафеевой, И. В. Травиной («Живая природа», Б. Н. Головкина, А. А. Минина («Чудеса живой природы», А. Н. Грешневикова («Экологический букварь», А. Гэнери («Что внутри растений?», В. Г. Дмитриевой (Первая энциклопедия «Все обо всем», Б. Е. Железовского («Недра. Почва. Растительный и животный мир», Б. С. Житкова («Рассказы о животных», В. В. Иваницкого («Попугаи», О. Коровкина («Тайны растительного мира», С. П. Красикова («Легенды о цветах», В. С. Мальта («Кто живет и что растет в пустыне», С. А. Махотина («Прогулки по лесу», К. П. Моргуновой («Фантазии из ракушек», Н. Н. Непомнящего («Бабочки», Н. И. Сладкова («Азбука леса. Рассказы, сказки, миниатюры», «Лесной календарь», А. В. Староверова («Приключения бельчонка Кисточки», Т. А. Шорыгиной («Птицы. Какие они?») и др.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное, значение слов и словосочетаний. При анализе литературного текста, его восприятии, дети данной возрастной категории способны эстетически воспринимать художественный образ, активно осваивать средства художественной выразительности, передавать в образном слове определенное содержание; выражать в исполнительстве идеи и смысл литературного произведения. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказываться об их содержании, персонажах, изобразительно-выразительных средствах.

2. Литература экологической направленности способствует развитию не только экологической воспитанности старшего дошкольника, но и его речи. При слушании произведений экологической направленности дети активно обогащают словарь, воспитывают художественный вкус, поэтический слух, учатся выстраивать собственные речевые высказывания, обогащают свою речь новыми терминами, средствами выразительности языка. Литература экологической направленности способна обращать внимание старшего дошкольника не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. При этом усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты, ритм, рифма, стиль и пр.). Этому способствует механизм понимания содержательной стороны связного текста экологической направленности, отличающегося наглядностью, который в старшем дошкольном возрасте уже вполне сформирован.

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Детская художественная литература, как средства развития театрализованной деятельности детей.

Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых При ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными и практическими методами, умело сочетая их со словесными (рассказы,.

Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Если хочешь, чтоб ребята, Знали звуки и слова, В руки папку Вы возьмите, Загляните все туда! И огромный мир ребята, Вам откроется.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Методическая разработка \"Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста\" Методическая разработка Фольклор как средство.

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье.

Проект «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста» Проект: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста» Фаттахова Наталья Анатольевна, воспитатель Наименование.

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста Сказкотерапия является естественной формой общения и передачи опыта. Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит.

Сочинение сказки, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возрастаСочинение сказки, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы знаем, что в последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых.

Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литература экологической направленности, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 июня 2019 в 09:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД