Рима Хорава
Литературно-музыкальное представление для первоклассников «Прощание с Букварём и посвящение в читатели»
Литературно-музыкальное
представление для первоклассников :
Прощание с Букварём и посвящение в читатели
Цель:
• пробудить интерес к чтению первоклассников;
• пропагандировать популярные детские книги и авторов;
• развивать у детей чувство любви к книгам, умение правильно и ответственно относиться к ним.
Публикация «Литературно-музыкальное представление для первоклассников „Прощание с Букварём и посвящение в читатели“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Начальная школа. 1 класс
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Посвящение в первоклассники. Сценарии
- Прощание с букварем и азбукой. Сценарии для 1 класса
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2018
Оборудование: микрофоны, мультимедиа оборудование, костюмы персонажей праздника: Азбука, Буквы, Литературия, Лентяй, Двойка.
Презентация «Прощание с Азбукой!».
Танец. Танцуют дети. Прошай Букварь.
Чтец: (1 а Даша)
Мы с вами собрались не зря,
Трудились мы немало!
Сегодня праздник Букваря!
Букварь – всех книг начало.
Букварь должны мы уважать –
Он не жалел стараний,
Он всех нас выучил читать,
Вручил ключи от знаний.
Чтец: (1 б)
Мы довольны, мы довольны,
Мы ни капли не устали.
Сколько нового узнали!
Как садиться, как вставать,
Как с соседкой не болтать,
Как здороваться, прощаться,
Как с пеналом обращаться,
Как держать в покое руки –
Нет для нас трудней науки!
Чтец: (1 в)
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки.
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
Чтец: (1 г Чумакова Анна)
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постоянно, понемногу
Мы научились все читать.
I Ведущий: Здравствуйте, первоклассники! Здравствуйте, уважаемые учителя и родители. Сегодня у нас с вами необычный праздник - Прощание с Азбукой и посвящение в читатели. Мы постараемся рассказать вам много интересного о происхождении первого «Букваря» и «Азбуки», в том числе и библиотеки. А наши первоклассники покажут своим родителям, что не зря ходят в школу: они получают знания.
Первый слайд.
II Ведущий: (Лазарева Анастасия 8 б)
По-древнерусски первая буква алфавита называется «аз», вторая – «буки». Вот и получилось «азбуки», или азбука. А слово «букварь» означает «собрание букв», ровно как словарь – «собрание слов».
Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте. Древнейшие славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений, относятся к IХ веку. Самая древняя русская учебная азбука относится к ХI веку и записана на берестовой грамоте. Азбука древнее Букваря.
Букварём стали называть печатные азбуки, в состав которых входили не только алфавит и слоги, но и материал для чтения.
Букварь – это учебник для обучения грамоте, пособие по развитию речи и логического мышления детей.
Второй слайд.
I Ведущий: В России первый славяно-русский букварь Ивана Федорова появился в 1574 году. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены орнаментами из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв. Причём алфавит приводится в прямом и обратном порядке. Такой приём повторения алфавита помогал лучшему запоминанию. В этом букваре есть и двух, и трёхбуквенные слоги, и знаки препинания. В нём есть также разделы по грамматике и по орфографии. В материал для чтения включены молитвы, притчи, наставления.
Третий слайд.
Русская азбука – это начало начал великого русского языка. Может быть, его богатство объясняется тем, что в своих истоках он хранит многовековые тайны. А русские писатели с незапамятных времён пытаются с его помощью разобраться в никем еще не разгаданной тайне русской души. Произведения же великих писателей хранятся…где?
Четвертый слайд.
Чтец: (Мусаева Лейла 4 в)
Как-то раз возник вопрос
Да не в шутку, а всерьё з:
Книг так много издают,
Где же все они живут?
Со слов находчивого грека
Растерялись мы в начале:
Неужели дома нет!
Но словарь (конец печали)
Дал на это нам ответ.
Есть дом у книг – БИБЛИОТЕКА!
II Ведущий: Что же такое библиотека? В переводе с греческого – это книгохранилище («библио» - книга, «тека» - хранить). Но библиотека – это не только хранилище книг. Это и память народа, это центр познания и общения. Так было во все времена.
А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шёлка. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
При раскопах над входом в одно из помещений дворца Рамзеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души».
По мнению древних египтян, книги можно сравниться лекарством, которое делает сильным ум человека, облагороживат его душу.
I Ведущий: А для чего мы ведем разговор о книгах, зачем они нам нужны?
Чтобы грамотными стать (1 а)
И по жизни умело шагать, (1 б)
Надо многое знать, (1 в)
Надо много читать. (1 г)
В зал забегает мальчик Ваня, которого все знают, как лентяя, а двойка следом бежит.
Лентяй. (5 в Харченко Ваня)
Я – лентяй. Учиться – лень!
Отдыхаю целый день.
Телевизор на диване
Я могу смотреть часами.
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Если кто-то скажет вдруг:
“Почитай-ка, Ваня, вслух!”
Покраснею, побледнею,
Ведь читать…я не умею!
Лучше спрячусь я от всех!
Буквы брошу, убегу, ничего я не хочу!
Двойка. (5 в Лопухова Анна)
Я прелестна всем на диво!
Так изогнута красиво.
Украшаю я дневник,
Коль плохой ты ученик.
Никому не верьте, детки,
Лучше двойки нет отметки!
Без меня вам нельзя.
Все лентяи мне друзья.
Лежебок, нерях люблю я.
А прилежных не терплю я.
Если хотите со мною дружить,
Как можно больше двоек нужно получить.
Здравствуйте, ребята! Случайно узнала, что у вас сегодня праздник. А меня пригласить вы, конечно, забыли…
II Ведущий: Так нельзя. Ты такой большой, а читать не умеешь и еще с двойкой дружишь. Наши первоклассники дружат только с четвёрками и пятёрками, потому что они подружились с Азбукой. Ребята, давайте поможем Ване. Попросим Азбуку прийти с буквами.
Дети: Азбука, Азбука!
В зал с буквами входит Азбука, как дядька Черномор с 33 богатырями.
Азбука: Здравствуйте, ребята. Здравствуй, Ваня. Мы постараемся тебе помочь. Постройте буквы в правильном порядке!
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот, разинув рот,
Булку просит бегемот.
В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
Е и Ё : Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
З: Звезды видели мы днем.
За рекою, за Кремлем.
И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
М: Мед в лесу медведь нашел.
Мало меду, много пчел.
Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
О: Ослик был сегодня зол.
Он узнал, что он осел.
П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.
У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.
Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.
Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.
Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!
Азбука: Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники.
Азбука обращается к Ване:
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
Но для тебя они ключи.
Ко всем чудесным книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растениях и машинах.
Ты побываешь на морях.
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края,
Откроет путь от А до Я.
Азбука: Я уверена, что мальчик Ваня понял, как важно знать буквы.
Лентяй: (5 в Харченко Ваня) Круто! Я обязательно научусь читать и стану таким умным, как вы. А ты отойди от меня, двойка, я буду дружить только с четвёрками и пятёрками. (Ваня отгоняет от себя двойку, и обиженная двойка убегает).
Библиотекарь: Дорогая, Азбука, побудь у нас на празднике (Азбука садится в зал).
Мы постарались познакомить тебя, Ваня, с буквами, но ты сам тоже должен приложить усилие и трудиться каждый день. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Присаживайся, будешь нашим гостем, а мы с ребятами продолжим праздник.
I Ведущий: Песня с исполнением первоклассников. «Дружба с букварём», автор Гульнара Азаматова-Бас поют учащихся первых классов нашей школы.
1 куплет.
Радуются дети, мамы и отцы,
Потому что вместе все мы молодцы!
В школу нас водили видно вы не зря.
С буквами сдружились мы из букваря.
Припев:
Буквы разные от А до Я -
Наши лучшие теперь друзья,
Гласные и согласные подружки дорогого букваря 2 раза
2 куплет.
Мне не нужно к маме больше приставать.
Сможем мы и сами книжку прочитать.
Потому что мчались в школу мы не зря,
Буквы изучали мы из букваря.
Припев:
Буквы разные от А до Я -
Наши лучшие теперь друзья.
Гласные и согласные подружки дорогого букваря 2 раза
3 куплет.
Радуются дети, мамы и отцы,
Потому что вместе все мы молодцы!
И любую трудность мы переживем.
Победила дружба, дружба с букварем!
Припев:
Буквы разные от А до Я -
Наши лучшие теперь друзья,
Гласные и согласные подружки дорогого букваря 2 раза
Чтец: (4 в Акаева Алина)
Чему первым делом научится кошка? – Хватать!
Чему первым делом научится птица? – Летать!
Чему первым делом научится школьник? – Читать!
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре.
Он читать меня научит,
Жизнь теперь мне не наскучит.
Буду книжки я читать,
Чтобы много знать.
II Ведущий: Праздник без гостей не может быть. К нам на праздник обещали прийти герои из сказок, которые вы читали.
Стук дверь. Дети, а у нас уже первые госты. (Входит Кот ученый и Сказочница).
Кот учёный. (Макаренко Елизовета. 5 в)
Здравствуйте!
Я очень мудрый и учёный кот.
У меня, друзья, всегда полно забот.
Коль иду направо - песенки пою.
Я певец известный, правду говорю!
А иду налево, то слагаю сказки.
Выполнить заданье нужно без подсказки!
Я, ребята, для вас приготовил задание. Дополни имя сказочного героя. Вы готовы:
Кащей – …Бессмертный
Сестрица - …Аленушка
Баба - …Яга
Иван - …царевич
Крошечка - …Хаврошечка
Елена - …Прекрасная
Мальчик- с -…пальчик
Братец - …Иванушка
Змей - …Горыныч
Финист - Ясный …Сокол
Кот учёный. Молодцы, с заданием вы справились. Умные! Прямо как я. С нетерпением буду ждать вас в книжном царстве.
Сказочница: Здравствуйте. А теперь давайте проведём сказочную разминку.
1. Кто говорил о себе так: «Это было тогда, когда на наших окнах
зацвели розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок
зеркала эльфов, и я стал видеть всё злым и безобразным». / Кай из сказки Г. Х. Андерсена
«Снежная королева» /.
2. «Появился на птичьем дворе птенец – утёнок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью». Что за птенец, из какой сказки? /«Гадкий утёнок». Г. Х. Андерсен.
3. «Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зелёном стульчике сидела девочка, совсем крошечная…» / Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
4. У кого из героев были хрустальные туфельки? / У Золушки /.
5. В какой сказке девочка зимой идёт в лес за цветами? Кто автор? /«Двенадцать месяцев» / Маршак С. Я. /.
6. С нами живёт собака – наш верный друг. Зовут её так же, как собаку из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» / Артемон /.
7. Отгадайте, где мы живём. А живём мы со сказочником там, где жили старик со старухой ровно тридцать лет и три года. /А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке» - у самого синего моря /.
I Ведущий: Стук дверь. Ой, опять слышно стук. Кто же к нам пришел? Здравствуйте, доктор.
Доктор Айболит: (Русс Ярослав 5 в.) Здравствуйте! Здравствуйте, первоклассники, уважаемые педагоги и многоуважаемые родители! Вижу и слышу, что у вас тут собрались умные первоклассники. И меня, наверное, знают. Для тех, кто не знает, представлюсь. Я - доктор Айболит, книжкин друг. И лечу я не ребят, не зверят, а книжки. Ведь книжки, как и люди, тоже, увы, болеют. Правда они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: бледнеют, желтеют, сохнут, рассыпаются на листочки. Эти терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они страдают.
Вот тут на помощь прихожу я и мои товарищи, книжкины друзья. Мы подклеиваем странички, делаем новый корешок. А чтобы книжка не была на нас в обиде, нужно знать правила обращения с книгой.
Библиотекарь. Уважаемый доктор Айболит, мои читатели знают, как обращаться с книгой. Да, ребята? (Да). Вы в этом сейчас убедитесь. Ребята, давайте успокоим доктора и расскажем, что любит книжка.
Что любит книжка?
Обложку. - Да.
Грязные руки. - Нет.
Закладку. - Да.
Дождик и снег. - Нет.
Бережное отношение. - Да.
Ласку. - Да.
Яичницу. - Нет.
Чистые руки. - Да.
Драться. - Нет.
Жить на книжной полке. - Да.
Любознательных читателей. - Да.
Валяться на полу. - Нет.
Баба Яга: Забегает Баба Яга с Нафаней и возмущаются. Я не поняла, что за беда, что за умные дети собрались тут. Все они прочитали. Знают, как с книгой обращаться. Не слишком ли простые им вопросы задаёте?
Библиотекарь: И вам здравствуйте, Баба Яга. Здравствуйте, Нафаня. Все воспитанные люди сперва здороваются, а потом задают вопросы. А вы, во-первых, перебили нашего уважаемого гостя и еще впридачу ругаетесь. Вы можете задавать свои вопросы первоклассникам, и они с удовольствием на них ответят. А мы поблагодарим уважаемого гостя – доктора Айболита. Присаживайтесь, пожалуйста.
Баба Яга: Какие вы все вежливые. Сейчас узнаем, какие вы всезнайки. Мы вас сейчас как запутаем, как наколдуем. Отгадайте, из какой сказки эти слова и кто их говорит:
1. «Жила – была коза. У неё было семь деток. Сделала она себе избушку в
лесу. Каждый день уходила Коза за кормом в лес. Сама уйдёт, а деткам
велит крепко – накрепко запереться и никому не открывать…». Что за сказка?
(«Волк и семеро козлят»). Баба Яга.
2. «Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайчика ушёл,
И от волка ушёл,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!». Из какой сказки эти строки?
(«Колобок»). Нафаня.
3. «Я иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла». Ну, какая же это сказка? Не знаете ведь.
(«Красная шапочка»). Баба Яга.
4. «Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я,
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил».
А вот мою точно не угадают. (К. Чуковский «Мойдодыр»). Нафаня.
5. «С книжкой шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовётся тот мальчишка?»
(Толстой А. Приключения Буратино»). Баба Яга.
6. Чёрные, кривые, от рождения немые.
А как только встанут в ряд сразу все заговорят. (Буквы). Нафаня.
7. Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие! Разные такие!
Без них нельзя постичь науки! Вы догадались? Это… (Звуки). Баба Яга.
Баба Яга: Ну вот. Так нечестно и неинтересно. Они все знают.
Нафаня: Наверняка у них умные учителя, и родители верные помощники им.
Баба Яга: Вот они как дружно все пришли, улыбаются, хлопают.
Нафаня: И папы, и мамы пришли. Вон там бабушка с белоснежными зубами с дедушкой стоят. Радуются.
II Ведущий: Дети знают не все, им для этого надо учиться до одиннадцатого класса в школе и всю жизнь, но что касается программы первого класса, они постараются освоить. И если даже что-то не получается с помощью умных и верных учителей, они все преодолеют.
Сегодня Азбука прощается с вами, но буквы останутся с вами в
Сегодня Азбука прощается с вами, но буквы останутся с вами в
Библиотекарь. Давайте вспомним, с какими чертами характера мы познакомились на уроках благодаря азбуке. А вы, уважаемые, присаживаетесь и узнавайте наших первоклассников лучше, чтоб не сомневаться в них.
А – аккуратность, активность
Б – благородство
В – верность
Г – гуманность
Д – доброта
Е – единодушие
Ж – жалость
З – здоровье
И – искренность
К – культура, красота
Л – любовь
М – милосердие
Н – нежность
О – осторожность
П – патриотизм
Р – радость
С – справедливость
Т – терпимость
У – уважение
Ф – фантазия
Х – храбрость
Ц – целеустремленность
Ч – честность
Ш – широта души
Щ – щедрость
Э – элегантность
Ю – юмор
Я – ясность ума
Чтец: (Настя 4 в класс)
Спасибо, Азбука, за все,
Что сделала для нас!
За слово первое твое, за стих,
За первый твой рассказ.
Нас научила ты читать, писать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я,
И с нами будешь ты всегда!
Библиотекарь: Наверное, все наши гости убедились в том, что азбука научила нас многому. Давайте за все это и скажем нашему учебнику спасибо! Три, четыре.
Дети: Спасибо! Спасибо! Спасибо!
Азбука.
Азбука. - Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова. Пришло время нам расстаться и познакомить вас с книжкой, с которой вы пойдете из класса в класс. Она называется «Литературное чтение», она к нам в гости пришла, и с вами познакомиться мечтает.
Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках. Останутся с вами и мои друзья – сказочные герои.
В добрый путь по дороге знаний!
Входит Книга Литературного чтения
Литературное чтение. (Яных Виктория. 4 в)
- Вам мое почтение! (Кланяется).
Я - Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Первоклассник. 1 г
-Пушкин, Лермонтов, Толстой.
Да, учебник непростой.
Так много интересного,
Пока мне неизвестного.
Литературное чтение. (Яных Виктория. 4 в)
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Песня: Северная Азбука. Поет ученица 1 г класса Чумакова Анна.
Библиотекарь. Наши первоклассники читают, и читают очень хорошо. Просмотрев все читательские формуляры, я приняла решение наградить самый читающий класс и самого читающего ученика в каждом классе. Награждается Грамотой самый читающий класс … Грамотой награждается …
Ребята, примите поздравление и от наших гостей, сказочных героев.
Кот учё ный: Желаем в Мир Знаний смелее шагать,
Охотно учиться, читать и считать,
И буквы в словах выводить аккуратно!
Сегодня поздравить тебя так приятно!
Доктор Айболит: Желаю Вам всем прочитать горы книг.
И станет прилежным любой ученик.
Баба Яга: Желаю, ребята, со сказкой дружить,
И в сказочном мире немного пожить.
Нафаня: Умеете Вы и читать, и писать,
Желаю, чтоб Вы научились летать.
Сказочница: Желаю Вам книголюбами быть:
книги и знать, и, конечно, любить!
Танец. Спасибо Букварь.
Библиотекарь: Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех!
За азарт соревнования, обеспечивший успех!
Вот настал момент прощания,