Получи документы

Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Коновалова Наталья
Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Научный руководитель: Лахмоткина В. И., доцент, кандидат педагогических наук

Армавирский государственный педагогический университет

город Армавир, Россия.

Аннотация: в данной статье описаны особенности логопедической работы по формированию связной речиу младших школьников с общим недоразвитием речи и способы коррекции данной речевой патологии.

Ключевые слова: речь, связная речь, общее недоразвитие речи, логопедическая работа.

Публикация «Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Речь является важнейшей составляющей в жизни человека, ее полномерное использование возможно только в том случае, если индивид освоил все ее компоненты.

Процесс освоения правильной речью является достаточно сложным и продолжительным. Теоретическими вопросами изучения развития речи занимались многие специалисты, в их числе были К. Д. Ушинский, А. А. Леонтьев, Т. А. Ладыженская, Л. В. Занков, Р. С. Немов, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, Е. И. Никитина и др.

Благодаря данным психолого-педагогических исследований выяснилось, что с каждым годом наблюдается тенденция развития сложных речевых нарушений. Проблема логопедической работы по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной на сегодняшний день.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Для того, чтобы рассказать о чем-либо, необходимо представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, правильно использовать интонацию, расставлять логические ударения, подбирать правильные слова, уметь строить сложные предложения и многое другое. Данная форма речи отражает все достижения речи в овладении родным языком, в освоении его словарного запаса, звуковой стороны и грамматического строя. Коммуникативная функция связной речи осуществляется в двух формах –диалоге и монологе.

Диалог - это форма речи, которая представляет собой разговор между двумя или более лицами, состоящий из обмена репликами между ними. Монолог – это высказывание одного человека, которое представлено в устной или письменной форме. [3].

Дети с общим недоразвитием речи часто сталкиваются с проблемами развития связной речи. Левина Р. Е. совместно с сотрудниками НИИ дефектологии сформировала теоретические положения об общем недоразвитии речи, где определила данную патологию, как сложное речевое расстройство, при котором у детей с сохранным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Основной причиной данной речевой патологиивыступает недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза [5].

Известно, что процесс формирования связной речи является основным условием, возникающим перед ребенком в процессе школьного обучения. К началу обучения в школе у детей с общим недоразвитием речи заметно отстает от нормы уровень сформированности лексико-грамматических средств языка. Такие авторы, как Воробьева В. К., Спирова Л. Ф., Бабина Г. В. и другие указывали на то, что у младших школьников самостоятельная связная контекстная речь на протяжении долгого времени остается несовершенной, в частности отмечаются сложности в программирования высказываний, в отборе материала, лексико-грамматическом структурировании высказываний, нарушения связности и последовательности изложения.

Отсутствие сформированного навыка связной речи вызывает ряд негативных последствий для ребенка. Отсутствие данного навыка резко ограничивает интерес и коммуникативные потребности, соответственно оказывается прямое влияние на познавательные возможности ребенка, и в последствии препятствует процессу овладения знаниями [1].

Перед специалистами появляется необходимость создания методов для успешного формирования навыка связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Разработкой методов устранения нарушений формирования связной речи занимались такие специалисты, как Леушина А. М., Ворошнина Л. В., Ушакова О. С. и др. При обучении связной речи детей с общим недоразвитием речи на современном этапе, используются различные методы, такие как: использование компьютерных презентаций, предварительное составление модели описания, картинно-графический план, повествовательные описания пейзажной живописи, использование схем-модулей и т. д. [4].

В исследовательских работах Струниной Е. М., Коротковой Э. П., Радиной Е. И., и других описаны задачи, содержание, формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах. Благодаря технологиям, направленным на формирование диалогических умений, созданными Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой, М. В. Ильяшенко и другими, логопеды имеют возможности для устранения данного нарушения речи.

Для формирования навыка связной речи используются методики, разработанные Бородич А. М., Запорожец А. В., Тихеевой Е. И., Пеньковской Л. Ф. и других. Также, для активного формирования данного навыка специалисты рекомендуют использовать театрализованные игры, основу которых составляют ролевые диалоги, сюжетно-ролевые игры, игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений, на развитие регуляционно-коммуникативных умений, на развитие аффективно-коммуникативных умений.

В процессе логопедической работы по формированию навыка связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи основной целью выступает развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания. Занятия должны проводиться 2-3 раза в неделю во внеурочное время. Работа осуществляется по таким направлениям, как: работа над словосочетанием, работа над предложением, письменные и сжатые изложения, письменные сочинения, устные пересказы и рассказы текстов.

Задания предоставляются ученикам по степени их усложнения. В процессе работы от детей требуется осмысленность, полнота передачи, последовательность, широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов, соблюдение правильного ритма, интонации и громкости речи. Основными формами обучения, выступают: занятия, игры, экскурсии, наблюдения. Среди приемов, используемых на занятии выделяются такие как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и другие.

Во время занятий специально создаются ситуации, побуждающие ребенка к продуцированию речевых высказываний, развитию желания поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Для эффективного развития речи уточняются и обогащаются не только языковая, но и предметная действительность. Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требующее от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

В свободной деятельности дети самостоятельно или совместно с логопедом, учителями, родителями закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребляют отработанные на занятиях грамматические категории и поставленные звуки, используют правильную интонацию, элементы эмоционально выразительной речи.

На протяжении всей логопедической работы родителям даются рекомендации по развитию связной речи у младших школьников. [5].

Таким образом, речь является важнейшей составляющей в жизни каждого человека, где главным компонентом выступает ее связность. Нарушения формирования навыка связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи являются достаточно серьезной проблемой в период обучения в школе. Соответственно, благодаря логопедической работе по устранению данной речевой патологии, обучение в школе становится успешным.

Список литературы:

1. Алшинбекова, Г. К. Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий —// Исследования молодых ученных: материалы XI Междунар. науч. конф. — Казань: Молодой ученый, 2020.

2. Капышева Н. А. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок // Логопедия. 2003. - № 1-2. – С. 44-50.

3. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстов / Доступ с сайта Педагогическая библиотека.

4. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2015-134 с.

5. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2011

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 21 марта 2022 в 01:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД