МААМ-картинки

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР в компенсирующей группе ДС

Юлия Глотова
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР в компенсирующей группе ДС

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ учителем-логопедом.

Коррекционно-развивающее сопровождение направлено на решение основных проблем детей дошкольного возраста 4–7 лет с задержкой психического развития, посещающих группу компенсирующей направленности : развитие и коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного аппарата, формирование мелкой моторики рук и межполушарных связей, совершенствование звуковой стороны речи.

Публикация «Логопедическое сопровождение детей с ЗПР в компенсирующей группе ДС» размещена в разделах

Цели: создание условий для коррекции звуковой стороны речи дошкольников с ЗПР через психомоторную гимнастику, использование игровых упражнений и дидактических игр.

Задачи : создать психолого-педагогические и дидактические условия для формирования звуковой стороны речи, развития и коррекции речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей у дошкольника с ЗПР с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

повысить уровень компетенции педагогов с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ;

Кроме этого, в коррекционной работе представлено взаимодействие всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя – дефектолога, педагога-психолога, учителя - логопеда, воспитателей, учитывающих индивидуальные особенности воспитанников, возможности предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающую своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений, способствующую более высоким темпам общего и

речевого развития детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По данным психолого-педагогического обследования, проведенного в сентябре 2018 года, выявлено, что у всех детей имеются нарушения звукопроизношения:

•нарушение двух групп звуков (свистящих и шипящих) отмечалось у 26 % детей;

•трех групп (свистящих, шипящих, [Р] или [Л] –у 43 %;

•свыше трех групп (свистящих, шипящих, соноров и простых по артикуляции переднеязычных)

–у 31 % обследованных детей.

Причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.

Для правильного произнесения звука необходимо: подвижность органов артикуляции, развитое речевое дыхание, развитие мелкой моторики также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.

У большого количества детей с ЗПР нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляторного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Речевое дыхание у дошкольников с ЗПР имеет ряд особенностей: очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи; неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы); неумелое распределение дыхания по словам ( ребенок вдыхает в середине слова: мы с мамой пой – вдох –дем гулять); торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»; неравномерный толчкообразный выдох (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно); слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Наибольшие трудности детей с ЗПР испытывают при выполнении заданий, связанных с развитием

мелкой моторики: неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации.

У детей с ЗПР при работе не задействованы обе руки, они затрудняются работать одновременно синхронно двумя руками, в работе не участвуют все пять пальцев, что очень важно в том случае, когда мы хотим, чтобы движение развивало мозг. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. У детей с задержкой психического развития снижается активность левого полушария.

Полноценного развития таких детей можно достичь только в том случае, когда создаются адекватны: комплексные условия обучения и воспитания.

В связи с этим специалистами разработана и реализуется комплексная

коррекционно-развивающая программа по психомоторному развитию, которая направленная на решение основных проблем детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: развитие и коррекция речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей, звуковой стороны речи.

При решении задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущей является смешенная (индивидуально-групповая) форма работы с детьми. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или вовсе их пропускают. Желаемого успеха можно достичь лишь в том случае, если усилия всех участников коррекционно-образовательного процесса будут объединены, т. е. если воздействие будет комплексным.

В современной дефектологической науке проблемам задержки психического развития, изучению особенностей детей с ЗПР посвящены исследования в клиническом, психолого-педагогическом аспектах. В то же время логопедические, лингвистические и психо-лингвистические аспекты исследования задержки психического развития не так многочисленны и широки. Первоначально проблема задержки психического развития рассматривалась в контексте трудностей в обучении, возникающих у детей школьного возраста. Истоки задержки психического развития ребенка виделись в социальных условиях его жизни и воспитания (социальная и культурная депривация). В 1964 г. в США была принята программа «опережающего обучения» (Л. Тарнопол). В России по результатам экспериментального изучения детей с ЗПР 5-6 -летнего возраста С. Г. Шевченко была предложена Типовая программа обучения детей с ЗПР в подготовительной группе детского сада (1989г.).

В отечественной дефектологии в теоретических исследованиях основное внимание уделяется проблемам этиологии, классификации и патогенетическим проявлениям задержки психического развития (Власова Т. А., Ковалев В. В., Лурия А. Р., Лебединская К. С., Марковская И. Ф., Певзнер М. С.); диагностике и коррекции нарушений познавательной деятельности детей с ЗПР (Забрамная С. Д., Екжанова Е. А., Лубовский В. И., Мастюкова Е. М., Мамайчук И. И, Стребелева Е. А., Ульенкова У. В.); практическоую направленность приобретают исследования по вопросам изучения и формирования ведущих видов деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР (Разенкова Ю. А., Слепович Е. С., Стребелева Е. А., Стрекалова Т. А., Ульенкова У. В.). Исследованиям речевой деятельности детей с ЗПР посвящены работы Никашиной Н. А., Рахмаковой Г. Н., Тригер Р. Д., Шевченко С. Г., Ульенковой У. В., Цыпиной Н. А.

Известно, что нарушения познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловливают недостаточную подготовленность детей к школьному обучению и приводят к неуспеваемости обучения. Одной из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития (20-30% учащихся). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают необходимого уровня готовности к школьному обучению и определенного уровня речевого развития.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы изучения особенностей речевых нарушений у дошкольников с ЗПР, являющиеся определяющим фактором ранней коррекции и успешной подготовки детей к школьному обучению. Речевая готовность к школьному обучению предполагает появление и развитие новых форм речи, необходимый словарный запас, определенный уровень сформированности грамматического строя речи, наличие фонематического слуха и представлений, сформированность основных функций фонематического анализа и синтеза.

Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом (Ковшиков В. А., 1967; Мальцева Е. В., 1989; Тригер Р. Д., 1998).Данные нарушения имеют сложную структуру дефекта, разнообразны по своей симптоматике и механизмам, проявляются на фоне системного недоразвития речи. Таким образом, своевременное логопедическое воздействие по коррекции нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР позволяет не только преодолеть речевые нарушения, но и создать новые условия для развития речи детей с ЗПР, формирования их познавательной активности.

Отбор содержания и его организация осуществлялась с опорой на следующие принципы:

•Принцип гуманизации, процесс, направленный на развитие личности ребенка, как субъекта творческой деятельности.

•Принцип ценности личности и ее уникальности заключается в признании самоценности личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности.

Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог искусств, внутренний диалог ребенка со своим «Я», диалог сфер внешнего мира и т. п.

Принцип открытости к ближайшему социальному окружению: детям, взрослым, культуре, природе и др.

•Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом развития ребенка, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении содержания образования.

•Принцип свободы и самостоятельности, позволяет ребенку самостоятельно выбрать цель, определиться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действия и самооценки.

•Принцип ситуативности, позволяет создать «социальную ситуацию»для ребенка, где ядром выступает личностное взаимодействие, в основе которого лежит содержание проблемы.

•Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства –воспитание и обучение, развитие и саморазвитие природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры.

В практике мы не встречали систему работы по формированию звуковой стороны речи у детей с ЗПР. Данная разработка позволяет систематизировать деятельность всех участников образовательного процесса по коррекции звуковой стороны речи, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей у дошкольника с ЗПР с 4-7 лет.

Специалисты, реализующее психолого-педагогическое сопровождение, должны уметь вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребнка к собственной активности, уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребнка, создать условия для совместной деятельности в форме игры.

Для успешной коррекционно-развивающей работы педагоги имеют специальное педагогическое образование, хорошо знают дошкольную педагогику и психологию, применяют специальные технологии для проведения коррекционнно-развивающей работы.

В целях эффективной реализации программы психолого-педагогического сопровождения, в детском саду созданы условия для профессионального развития педагогических кадров, в т. ч. их дополнительного профессионального образования.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНРПедагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР. Вид проекта: • по доминирующему.

План-конспект ООД в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие со снежинкой» Программное содержание: 1. Посредством игр: игры-путешествия, применения методов и приемов методики ТРИЗ – закреплять знания детей о живой.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР в компенсирующей группе ДС
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 10:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД