Логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе

марина прохоренко
Логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Как зимуют звери»

Цели:

уточнить знания детей о диких животных;

совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притяжательные и сложные прилагательные, подбор антонимов к прилагательному красивый);

развивать речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, тонкую и общую моторику;

формировать навык самостоятельности;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: следы животных, деревья, пенек, шапочки зверей и их детенышей, аудиозапись голосов животных, письмо от лисы, картинки разных диких животных: картинки жилищ животных, корзинка с конфетами «Мишка косолапый».

Предварительная работа: чтение рассказов о животных, рассматривание следов животных в книгах, разучивание стихотворений о диких животных.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Игра «Кто с кем живет?»

Логопед первым открывает картинку и начинает игру:

– Я белка и живу вместе с бельчатами в дупле.

Дети по очереди продолжают игру по данному логопедом образцу.

– Как можно назвать этих животных? (Дикие животные, звери).

– Догадайтесь, о ком пойдет речь? (О диких животных).

– Мы сегодня поговорим о том, как звери зимуют.

2. Отгадывание загадок

Послушайте загадки про некоторых животных.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

– Как называется эта избушка? (Берлога)

(Логопед показывает картинку).

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким предметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в серой шубке – летом. (Заяц)

На спинке иголки

Длинные и колкие.

А свернется он в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Еж).

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней разгрызает,

Шелуху на снег бросает. (Белка)

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый (Лиса).

Есть у нас такой обычай –

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки,

Кто мы – лисы или волки? (Волки)

– Молодцы, ребята. Загадки разгаданы.

3. Развитие слухового и зрительного внимания

– Ребята, а вы хотели бы сейчас оказаться в лесу и посмотреть, что там интересного может быть зимой? Закройте глаза и послушайте.

(Включается запись голосов животных, выставляются деревья, пенек и кладутся следы).

4. Физминутка

Встанем на лыжи и пойдем к той поляне, друг за другом, как лыжники. (Логопед показывает. Имитируя движения лыжников, продвигаемся вперед).

5. Образование притяжательных прилагательных

– Посмотрите-ка, ребята, кто здесь пробегал? Чьи следы остались на снегу? (Волчьи).

– А вот и волк. (Ребенку логопед надевает шапочку волка, и он читает стихотворение).

Волк зимой очень злой.

В одиночку не ходит –

Волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные и злые.

Воют сильно по ночам,

Даже страшно зверям!

Лучше им не попадаться,

Надо их остерегаться

Но и волку трудно зимой

Еды не хватает и он голодает.

– Волк – хищный зверь. Почему? (Питается мясом).

– Где живет волк? (Волк живет в логове) (Логопед показывает картинку.)

– Пока волки не собрались в стаи, оставим его. Смотрите, там еще какие-то следы. Чьи они? (Заячьи)

(Ребенку логопед надевает шапочку зайца, и он читает стихотворение).

Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает зверь меня лесной.

И хотя я не трус, но сего, всего боюсь.

Очень трудно зимой бывает,

Когда сильный мороз и еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

Что под снегом заяц найдет – все ему в прок пойдет.

Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.

Где еды приберегите, не пугайте, не гоните.

– Где живет заяц зимой? Вспомните о нем еще что-нибудь. (Дети вспоминают)

6. Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Указательный и средний палец развести в стороны, остальные сжать в кулачок. Пошевелить сначала одним пальцем, затем другим пальцем.

– Чьи это ушки торчат? (Заячьи).

7. Продолжение (образование притяжательных прилагательных)

– Пока мы зайчика слушали, новые следы появились. Чьи следы, как вы думаете? (Лисьи)

(Ребенку логопед надевает шапочку лисицы, и он читает стихотворение).

Я зимы не боюсь,

В шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый какой, мне он нравится самой.

Живу в норе, там сплю и отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую, или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.

Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает:

Иногда я бегаю целый день, а еды нет совсем.

– Что вы знаете о лисе? (Дети рассказывают. Логопед показывает картинку «Лиса у своей норы»).

– А это что за зверек? (Ребенку логопед надевает шапочку белки).

– Что вы знаете о нем?

– Вот что расскажет о себе сама белочка:

Я, белка, веселый зверек: по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь: в шубку серую одеваюсь.

Меньше приходиться прыгать, скакать,

Силы надо беречь, сохранять!

Всю осень дупло утепляла: пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи,

Чтоб зимой не голодать. Где еду зимой достать?

Трудно белке зимовать, когда долгая зима,

Когда снежная она. Когда сильные морозы

К людям я тогда спешу, помощи у них ищу.

– Как называется белкино жилище? (Дупло)

(Логопед показывает картинку.)

– И еще один зверек к нам подходит, это… (Ежик)

«Ёжик» рассказывает стихотворение.

Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

Готовил с осени запас: грибы, ягоды, припас.

Трудился, не ленился.

Меня вот разбудили и к вам, ребята, пригласили.

Сюда б медведя я позвал,

Но он в берлоге спит, и его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил: много ел и много пил.

Нам с медведем зимой одна работа –

Крепко спать и весны ждать.

– Ёжик дает корзинку с конфетами «Мишка косолапый». Это вам от медведя, он давно приготовил гостинцы.

– Давайте мы эти сладости попробуем, когда вернемся в детский сад. Ведь мы еще не все здесь рассмотрели.

– Ребята, а вы где проводят зиму ёж и медведь? (Ёж спит в норке, медведь в берлоге).

8. Образование сложных прилагательных

– Знаете ли вы, что медведь лапы при ходьбе ставит внутрь когтями и наружу пятками? Говорят поэтому, что у него косые лапы, значит, как мы можем назвать медведя? (Косолапый)

– У медведя большая голова, значит он… (большеголовый)

– У медведя короткий хвост, значит он… (короткохвостый)

– У медведя толстые лапы, значит он … (толстолапый).

9. Подбор синонимов

– Обратите внимание, на пенечке лежит письмо. Это письмо оставила нам лисица. (Логопед читает письмо) «Уважаемые детки. У меня красивый рыжий хвост». А как можно назвать иначе? (Ответы детей: прекрасный хвост, замечательный хвост, пушистый, чудесный, великолепный и т. д.)

10. Употребление существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок

– А что виднеется под елкой? (Достают шапочки детенышей животных и надевают их на детей, которые без шапочек).

– Поиграем в игру «Найди свою маму».

Взрослый зовет своего детёныша. Например: Я зайчиха. Где мой зайчонок?

«Звери» находят друг друга и строятся парами.

– Пора настала возвращаться в детский сад и угощаться «мишкиными» сладостями. Закроем глаза и посчитаем до 5. Один, два, три, четыре, пять. Ну, вот мы опять в нашем детском саду. Ребята, подходите, ко мне и берите из корзины конфеты.

11. Итог занятия

– Где мы с вами сегодня побывали?

– О ком сегодня шла речь?

– Как звери зимуют?

– Спасибо вам, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи. Тема «Дикие животные» «Кто где живёт». Программное содержание. 1. Активизация словаря. Формировать представление об образе жизни диких.

Конспект интегрированного занятия в средней группе Муниципальное образовательное дошкольное бюджетное учреждение детский сад № 3 г. Зея Амурской области Подготовила воспитатель 1 квалификационной.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 12 ноября 2012 в 18:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кукольный домик-коробка своими руками
Какая девочка в детстве не мечтает о маленьком домике для своих кукол? Был такой домик в детстве и у меня. Вернее даже не домик, а набор мебели от ПО...
Методическая разработка «Адыгейские национальные игры»
Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить действовать...
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...