МААМ-картинки

Педсовет «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой»

Ирина Фёдорова
Педсовет «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой»

«Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой»

Цель: совершенствовать профессиональный уровень педагогов дошкольного образования в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.

Задачи:

• повышать уровень теоретических знаний педагогов;

• расширять представления педагогов об особенностях словесного искусства, его значении в развитии и воспитании личности дошкольника;

Публикация «Педсовет „Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой“» размещена в разделах

• углублять и конкретизировать знания воспитателей о методике работы с детской книгой;

• знакомить с современными подходами, технологиями в области работы с детской книгой;

• расширить диапазон практических навыков работы по данному направлению;

• способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.

Материалы: макеты яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями, фломастеры, скотч, карточки с вопросами для блиц-опроса, отрывки музыкальных произведений из цикла П. И. Чайковского «Времена года», аудиозаписи спокойной классической музыки.

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, проектор, смарт-доска.

I. Вступление

- Рубеж 20-21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. В процессе образовательной деятельности по чтению художественной литературы происходит формирование целостной картины мира ребенка и развитие литературной речи, развитие умственных способностей, а именно мышления и воображения, формируется эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

Дошкольники – слушатели, а не читатели. С художественным произведением их знакомит воспитатель, именно перед ним стоит важная задача – каждую сказку, каждый рассказ нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть замысел, увлечь чувствами, поступками, переживаниями героев.

Вопрос педагогам

Какие личностные качества, можно формировать у дошкольника средствами художественной литературы? Приведите конкретные примеры художественных произведений.

Методика «Фруктовый сад»

Цель: выявить потребности, ожидания и опасения педагогов.

Материалы: макеты яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями, фломастеры, скотч.

Участникам раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.

Ведущий предлагает педагогам определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от занятия и чего опасаются. В помощь предлагаются различные категории «ожиданий» (знания, умения, компетенции, личностные качества, формы и методы обучения) и «опасений» (недостаток знаний и опыта для предстоящей работы, стиль и способы обучения).

Свои ожидания участники записывают на яблоках, опасения – на лимонах. Фрукты размещаются на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор озвучивает записи участников, а также свои цели, ожидания и опасения.

II. Теоретико-практическая часть

Работа с карточками «Эрудит»

Педагоги получают карточки, на которых указано то или иное личностное качество. Они должны объяснить, как это качество проявляется, вспомнить и назвать художественные произведения, в которых оно описывается. В ходе работы участники заполняют общую таблицу, которая выводится на экран.

Примеры приведены в таблице.

Качество личности Проявление качества Художественное произведение

Вежливость Умение здороваться и прощаться; употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините» Э. Мошковская «Волшебное слово», «Вежливый кролик»

Уважительность Умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери; не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать Е. Михаленко «В дороге»

Честность Умение говорить правду про себя в любой ситуации Л. Толстой «Косточка»

Совестливость Способность испытывать чувство стыда за свои поступки Л. Толстой «Два товарища»

Сострадательность Умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно В. Катаев «Цветик-семицветик»

Скромность Умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка»

Дружелюбие Позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку Сказки «Теремок», «Рукавичка»

«Выбери и обоснуй»

Педагоги приглашаются на выставку. На выставке предложены образцы новых форм печатной продукции: книжки-игрушки, книжки-поделки, книжки-задачники и просто иллюстрированная книга. Воспитатели делятся на подгруппы: «воспитатели групп младшего дошкольного возраста», «воспитатели групп среднего дошкольного возраста», «воспитатели групп старшего дошкольного возраста». Подгруппы должны выбрать наиболее эффективное издание в работе с детьми соответствующего возраста при ознакомлении с художественной литературой и обосновать свой ответ.

Задание педагогам

Обоснуйте положительные и отрицательные свойства каждого издания.

Блиц-опрос «Актуализация знаний»

Педагоги продолжают работать в командах, образованных в предыдущем задании. Ведущий предлагает командам выбрать по две карточки с вопросами. Дается время на обсуждение, после чего члены команды должны озвучить ответ.

Вопросы

• Что необходимо учитывать при выборе книги для чтения детям?

• В какое время лучше всего читать детям художественную литературу?

• Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?

• Надо ли детям объяснять незнакомые слова, если надо, то когда?

• От чего зависит структура занятия по художественной литературе?

• Какие литературные жанры вы знаете?

Терминологический диктант «Назови одним словом»

Групповая работа. Воспитателям предлагаются определения, на экран выводится перечень ключевых слов. Необходимо подобрать нужное слово к определению. В случае правильного ответа при клике мышкой слово «исчезает» :

- образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка);

- короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня);

- небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, сопровождаются игровыми действиями (заклички);

- устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);

- основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);

- устное народное творчество, народная мудрость (фольклор);

- самый распространенный вид фольклора, предназначенный для расчета играющих (считалка);

- веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз (скороговорка);

- вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);

- краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица).

Интерактивная игра «Найди пару»

Педагоги делятся на две команды. Одна команда получает карточки с высказываниями, другая – с определениями вида устного художественного творчества. Необходимо «найти свою пару».

Не краса красит, а разум. (пословица)

На дворе трава – на траве дрова. (скороговорка)

Солнышко, покажись, красное, снарядись!

Чтобы год от года,

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка. (закличка)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под воротни лают ворота. (небылица)

Катя, Катя, Катюха оседлала петуха,

А петух заржал, на базар побежал. (потешка)

В некотором царстве, в некотором государстве … (сказка)

Ехала машина темным лесом

Зха каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С. (считалка)

Расскажу-ка я вам

Про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы,

Да про сражения,

Да про подвиги богатырские … (былина)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня. (загадка).

Жили-были дед да баба … (сказка)

Творческая гостиная

Педагоги продолжают работать в командах, образованных в предыдущем задании. Участники, прослушав отрывки из цикла П. И. Чайковского «Времена года», должны определить, какому времени года посвящено произведение, и вспомнить стихотворение о нем. Команда, участники которой назовут больше стихотворений, побеждает.

«Литературный театр»

Продолжается работа в командах. Импровизация с использованием доступных средств выразительности (мимики, жестов, движений). Педагоги должны показать:

- как волочить «тяжелый» ящик;

- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое;

- передавать друг другу веревку со словом «змея»;

- кубик со словом «мороженое»;

- пустую коробку, по очереди «вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними (достать воздушный шарик, надуть его; развернуть и съесть конфету);

- кубик со словом «лягушка».

«Кодирование и декодирование»

Команды предлагают друг другу:

- схему-модель сказки;

- текст сказки, из которой «убежали» все существительные.

Участники команд должны декодировать предложенную модель и текст.

Рекламное агентство «Нетрадиционные подходы в работе с художественной литературой»

Команда предлагает к «продаже» настольные или дидактические игры (с указанием цели и описанием правил).

Весь подготовительный материал представляется таким образом, чтобы коллеги заинтересовались им и захотели его использовать на практике. Команды показывают значимость игр, простоту использования, высокую результативность применения.

Другая команда, прослушав рекламу, пытается отметить негативные моменты в предложенном материале и обосновать свои критические замечания.

III. Итоговая часть

Методика «Телеграмма»

Каждая команда получает по две карточки: на первой нарисована довольная рожица, на второй – грустная. Педагоги кратко (как в телеграмме) пишут на первой карточке, что им понравилось на педагогическом мероприятии, а на второй – что не понравилось. Пока звучит музыка, участники передают «телеграммы» по кругу. Когда музыка смолкает, «телеграммы» зачитываются.

В конце педагогического мероприятия необходимо вернуться к результатам «Фруктового сада». Всем участникам предлагается снять с «деревьев» свои «фрукты» с надписями ожидания, если они оправдались, и с надписями опасения, если не оправдались. В случае, когда остается висеть одно (или даже несколько фруктов, необходимо обязательно обсудить, что, по мнению педагога, заполнившего эту карточку, при проведении педагогического мероприятия не удалось, над чем следует еще поработать.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Фиолетовый лес» В. В. ВоскобовичаМастер-класс для педагогов «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича Сегодня в нашем городе проходил семинар - практикум "Сказочные лабиринты игры - игровая технология интеллектуально - творческого развития.

Мастер класс для педагогов Цель: Знакомство педагогов с пластилинографией, как методом развития творческих способностей старших дошкольников. Задачи: - познакомить.

Мастер класс для педагогов. Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для педагогов Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –.

Мастер-класс для педагогов «Я сам мастер декоративно-прикладного творчества» «Если вы сумеете научить ребёнка в детские годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите.

Мастер-класс для педагогов «Немного об марморировании»Мастер-класс для педагогов «Немного об марморировании» Марморирование - это очень интересная и необычная техника создания фонов (рисование на воде, похожих по рисунку на мрамор. Более утонченный.

Мастер-класс для педагогов по изготовлению макета по ПДДМастер-класс для педагогов по изготовлению макета по ПДД Изготовление макета у меня заняло совсем немного времени и не требовало больших затрат. Поместился он у нас на верхней полке для игрушек.

Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Тема: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Поделки к 9 Мая» Цель: развитие творческих способностей у педагогов. Задачи: - развивать умение создавать объемные работы из бумажных салфеток; - воспитывать.

Мастер-класс для педагогов «Иглбол» МБДОУ д/с «Звёздочка» Мастер-класс «Иглбол - помощник наш, сейчас сделает массаж. Цель: повысить уровень компетентности педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Лепим из глины» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п. Вохма» Костромской области Мастер – класс провела воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой»
Опубликовано: 31 августа 2015 в 17:47
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД