Метод работы по формированию связанной речи у дошкольников с ОНР

Ирина Баранова
Метод работы по формированию связанной речи у дошкольников с ОНР

Метод работы по формированию связанной речи

у дошкольников с ОНР

Баранова Ирина Николаевна - учитель-логопед

Развитие связной речи является главным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой речи, обучающейся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично издавать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда.

В своей работе по формированию связной речи я использую различные методы и приемы. В качестве наиболее эффективного средства и активного метода обучения используются логопедические игры-подсказки, которые помогают детям:

• Активизировать предметный и глагольный словарь ребенка с ОНР;

Сформировать у него понятия «слово» и «предложение»;

• Научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки;

• Распространять простое предложение без предлогов до четырех слов;

• Привлечь внимание к правильному согласованию слов в предложении;

Составлять предложения из четырех слов с различными предлогами по предложенной схеме-модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам.

По уровню сложности можно выделить четыре этапа. На каждом этапе работы проводится ряд занятий. Количество занятий определяется мною, индивидуально для каждого ребенка. Используются в работе графические схемы предложений.

Первый этап моей работы - научить ребенка составлять по предложенной схеме предложений и предметным картинкам простое двусоставное предложение. (схема № 1).

Основное внимание на первом этапе уделяется словам - действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. Сначала ребенка учу правильно отвечать на вопросы, затем – составлять самостоятельно с опорой на схемы и предметные картинки, простые нераспространенные предложения из двух слов. Аналогично составляются простые двусоставные предложения с другими предметными картинками (по усмотрению). Помогаю ребенку активизировать глагольный словарь.

Второй этап работы – научить ребенка составлять предложения из трех слов без предлогов по графической схеме предложения и предметным картинам (схема №2). На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух конструкций. Выкладываю предметные картинки и предлагаю ребенку рассмотреть их и назвать, а затем знакомлю его с новой схемой. Ребенок составляет с помощью схемы предложение, после чего прошу посчитать количество слов с опорой на схему №2. Определяем какое слово первое, какое второе, третье. После этого ребенок составляет и проговаривает аналогичные предложения с оставшимися картинками. Отрабатываются глаголы: пьет, несет, вяжет, лепит, чистит, читает и т. д.

Количество занятий и предлагаемые на занятиях задания подбираю индивидуально для каждого ребенка.

Третий этап – научить ребенка составлять предложение из четырех слов без предлогов по графической схеме и предметным картинкам (схема №3). На занятиях последовательно составляются и отрабатываются предложения трех конструкций, но на любом занятии в работе используется одна конструкция. Выкладываю пред ребенком графическую схему предложения (схема № 3) и предметные картинки (мама, корзинка, яблоки, лук). Ребенок называет их подставляет в схему №3 вместо первой звездочки слева картинку, по которой можно простить: «Кто это?» (мама, а вместо второй звездочки слева – картинку «корзинка». После этого предлагаю ребенку выбрать любую из оставшихся картинок (картошка, яблоки и лук) и подставить ее в схему №3 вместо третьей звездочки. А затем - прошу составить предложение по схеме со всеми выбранными картинками и со словом- действием «купила». Например: «Мама купила корзину яблок».

На следующем занятии картинка «корзинка» на картинку «стакан», а картинка «яблоки» на картинку «сок». Ребенок составляет предложение по данной схеме со словом – действием «выпила». Например: «Мама выпила стакан сока». После составления предложения, задаю ребенку вопрос по содержанию. Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами в форме множественного числа.

Четвертый этап - научить ребенка составлять по предложенной схеме предложения – схеме № 4, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырех слов с различными простыми предлогами.

Работами с предлогами проводится последовательно. Сначала уточняется лексическое значение маленьких слов – предлогов. Выполняю с детьми различные действия с предметами и одновременно показываю ребенку соответствующее графическое изображение предлога – маленькую карточку с символическим изображением предмета. То есть, маленькая карточка с изображением одного предлога переворачивается и выполняются аналогические действия с предметами. Например: на – с, в –из, над - -под. За одно занятие уточняется значение только одной пары предлогов. Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов. Вместо звездочек в схему предложения (схема №4) подставляют картинки предметов. Вместо короткой черточки – маленькую карточку с графическим изображением предлога (например предлога «на»). Составляется и анализируются предложения. Например: «Мяч лежит под стулом», «Девочка села на стул». В конце занятия продолжается работа с деформированным предложением. Например: «Ковер лежит на мяче», «Стул села на девочку». Таким же образом проводится занятие на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголов в форме множественного числа.

Аналогично проводятся занятия с другими парными предлогами, составляются и анализируются предложения, проводится работа с деформированными предложениями.

После того как ребенок достаточно легко научился составлять предложения с предлогами, для закрепления навыка ему предлагаются двенадцать универсальных карточек. Универсальность карточек в том. Что про ним можно составлять предложения с любыми предлогами. По краям каждой карточки находятся изображения знакомых предметов, в середине – две полоски. Длинная полоска – это слово – действие, короткая полоска – маленькое слово (предлог). По каждой схеме ребенок может составить предложение с любыми их предложенных мною предлогов. Предметные картинки и маленькие карточки на этом этапе не используются. Ребенок просто смотрит на «универсальную» схему и пробует самостоятельно составить предложении. Составляются предложения типа: «Ворона села на елку», «Ворона улетела с елки».

Упражнения на составление предложений с предлогами по схемам можно проводить с детьми, как индивидуально, так и во время фронтальных занятиях.

В результате такой поэтапной работы дети с ОНР начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений как без предлогов, так и с различными предлогами. То есть, овладевают основами связной речи, что помогает в дальнейшем учебном процессе.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр Конкурс: «Лучший конспект.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • 23 февраля
Автор публикации:
Метод работы по формированию связанной речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 18:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Зонтики
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Проект Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...
Коллективная работа «Лету красному привет!»
Лето – прекрасная пора! Я думаю одно из самых любимых и долгожданных времён года. Его ждут и люди, и растения, и животные. И, конечно же, лето ждут наши...