Метод работы по формированию связанной речи у дошкольников с ОНР

Ирина Баранова
Метод работы по формированию связанной речи у дошкольников с ОНР

Метод работы по формированию связанной речи

у дошкольников с ОНР

Баранова Ирина Николаевна - учитель-логопед

Развитие связной речи является главным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой речи, обучающейся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично издавать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда.

В своей работе по формированию связной речи я использую различные методы и приемы. В качестве наиболее эффективного средства и активного метода обучения используются логопедические игры-подсказки, которые помогают детям:

• Активизировать предметный и глагольный словарь ребенка с ОНР;

Сформировать у него понятия «слово» и «предложение»;

• Научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки;

• Распространять простое предложение без предлогов до четырех слов;

• Привлечь внимание к правильному согласованию слов в предложении;

Составлять предложения из четырех слов с различными предлогами по предложенной схеме-модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам.

По уровню сложности можно выделить четыре этапа. На каждом этапе работы проводится ряд занятий. Количество занятий определяется мною, индивидуально для каждого ребенка. Используются в работе графические схемы предложений.

Первый этап моей работы - научить ребенка составлять по предложенной схеме предложений и предметным картинкам простое двусоставное предложение. (схема № 1).

Основное внимание на первом этапе уделяется словам - действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. Сначала ребенка учу правильно отвечать на вопросы, затем – составлять самостоятельно с опорой на схемы и предметные картинки, простые нераспространенные предложения из двух слов. Аналогично составляются простые двусоставные предложения с другими предметными картинками (по усмотрению). Помогаю ребенку активизировать глагольный словарь.

Второй этап работы – научить ребенка составлять предложения из трех слов без предлогов по графической схеме предложения и предметным картинам (схема №2). На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух конструкций. Выкладываю предметные картинки и предлагаю ребенку рассмотреть их и назвать, а затем знакомлю его с новой схемой. Ребенок составляет с помощью схемы предложение, после чего прошу посчитать количество слов с опорой на схему №2. Определяем какое слово первое, какое второе, третье. После этого ребенок составляет и проговаривает аналогичные предложения с оставшимися картинками. Отрабатываются глаголы: пьет, несет, вяжет, лепит, чистит, читает и т. д.

Количество занятий и предлагаемые на занятиях задания подбираю индивидуально для каждого ребенка.

Третий этап – научить ребенка составлять предложение из четырех слов без предлогов по графической схеме и предметным картинкам (схема №3). На занятиях последовательно составляются и отрабатываются предложения трех конструкций, но на любом занятии в работе используется одна конструкция. Выкладываю пред ребенком графическую схему предложения (схема № 3) и предметные картинки (мама, корзинка, яблоки, лук). Ребенок называет их подставляет в схему №3 вместо первой звездочки слева картинку, по которой можно простить: «Кто это?» (мама, а вместо второй звездочки слева – картинку «корзинка». После этого предлагаю ребенку выбрать любую из оставшихся картинок (картошка, яблоки и лук) и подставить ее в схему №3 вместо третьей звездочки. А затем - прошу составить предложение по схеме со всеми выбранными картинками и со словом- действием «купила». Например: «Мама купила корзину яблок».

На следующем занятии картинка «корзинка» на картинку «стакан», а картинка «яблоки» на картинку «сок». Ребенок составляет предложение по данной схеме со словом – действием «выпила». Например: «Мама выпила стакан сока». После составления предложения, задаю ребенку вопрос по содержанию. Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами в форме множественного числа.

Четвертый этап - научить ребенка составлять по предложенной схеме предложения – схеме № 4, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырех слов с различными простыми предлогами.

Работами с предлогами проводится последовательно. Сначала уточняется лексическое значение маленьких слов – предлогов. Выполняю с детьми различные действия с предметами и одновременно показываю ребенку соответствующее графическое изображение предлога – маленькую карточку с символическим изображением предмета. То есть, маленькая карточка с изображением одного предлога переворачивается и выполняются аналогические действия с предметами. Например: на – с, в –из, над - -под. За одно занятие уточняется значение только одной пары предлогов. Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов. Вместо звездочек в схему предложения (схема №4) подставляют картинки предметов. Вместо короткой черточки – маленькую карточку с графическим изображением предлога (например предлога «на»). Составляется и анализируются предложения. Например: «Мяч лежит под стулом», «Девочка села на стул». В конце занятия продолжается работа с деформированным предложением. Например: «Ковер лежит на мяче», «Стул села на девочку». Таким же образом проводится занятие на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголов в форме множественного числа.

Аналогично проводятся занятия с другими парными предлогами, составляются и анализируются предложения, проводится работа с деформированными предложениями.

После того как ребенок достаточно легко научился составлять предложения с предлогами, для закрепления навыка ему предлагаются двенадцать универсальных карточек. Универсальность карточек в том. Что про ним можно составлять предложения с любыми предлогами. По краям каждой карточки находятся изображения знакомых предметов, в середине – две полоски. Длинная полоска – это слово – действие, короткая полоска – маленькое слово (предлог). По каждой схеме ребенок может составить предложение с любыми их предложенных мною предлогов. Предметные картинки и маленькие карточки на этом этапе не используются. Ребенок просто смотрит на «универсальную» схему и пробует самостоятельно составить предложении. Составляются предложения типа: «Ворона села на елку», «Ворона улетела с елки».

Упражнения на составление предложений с предлогами по схемам можно проводить с детьми, как индивидуально, так и во время фронтальных занятиях.

В результате такой поэтапной работы дети с ОНР начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений как без предлогов, так и с различными предлогами. То есть, овладевают основами связной речи, что помогает в дальнейшем учебном процессе.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр Конкурс: «Лучший конспект.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Метод работы по формированию связанной речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 18:45
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...