Получи документы

Формирование предложно-падежных конструкций посредством использования метода моделирования

Юлия Шуршова
Формирование предложно-падежных конструкций посредством использования метода моделирования

Работая с детьми моего первого выпуска (дети с ОНР, я обратила внимание на сложность формирования у них грамматического строя речи, а в особенности предложно-падежных конструкций, так как у детей с ОНР наблюдается несформированность пространственных представлений, пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза. Это и подтолкнуло меня к более углубленной работе в этом направлении. Проанализировав специальную литературу, по теме формирования предложно падежных конструкций я пришла к выводу, что детям с ОНР очень сложно дается, как и понимание, так и употребление в речи предлогов, а также предложно-падежных форм. Поэтому я решила использовать для формирования предложно-падежных конструкций метод моделирования, т. к. использование различных моделей и условных заместителей позволяет зрительно представить ребенку с ОНР абстрактные понятия и научится работать с ними, ведь наглядный материал усваивается лучше вербального.

Публикация «Формирование предложно-падежных конструкций посредством использования метода моделирования» размещена в разделах

Данная тема на мой взгляд очень актуальна, т. к. формирование грамматического строя речи ребенка это важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития.

Цель работы способствовать формированию предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи посредством использования в коррекционно-логопедической работе метода моделирования.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза;

2. Формирования представления о лексическом и грамматическом значении предлога, как средства выражения связи между словами в словосочетании;

3. Автоматизация пространственных предлогов в речевой практике.

Перед началом коррекционно-логопедической работы было проведено обследование понимания предлогов, употребление предлогов у детей с ОНР, и также обследование употребления предложно-падежных форм у детей с речевой патологией.

Проведенное обследование выявило качественные и количественные различия в уровне сформированности пространственных функций, что нашло отражение в трудностях понимания и владения предложно-падежными грамматическими конструкциями у детей имеющих ОНР.

На основании полученных в результате обследования данных разработана система работы по формированию предложно-падежных конструкций у детей с речевой патологией, которая включает.

Система работы:

- организация предметно-пространственной среды

- обследование употребления предложно-падежных конструкций

- работа с родителями

- перспективное планирование:занятия по всем образовательным областям,взаимодействие педагога с детьми в режимных моментах,свободная деятельность детей.

Анализируя специальную литературу я выделила основополагающие принципы на которые надо полагаться в коррекционно-логопедической работе:

- принцип комплексности

- принцип системности

- онтогенетический принцип

- принцип учета зоны ближайшего развития

- принцип ведущей деятельности

- принцип учета симптоматики и выраженности дефекта

- принцип постепенного усложнения заданий речевого материала

- принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.

Эффективная коррекционно-логопедическая работа не возможна без методического обеспечения. Это:

1. Конспекты занятий по формированию предложно-падежных конструкций;

2. Консультации для педагогов и родителей по формированию предложно-падежных конструкций;

3. Перспективное планирование, обеспеченное межпредметными связями с тематическим планированием педагогов группы.

Одним из основных условий успешного решения поставленных задач по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР является дидактическое обеспечение. Это могут быть развивающие игры, схемы, модели и т. д.

В качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

- планы и условные обозначения, используемые в них;

- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Мною используются следующие варианты моделей :

- модели обозначающие действия (схематичное изображение "человечка" - идет, стоит, сидит, бежит)

- модели предлогов (схематичное обозначение)

Эти модели используются при составлении словосочетаний и предложений.

В работе по формированию предложно-падежных конструкций используются такие формы работы, как:

- фронтальные логопедические занятия;

- занятия по развитию речи;

- работа в микрогруппах, парах;

- совместная деятельность педагога и детей;

- индивидуальная работа;

- закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, занятий по художествено-эстетическому развитию и т. д.

Эффективность педагогического воздействия во многом зависит от организации взаимодействия с родителями. Это может быть:

- мониторинг

- день открытых дверей

- ежедневное общение

- родительские собрания

- тематические выставки

- консультации

Перспектива работы в данном направлении заключается в реализации намеченного плана и проведение работы по формированию предложно-падежных конструкций методом моделирования, которая покажет насколько повысится уровень сформированности предложно-падежных конструкций при целенаправленной коррекционной работе, а также в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями.

В итоге работы по формированию предложно-падежных конструкций закономерны следующие результаты:

- Метод моделирования позволит добиться значительных результатов в коррекционной работе по развитию речи дошкольников.

- Осознанное употребление предложно-падежных конструкций поможет вырабатывать у детей языковое чутьё.

- Уровнь сформированности предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи приблизится к норме.

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в конструировании. Конспект занятия «Дома» Использование метода моделирования в конструировании Конспект интегрированного занятия для старшей группы. На тему: «Дома» Программное.

Использование метода наглядного моделирования для развития речи детей с ОНР Одним из наиболее перспективных направлений процесса обучения и развития речи у детей дошкольного возраста, является использование наглядного.

Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте»Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте» В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А.

Современные подходы в использовании метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью необходимо,.

Методическая рекомендация для педагогов по теме: «Дидактические игры в работе логопеда». Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя речи – одна из важнейших задач воспитания детей с различными.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Проект «Использование метода моделирования в развитии речи» По деятельности практико-ориентированный По форме организации - подгрупповой По характеру контактов – открытый Проблемные вопросы Оцениваем.

Работа с родителями тема: «Играя — развиваем» (использование метода наглядного моделирования) Цель и задачи: Дать родителям знания о применение метода наглядного моделирования в условиях ДОУ и семьи, использование которого позволит.

Особенности использования метода стимуляции в работе с особыми детьми Прежде чем говорить о сенсомоторном развитии детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями, важно подчеркнуть, что каждый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предложно-падежных конструкций посредством использования метода моделирования
Опубликовано: 5 сентября 2015 в 14:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД