Получи документы

Методические рекомендации по преодолению ОНР с использованием элементов фольклора на материале логопедических игр

Ирина Ким
Методические рекомендации по преодолению ОНР с использованием элементов фольклора на материале логопедических игр

Методические рекомендации по коррекции фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений с использованием элементов фольклора для детей с общим недоразвитием речи на материале логопедических игр

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, язык которых прост, точен, выразителен.

Публикация «Методические рекомендации по преодолению ОНР с использованием элементов фольклора на материале логопедических игр» размещена в разделах

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора, а именно чистоговорки, (сегодня мы остановимся на них) включают в себя все направления работы над словом – лексическую, грамматическую, фонематическую.

Лексическая сторона работы над смысловой стороной слова помогает ребёнку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Используя разнообразные стилистические средства языка (порядок слов, построение разных типов предложений, ребёнок оформляет своё высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона предполагает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция, это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.

Работая в данном направлении, удалось выяснить, что рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Активно вовлекают детей в процесс коррекционно-развивающего обучения через игру, способствуют отработке звукопроизношения, развитию силы голоса, темпа речи, чувства ритма, речевого дыхания, лексико-грамматической стороны и развитию речи детей с речевыми нарушениями.

Использование малых фольклорных форм в логопедической работе решает следующие задачи:

- образовательные

- развивающие

- воспитательные

При отборе фольклорного материала важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей. Для дошкольников 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.

Рекомендации :

Как отрабатывать скороговорки:

• проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;

• проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;

• проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);

• проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;

• проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Как отрабатывать чистоговорки:

• Выделить основу чистоговорки;

• Подкрепить демонстрационным материалом;

• Начать от действий с предметами с проговариванием слов, и перейти от действий во внутренний план.

• Включить приёмы в индивидуальные и групповые виды деятельности.

Использовать на этапе автоматизации.

Коррекционно-развивающие возможности чистоговорки отрабатываются в следующем порядке:

Интонация и просодика

1. Отработка повествовательной и вопросительной интонации.

«Скажи с различной интонацией»

2. Работа над тембром, тональной окраской голоса и темпом речи:

Скажи как…» (медведь, лиса, заяц)

«Скажи тихо-громко»

3. Развитие силы голоса: «Скажи медленно-быстро»

4. Работа с интонационным рисунком:

«Интонационное выделение слова»

Слоговая структура слова

1. Отработка слоговой структуры слов, трудных для произношения:

«Подбери слово с таким же ритмическим рисунком»

2. Деление слов на слоги:

«Прошагай по слогам»

3. Определение ударного слога в слове.

«Добавь слог». «Выложи фишками»

Фонематический слух

1. Опознание заданного звука в слове и фраз:

«Выбери чистоговорку с заданным звуком»

2. Дифференциация смешанных звуков:

«Закончи чистоговорку»

3. Определение количества слогов во фразе и слогов в словах.

«Повтори не ошибись»

«Подбери слово с таким же ритмическим рисунком»

Грамматический строй

1. Употребление предлогов, выражающих пространственные отношения: «Скажи где?»

2. Употребление сущ. мн. ч. И. п. и Р. п. «Один - много»

3. Согласование сущ. с прил. «Скажи какой?»

4. Изменение сущ. и прил. по падежам. «Окошечки»

5. Согласование гл. и прил. в числе. «Один - много»

6. Согласование сущ. с числит. в роде «Посчитай»

7. Употребление простых и сложных предлогов»

Словарь

1. Подбор прил. к сущ. «Скажи какой?»

2. Подбор гл. к сущ.

«Подбери слово действие»

3. Антонимы «Скажи наоборот»

4. Называние частей предмета

«Из чего состоит»

5. Синонимы «Скажи подругому»

Словообразование

1. Образование уменьшительно-.ласкательной формы сущ.

«Скажи ласково»

2. Образование прилагательных от глаголов, глаголов от прилагат.

«Скажи чьё»

3. Обрадование притяжат. прилагат.

«Подбери слово-признак»

4. Образование относит. прилагат.

«Измени слово»

5. Образование гл. с помощью приставок. «Преврати слово-действие в приз»

Связная речь

1. Составление простого распространенного предложения. «Наросталочка»

2. Описание объекта по предметной картинке.

«Прошагай, прохлопай»

«Придумай чистоговорку по картинке.

Публикации по теме:

«Роль и место фольклора в жизни нашего детского сада» Работая с детьми младшего возраста, пришла к выводу: организовывать непосредственную образовательную деятельность, режимные моменты, игровую.

Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Использование фольклора в развитии дошкольников» МБДОУ детский сад № 6 Воспитатель Бочанская Н. В. Краснодарский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по преодолению ОНР с использованием элементов фольклора на материале логопедических игр
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 23:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД