Получи документы

Многофункциональное игровое пособие для детей с ОВЗ (ЗПР) «Увлекательный многоцветик»

Светлана Загорская
Многофункциональное игровое пособие для детей с ОВЗ (ЗПР) «Увлекательный многоцветик»

Пояснительная записка

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)

Согласно ФГОС ДО принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

Публикация «Многофункциональное игровое пособие для детей с ОВЗ (ЗПР) „Увлекательный многоцветик“» размещена в разделах

В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного развития личности ребенка.

В организации дидактической игры с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо создать такие ситуации, которые обеспечивают развитие наиболее слабо развитых качеств важных для конкретного ребёнка или группы детей. Только тогда в работе с ребенком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям.

У детей нашей группы, на основе диагностических данных, прослеживается неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, что приводит к недоразвитию речи и мышления, а также присутствие расстройств в эмоционально-волевой сфере. Дети не могут целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность. Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

Для решения данной проблемы, мы создали многофункциональное дидактическое пособие «Увлекательный многоцветик» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР, которое могут использовать в своей практике и педагоги с нормой развития детей.

Цель пособия : активизация познавательных процессов и речи у детей с ОВЗ (ЗПР).

Задачи:

• Развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия;

• Формировать пространственно-временные отношения;

• Учить строить причинно-следственные речевые конструкции;

• Формировать у детей умения действовать согласно предложенного алгоритма;

• Развивать умение определять закономерность;

• Развивать мелкую моторику рук.

Реализация данных задач решается с учетом от простого к более сложному.

Описание дидактического пособия :

Конструкция пособия состоит из игрового поля, оформленного в виде круга, разделенного на несколько частей – секторов. В качестве ингредиентов использован флис и тонкий фетр разного цвета, пуговицы и разнообразный дидактический материал в виде картинок и геометрических фигурок.

Данное пособие можно использовать во время совместной деятельности взрослого и детей, во время режимных моментов; непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

Сущность дидактического пособия заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности.

Дидактическое пособие является той интегративной деятельностью, с помощью которой может обеспечиваться синтез образовательных областей.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Дидактическое упражнение «Угадай настроение». (приложение 1)

Образовательная область «Познавательное развитие».

Дидактическое упражнение «Считай-ка».

Дидактическое упражнение «Забавные узоры». (приложение 2)

Образовательная область «Речевое развитие».

Дидактическое упражнение «Времена года». (приложение 3)

Основные преимущества многофункционального игрового пособия «Увлекательный многоцветик» :

1. Игровое пособие повышает интерес к познавательной деятельности;

2. Приятная текстура ткани и материалов создает дополнительный акцент для развития мелкой моторики рук;

3. При знакомстве с дидактическими наборами карточек у ребенка развиваются следующие познавательные процессы:

- Мышление – ребенок учится анализировать, сравнивать, делать выводы.

- Речь - активизируется пассивный и обогащается активный словарь ребенка.

- Память – ребенок вспоминает события из своего жизненного опыта, рассказы взрослых.

4. Совместная игра развивает коммуникативные навыки;

5. Игровое пособие раскрывает творческий потенциал ребенка;

6. Формирует социальную позицию детей с ОВЗ (ЗПР).

Таким образом, используя многофункциональное игровое пособие «Увлекательный многоцветик», можно отметить положительную динамику в познавательной и речевой активности детей с ОВЗ (ЗПР).

Перспектива:

- Продолжать использовать дидактическое игровое пособие «Увлекательный многоцветик» во время совместной деятельности взрослого и детей, во время режимных моментов; непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей для социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

- На основе игрового пособия «Увлекательный многоцветик» разработать дидактические игры и упражнения, связанные с физическим и художественно-эстетическим развитием детей с ОВЗ (ЗПР).

Приложение 1

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Дидактическое упражнение «Угадай настроение»

Задачи:

- познакомить детей с различными эмоциями;

- обогатить эмоциональную лексику;

- развить эмоциональную мимику и пантомимику;

- научить ребенка дифференцировать свои эмоции и распознавать эмоции других людей.

Материал:

Семь секторов разного цвета, набор карточек «Наши эмоции».

Игровые действия :

Педагог предлагает детям набор карточек «Наши эмоции». Дети по очереди берут одну карточку и, не показывая другим, с помощью мимики и жестов изображают чувство, показанное на карточке. Затем дети делятся своими впечатлениями о том, что чувствовали в процессе игры, что им понравилось, а что нет.

Приложение 2

Образовательная область «Познавательное развитие»

Дидактическое упражнение «Считай-ка»

Задачи:

- закреплять знания графического изображения числа;

- упражнять в умении обозначать количество предметов цифрой;

- учить анализировать, сравнивать, делать выводы.

Материал:

Десять секторов разного яркого цвета с пуговицами разного размера и цвета, геометрические фигурки, карточки с цифрами.

Задания:

1. Посчитай сколько всего лепестков многоцветика.

2. Посчитай пуговицы на лепестках многоцветика.

3. Сравни, где больше или меньше.

4. Найди соседей числа.

5. Построй ряд чисел в прямом или обратном порядке.

6. Сравни на ощупь пуговицы – (большие, маленькие, плоские, выпуклые и т. д.).

Дидактическое упражнение «Забавные узоры»

Задачи:

- развивать логическое внимание, творческие способности, моторику рук;

- учить создавать зеркальную проекцию, создавать композицию.

Материал:

Сектора разного цвета, геометрические фигурки разного цвета и размера.

Задания:

- Составь узор на лепестке многоцветика согласно представленной схемы;

- Сделай такой же лепесток многоцветика;

- Найди отличия;

- Найди одинаковые лепестки многоцветика;

- Продолжи последовательность.

- Составь различные забавные фигурки.

Приложение 3

Образовательная область «Речевое развитие».

Дидактическое упражнение «Времена года»

Задачи:

- уточнять и расширять представления детей с ОВЗ о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях,

характерных для него.

- способствовать развитию умения у детей с ОВЗ составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию.

- развивать у детей с ОВЗ речевую активность, зрительную память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Материал:

Четыре сектора (синего, зеленого, красного, желтого цветов, карточки с признаками времен года.

Игровые действия :

Круг разделен на четыре сектора. Сектор синего цвета (зима, зеленый (весна, красный (лето, желтый (осень). Дети должны подобрать карточки к данному времени года и рассказать о признаках данного времени года.

Результаты диагностики.

По результатам итогового этапа диагностики социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ (ЗПР, посредством игрового пособия, получены следующие результаты. По сравнению с начальным этапом диагностики, количество детей с ОВЗ (ЗПР) со средним уровнем увеличилось на 20%. Дети научились изображать с помощью жестов и мимики различные эмоции и распознавать эмоции других людей, обогатили эмоциональную лексику.

Итоговый этап диагностики познавательного развития детей с ОВЗ (ЗПР) показал положительные результаты. По сравнению с начальным этапом диагностики количество детей с ОВЗ (ЗПР) со средним уровнем увеличилось на 15%. Дети с ОВЗ (ЗПР) с помощью игрового пособия закрепили знания графического изображения числа; научились обозначать количество предметов цифрой, а также анализировать, сравнивать и делать выводы.

По результатам итогового этапа диагностики речевого развития детей с ОВЗ (ЗПР) получены следующие результаты. Количество детей с ОВЗ (ЗПР) со средним уровнем увеличилось на 15%. Дети расширили представления о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях. Игровое пособие способствовало развитию умения у детей составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию.

Вывод:

Наблюдается положительная динамика социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) посредством многофункционального игрового пособия «Увлекательный многоцветик».

Публикации по теме:

Игровое пособие по физическому развитию для детей раннего возраста "Здоровье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье" Н. М. Амосов -Физкультурно-оздоровительная.

«Посуда» Интерактивное игровое пособие для детей дошкольного  возраста. Слайд 1 "Посуда" Интерактивное игровое пособие для детей дошкольного возраста. Цель – научить ребенка классифицировать объекты по общему.

Игровое пособие по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Животный мир жарких стран»Игровое пособие по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Животный мир жарких стран» Игровое пособие по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Животный мир жарких стран». Подготовила и выполнила: Зиновьева Е. В.

Конспект мастер-класса по РЭМП «Многофункциональное пособие по математике «Книжка-малышка для детей 2–4 лет»Конспект мастер-класса по РЭМП «Многофункциональное пособие по математике «Книжка-малышка для детей 2–4 лет» «Использование нетрадиционного игрового оборудования для развития элементарных математических представлений детей» Тема: «Многофункциональное.

Многофункциональное игровое поле «Путешествие» для детей старшего дошкольного возрастаМногофункциональное игровое поле «Путешествие» для детей старшего дошкольного возраста Пособие представляет собой двухсторонний круг, разделенный с одной стороны на цветные секторы, с другой - макет Солнечной системы. В центре.

Многофункциональное игровое пособие «Дорожки»Многофункциональное игровое пособие «Дорожки» Данное игровое пособие используется для развития психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики.

Многофункциональное игровое пособие «Игры с Поролошей» .

Многофункциональное развивающее пособие «Дидактическая юбка» для детей двух-четырёх летМногофункциональное развивающее пособие «Дидактическая юбка» для детей двух-четырёх лет Многофункциональное развивающее пособие «Дидактическая юбка» «Я слышу и забываю, я вижу и вспоминаю, я делаю и постигаю». (древняя мудрость).

Нестандартное многофункциональное игровое оборудование «Снеговик-игровик»Нестандартное многофункциональное игровое оборудование «Снеговик-игровик» Пособие используется, как средство физического развития, обучает детей доступным двигательным умениям и навыкам. Нестандартное оборудование.

Игры с кольцами Луллия для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ, ЗПР Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №14 «Боровичок» Проект Игры с кольцами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многофункциональное игровое пособие для детей с ОВЗ (ЗПР) «Увлекательный многоцветик»
Опубликовано: 11 июня 2017 в 19:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД