Лучший педагог года

Музыкально-хореографический салон «Грация» — культурная практика в детском саду

Татьяна Белобрюхова
Музыкально-хореографический салон «Грация» — культурная практика в детском саду

Музыкально-хореографический салон "Грация" - культурная практика в детском саду.

Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает особую роль культурных практик дошкольников, как способа самореализации и освоения окружающего мира. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий»

Публикация «Музыкально-хореографический салон „Грация“ — культурная практика в детском саду» размещена в разделах

Ключевые слова: стандарт дошкольного образования, культурные практики, виды культурных практик

На первом этапе разработки культурной практики по художественно-эстетическому направлению мы изучили материал по данной проблеме. Одним из основополагающих исследователей культурных практик дошкольника является Ната Борисовна Крылова, разработавшая как определение культурных практик ребенка, так и их виды.

В настоящее время проблема разработки содержания культурных практик является актуальной проблемой дошкольного образования. В ее рамках ведут исследования такие ученые, как И. А. Лыкова, Е. Ю. Протасова, Т. И. Бабаева О. В. Солнцева.

«Культурные практики —

- это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации

- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающегося с первых дней его жизни опыта

- это обычные для него (привычные) способы самоопределения и самореализации

- апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей.

Ната Борисовна выделяет этапы до трех-четырех, пяти-шести, восьми-девяти, двенадцати, пятнадцати и семнадцати-восемнадцати лет. Очевидно, что период дошкольного детства и начальной школы, в котором происходит активное становление индивидуальных форм активной деятельности, естественной потребности в самостоятельности и инициативности, наиболее ответственен. В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться собственный стиль речи, мышления, выражения эмоций. Постепенно возникает понимание своей идентичности, личного своеобразия, а также отличия своей деятельности от деятельности другого.

Понятие «культурные практики» объясняет, как формируется субъектная позиция ребенка, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние этот выбор оказывает на его развитие. Ведь индивидуальность складывается именно в культурных практиках, которые у каждого различны, непохожи на практики другого, хотя вид деятельности может быть одним. Так, все дети рисуют, но «культурной практикой рисунок становится не для каждого, а для того, кто творчески и осознанно себя реализует, поскольку практика становится культурной, когда ребенок, самоопределяясь, выбирает предпочитаемую деятельность»

Итак, культурные практики - это показатели саморазвития ребенка, которые формируются и в процессе развития дополняются и расширяются как наиболее интересные для ребенка любого возраста способы и формы действий.

Существует большое количество видов культурных практик :

1) Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и др.).

2) Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.).

3) Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.).

4) Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т. д.).

5) Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков).

6) Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно- ролевые игры, трудовое воспитание, экологическое воспитание).

7) Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно- исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно- патриотическое воспитание, самопознание).

Проанализировав различные виды культурных практик, мы остановились на таком виде, как «Практики игрового взаимодействия». Практики игрового взаимодействия – это способность к ролевому поведению и взаимодействию с игровыми партнерами. Овладение способами использования игрового материала в различных видах игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.). В нашем случае – «Практика музыкально-хореографического игрового взаимодействия». Мы ее назвали музыкально-хореографический салон «Грация». Именно такой вид культурной практики, на наш взгляд, позволит приблизиться к целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС ДО: «Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам»

Музыкально-хореографический салон «Грация» - форма организации творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных произведений, пение, творческую двигательную деятельность детей и свободное общение педагогов и детей на музыкальном материале.

Цель: Обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей.

Задачи:

1. Формировать познавательный интерес и любовь к искусству в процессе приобщения к музыке, пению и движению.

2. Развивать у детей музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку, т. е. умение переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием.

3. Формировать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению через пение, танец.

Основной принцип - принцип интеграции (слияния) и коплиментарности (взаимодополняемости) музыки и движения.

Методы развития музыкальных способностей воспитанников:

Традиционные: наглядно-слуховой метод, - наглядно-зрительный, словесный, практический.

Современные методы:

1. Метод образно-игрового вхождения в музыку.

2. Метод контрастных сопоставлений: контрастные сопоставления произведений одного жанра (2 марша); пьес с одинаковым названием, пьес в пределах одного настроения (2 веселых).

3. Метод творческих заданий, импровизация.

4. Метод уподобления характеру музыки: дети побуждаются к различным видам творческой активности для выражения своих впечатлений от музыки. Виды:

- моторно-двигательное уподобление - сопровождение восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, движениями пальцев, хлопками и т. д.) в зависимости от ее характера: после беседы о характере музыки детям предлагается подвигаться так, как «подсказывает» им музыка;

- темброво-инструментальное уподобление – творческое применение игры на детских музыкальных инструментах; задача – выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов (бодрый характер может передать тембр барабана, нежный характер – тембр колокольчика);

- словесное уподобление - использование слов-эпитетов, сравнений, метафор;

- вокальное уподобление – произвольные вокализации под мелодию.

Современные образовательные технологии:

- Адаптированная система фонопедического развития детского голоса (В. В. Емельянова) - комплексы упражнений для выработки основных элементов пения – дыхания, дикции, артикуляции.

- Упражнения на дыхание (упражнения на дыхание без звука, со звуками, попевки с использованием дыхательных упражнений) – развиваются умения управлять мускулатурой дыхательных мышц; голос подготавливается к дальнейшей работе.

- Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения) – укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, развивается сила, подвижность движений органов, участвующих в речевом процессе.

- Фонопедические упражнения (речевые, голосовые игры и упражнения, ритмо-интонационные игры) – направлены на укрепление гортани и расширение звукового диапазона голоса.

- Песенки-распевки (вокальные упражнения, логопедические распевки, чистоговорки без инструментального сопровождения) – формируется координация слуха и голоса.

- Технологии, связанные с технологией руководства музыкальной игрой-сказкой.

Музыкальная игра-сказка - творческая сюжетно-ролевая игра, объединяющая разные виды искусства – музыку, литературу, изоискусство, театр. Музыка является эмоциональным стрежнем сказки и выражением характеристики каждого персонажа. Разновидности: «сказка – балет», «сказка – балет- драматический спектакль», «сказка-балет - опера».

Этапы подготовки музыкальной игры сказки:

1 этап – ознакомительный: слушание музыки, чтение произведения, беседа о соответствии музыки образам сказки и т. п. ;

2 этап – поисково-творческий: поиск вариантов передачи настроений музыки ив движениях, все дети одновременно исполняют одну роль;

3 этап – творческий: выбор ролей, проигрывание фрагментов и целиком сказки; сначала - игра «для себя», затем - «игра для зрителя».

Формы организации музыкально-хореографического салона «Грация»:

- музыкальные беседы;

- игра-путешествие (по сказкам и т. д.);

- беседа-концерт (о творчестве композитора, о жанрах в музыке и т. д.);

- музыкальный мастер-класс;

- музыкально-хореографический концерт;

- концерт-беседа;

- музыкальный вечер и др.

Участники:

1. Воспитанники и их родители.

2. Учащиеся музыкальных и хореографических школ.

3. Педагогические работники детских садов (музыкальный руководитель, воспитатель).

4. Педагоги-музыканты музыкальных и хореографических школ (преподаватели, концертмейстеры).

В результате участия в музыкально-хореографическом салоне «Грация» дети:

- познакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры;

- познакомятся с многообразием и красотой танца, который дает возможность ребенку эмоционально выразить себя;

- познакомятся с упражнениями для развития здорового, сильного и выразительного голоса.

Список литературы:

1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

2. Крылова, Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике. - «Личность в социокультурном измерении: история и современность» – М. «Индрик», 2007.

3. Крылова, Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей / Н. Б. Крылова ; отв. ред. М. А. Ушакова. - Москва: Сентябрь, 2007. - 191 с.

Публикации по теме:

23 Февраля. Фотоотчет о музыкально-спортивном празднике в детском саду23 Февраля. Фотоотчет о музыкально-спортивном празднике в детском саду Праздник всех солдатов наших - Вот что значит этот день! День защитников отважных Да и просто всех парней! Ведь любой из них мечтает Защитить.

Презентация «Детское экспериментирование как культурная практика» детское экспериментирование. Одна из форм культурных практик, которую использует воспитатель в своей работе. Библиографическое описание:.

Культурная практика как итог образовательного проекта «Танграм». Творческая мастеркая «Обыкновенное чудо» Занятие в творческой мастерской «Обыкновенное чудо» для воспитанников старшей группы составители Артеменко Алена Николаевна и Пиндюрина.

Культурная практика. Квест «В поисках друзей»Культурная практика. Квест «В поисках друзей» Квест «В поисках друзей» по русской народной сказке «Рукавичка» (культурная практика) Воспитатель: Кузнецова Ирина Александровна Сценарный.

Культурная практика в старшей группе. Творческая студия «Всезнайка»Культурная практика в старшей группе. Творческая студия «Всезнайка» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине и краю через государственную символику (герб). Задачи : • Продолжать.

Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду» Музыкально-ритмические движения в детском саду «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное.

Музыкально-дидактические игры в детском саду Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребёнок старается.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Познавательно-исследовательская культурная практика «Палочка-выручалочка» для детей 6–7 лет Содержание работы по познавательно-исследовательской культурной практике. Тема «Палочка-выручалочка» (дети 6-7 лет) Воспитатель: Желнова.

Консультация «Сенсомоторная культурная практика» СЕНСОМОТОРНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – это взаимокоординация сенсорных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-хореографический салон «Грация» — культурная практика в детском саду
Опубликовано: 30 мая 2018 в 20:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД