МААМ-картинки

Музыкально-дидактические игры в детском саду

Олеся Пинегина
Музыкально-дидактические игры в детском саду

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребёнок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передачи образа игры, составлении пляски – импровизации, игре на музыкальных инструментах.

Публикация «Музыкально-дидактические игры в детском саду» размещена в разделах

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля, за собственным исполнением музыкально – сенсорных способностей.

Эффективному музыкально – сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновения в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей среды.

На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако, вряд ли можно ограничиться этим. Нужна ещё и такая среда, в которой ребёнок мог бы углублять усвоенные способы действия и самостоятельно их упражнять. Нужны специальные дидактические игры и игрушки. Ребёнок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкального развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды можно рассматривать музыкально – дидактические игры.

В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально – дидактических игр – научить ребёнка различать и понимать свойства и качества воспринимаемых явлений.

Музыкально – дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить свойства музыкальных звуков : их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально – дидактических игр помогают планомерному развитию музыкального слуха, вырабатывают умение различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально – дидактические игры и упражнения с применением настольного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Виды музыкально – дидактических игр и методика их проведения.

В зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий музыкально – дидактические игры принято подразделять на три вида:

1. Спокойное музицирование.

2. Игра типа подвижных, где элемент соревнования в ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделённых на

подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребёнок награждается очком, фишкой или флажком. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки и реагируют движениями. Звучат громкие звуки – двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей, или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – дети второго круга, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.

Музыкально – дидактическая игра требует слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию развития слухового восприятия. В ходе игры ребёнок должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог создаёт три подгруппы. Первая подгруппа реагирует на звучание барабана соответствующими движениями, вторая – при звучании погремушки помахивают кистями рук, третья – при звучании дудочки имитируют игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению. В конце игры отмечаются победители.

Методика проведения игр третьего вида (типа хороводных) аналогична, но в них отмечается больше соревнований в ловкости и первенстве в построении.

Во всех видах музыкально – дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуко – высотные соотношения. Поэтому, музыкально – дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков («Три медведя», «Какой колокольчик звучит?»). Одновременно с проведением музыкально – дидактических игровых упражнений можно вводить музыкально – дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра, но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений. Например, в старшей группе для различения бодрого и спокойного характера музыки, на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная – с изображением спящих детей. В подготовительной группе для выполнения этих задач используются музыкальные шкатулки и фонограммы.

Музыкально – дидактическим материалом для игр являются песни, инструментальные произведения, набор музыкальных инструментов.

Примеры разработок музыкально – дидактических игр.

Публикации по теме:

Дидактические игры в детском саду Дидактические игры в детском саду Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок стремится все познать через игру. Игра.

Дидактические игры в детском саду (старшая группа) Дидактические игры для детей 5-6 летДети в возрасте 5-6 лет очень любознательны, наблюдательны, у них просыпается интерес ко всему новому,.

Исследование «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме.

Музыкально-дидактические игрыМузыкально-дидактические игры Дорогие коллеги! Значение музыкально-дидактических игр велико. Ведь основная деятельность в дошкольном возрасте - это игра. Мы обучаем детей,.

Музыкально-дидактические игры «Три цветка» Цель: учить определять характер музыки. Используемый материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо».

Презентация «Музыкально-дидактические игры» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников,.

Музыкально-дидактические игры как средство развития речи дошкольников. Музыкально - дидактические игры, как средство развития речи дошкольников. Семинар - практикум для воспитателей. (Каждый раздел с использованием.

Музыкально-дидактические игры. Консультация для воспитателей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №111 «Музыкально-дидактические игры как средство.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Музыкально-дидактические игры в жизни дошкольниковМузыкально-дидактические игры в жизни дошкольников Консультация для музыкальных руководителейМузыкальный руководитель МДОУ д/с №227, г. Ярославль Шахова Валентина Александровна Мы играем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры в детском саду
Опубликовано: 28 декабря 2017 в 20:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД