Получи документы

Музыкальный театр в работе с дошкольниками

Светлана Приходченко
Музыкальный театр в работе с дошкольниками

Музыкальный театр в работе с дошкольниками.

Введение.

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает,

воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по- настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

К. С. Станиславский

Публикация «Музыкальный театр в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Одной из основных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Указывается на создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Эти и другие задачи решаются в процессе музыкального развития дошкольников.

Несмотря на то, что музыкальное развитие в новом Стандарте образования включено в состав художественно-эстетического блока, в каждой из вышеперечисленных образовательных областей можно выделить задачи, определяющие музыкальное развитие.

"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" (В. А. Сухомлинский).

Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения.

В целом необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Большое внимание нужно уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

В более старших группах нужно добиваться выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Возможно использование игр на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

- восприятие музыки;

- песенно-игровое творчество;

- пластическое интонирование;

- инструментальное музицирование;

- художественное слово;

- театрализованные игры;

- сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективны при слушании музыки, являются следующие методические приё мы:

- «Послушай и расскажи»

- «Послушай и протанцуй»

- «Послушай и сыграй»

- «Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития :

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Особой популярностью в работе с дошкольниками в последнее время пользуются постановки мюзиклов.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального, нравственного и художественно-эстетического развития. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

2. Роль музыки в театральных постановках.

Детские спектакли приобретают особую окраску благодаря использованию в них музыки и звуков. Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово.

Существует ряд правил и ограничений по подбору и разучиванию музыкального репертуара с детьми дошкольного возраста.

Например, каждой возрастной группе детей-дошкольников, благодаря возрастным особенностям, соответствует свой диапазон пения, поэтому в работе с детьми мы используем песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. В этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

3. Практическая часть. Обобщение опыта работы.

Музыкальная сказка в работе с дошкольниками.

Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал.

Обобщенными целями музыкального развития и образования детей, стоящими перед педагогами в каждой возрастной группе, являются:

— развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

— развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

В связи с этим программа каждой возрастной группы содержит две части:

музыкальное восприятие — слушание — интерпретация;

музыкальное исполнительство — импровизация — творчество.

Эти задачи легко решаются в процессе занятий музыкально-театрализованной деятельностью.

Целью моей работы является : формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Последние 10 лет театрально-музыкальная деятельность является одним из основных направлений в моей работе. В то время в нашем детском саду была организована театральная студия.

Было выделено помещение под зрительный зал, где соорудили театральную сцену, оборудовали помещение под гримерную и костюмерную. Театрализованной деятельностью с детьми занимался педагог-театрал. Она подбирала репертуар, выбирала сказки, драматизации, сценки, мини-спектакли, а мне, как музыкальному руководителю нужно было подобрать музыку. Это была совместная деятельность. Вместе подготовили экологическую сказку «Легко ли друга найти», в которую включили музыкальные номера : групповые и сольные песни, песни-инсценировки, музыку для выхода героев. Также была подготовлена музыкальная сказка «Заюшкина избушка». Музыкальные спектакли подготовили к празднику 8 Марта и показали их мамам.

С большим удовольствием работали с детьми над постановкой водевиля «Наши добрые соседи» Л. Олифировой. Очень понравился сюжет– продолжение сказки «Кошкин дом», и наконец, музыка к сказке написана в лучших традициях российской композиторской школы, что привлекло мое внимание, как педагога.

Ни одна постановка сказки не обходится без помощи хореографа. Общие и индивидуальные танцы, подтанцовка к песням, пластика, жесты, мимика всегда яркие и эмоциональные придают спектаклям особое жизнерадостное настроение и оставляют незабываемые впечатления.

Хотелось бы подчеркнуть еще одну причину огромной популярности постановки музыкальных сказок – участие всех детей. Ни для кого не секрет, что каждый из родителей считает своего ребенка самым лучшим и талантливым и каждый хочет видеть его на празднике в роли яркого интересного персонажа. Поэтому в музыкальном спектакле занята вся группа. У каждого ребенка есть роль, в зависимости от способностей: вокальных, танцевальных, актерских.

В средней группе мы подготовили театрализацию «Чья мама лучше?», «Непослушный медвежонок», В них каждый герой исполнял сольный номер (небольшой фрагмент в общей песне, в инсценировке с использованием музыкально-ритмических движений, в игре на шумовых инструментах).

На празднике, посвященном 8 марта, в инсценировку песни «Про козлика» включены элементы сольного пения, инсценировка с использованием музыкально-ритмических движений «Цыплята», использование шумового оркестра «Котята-поворята».

В старшем дошкольном возрасте представления об окружающей действительности расширяются. Появляется осознанное отношение к исполнению роли, ответственность, выразительность речи. Используются игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Появляется устойчивый интерес к театрализованной игре, желание выступать перед зрителями. Постепенно проходит зажатость, боязнь сцены у малоактивных детей.

Итогом в старшей группе был показ сказки «Испечем-ка колобок». Здесь много героев, которые взаимодействуют друг с другом, исполняют сольные песни, речевые диалоги.

В подготовительной группе работа с детьми по всем направлениям театрализованной деятельности продолжается. Главная задача педагогов - совершенствовать всестороннее развитие артистических, вокальных, танцевальных способностей детей средствами театрального искусства. Усложняется репертуар, возрастают требования к передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку. Более сложными становятся театральные этюды и игры : дети должны проявлять больше творчества, импровизировать.

В качестве примера хочу обратиться к водевилю «Наши добрые соседи»Л. Олифировой, который включает разнообразные музыкальные номера : общие песни, диалоги, сольные песни главных героев, общие танца, дуэты, оркестр детских инструментов.

В музыкальной сказке «Три поросенка» были использованы приемы кукловождения больших кукол, по типу кукол-марионеток.

Для реализации программы по театрализованной деятельности в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Музыкальный зал разделен занавесом на зоны, необходимые для театрализации. Существует костюмерная, которая постоянно пополняется путем кропотливого труда наших сотрудников. Невозможно представить ни один праздник без активного участия педагога по изодеятельности: в оформлении музыкального зала, изготовлении декораций, атрибутов, афиш, выставок рисунков.

Организована развивающая среда в группах. Имеются музыкальные уголки, где представлены:

- музыкальные инструменты (металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки и др.);

- различные виды театров : теневой, бибабо, пальчиковый, настольный и др. ;

- шапочки для игр-драматизаций.

В группах функционируют уголки ряженья. Имеется фонотека, позволяющая подобрать музыку к спектаклям.

В ноябре 2013 года, с детьми подготовительной группы подготовили Мюзикл «Детский сад для зверят» по сказке Л. Олифировой. Показ состоялся на городском методическом объединении музыкальных руководителей в рамках моего творческого отчета и на ВПЗ слушателей группы воспитателей ДОУ ИПК ПРО.

После показа спектакля, рассматривания фотографий, просмотра видеофильма, сделанного на его основе, были проведены беседы с маленькими артистами и зрителями. Дети нарисовали понравившихся героев сказки и запомнившиеся сюжеты. Ещё долго дети возвращались к героям этого произведения, делились друг с другом своими переживаниями. Таким образом, этот спектакль вошёл в жизни детей нашего ДОУ.

В годовом плане нашей образовательной организации одной из основных задач является задача создания условий в ДОУ для формирования личности ребёнка через театрально – игровую деятельность.

Совместно с воспитателями всех групп была проведена огромная работа по театрализованной деятельности. Это и обогащение театральных уголков новыми нетрадиционными видами детских театров, театрализованными играми. Это консультации и методические объединения на тему «Развитие театрально – игровой деятельности дошкольников». Это подготовка спектаклей, рисование афиш. Итогом всей проделанной работы стал театральный фестиваль, посвященный празднованию Дня театра, к которому каждая группа подготовила свой спектакль.

В подготовительной группе работа с детьми по всем направлениям театрализованной деятельности продолжается. Главная задача педагогов - совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства. Усложняется репертуар, возрастают требования к передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку. Более сложными становятся театральные этюды и игры : дети должны проявлять больше творчества, импровизировать.

Заключение.

Дети стали больше проявлять желание участвовать в театрализованных играх, спектаклях. Стали более раскованными, активными, инициативными.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа.

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

я наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Список используемой литературы:

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду»; Москва, Творческий центр «Сфера», 2009 г.

2. Блохина Л. А., Горбина Е. В. Начинаем наш концерт. Сценарии праздников для дошкольников, Академия Развития,2003г.

3. Буренина А. И. "Театр всевозможного", С. -Пб. 2002г.

4. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», С-Петербург, ЛОИРО, 2000г. ;

5. Горбина Е. В., Михайлова М. А. «Здравствуй, сказка! Здравствуй, песня! Музыкальные спектакли для малышей» Академия Развития, 2005г.

6. Горбина Е. В., Михайлова М. А. «В театре нашем поем и пляшем».

7. Горохова Л. А., Макарова Т. Н. «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированные занятия, 2005г.

8. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 г.

9. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников, Москва «Вако»2007г.

10. Журналы: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»;

11. Зарецкая Н. В. «Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста», Москва, «Айрис пресс», 2004г. ;

12. Каплуновам И. Новоскольцева И. Музыкально-двигательные фантазии, Санкт-Петербург, «Композитор», 2003;

13. Картушина М. Ю. "Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет". М. : Сфера, 2005 г.

14. Картушина М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых, Москва, «Творческий центр «Сфера», 2005г. ;

15. Маханева М. Д., «Театрализованные игры в детском саду» 2001г.,

16. Петрова Т. И., Сергеева Е. П. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», Москва,2000г.

17.«Праздники в детском саду» Ярославль, «Академия развития» 2001г. ;

18. Радынова О. "Музыкальные шедевры. Система занятий".

19. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, С-Пб, «Музыкальная палитра», 2008 г.

20. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства "Театр-творчество-дети".

21. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства "Театр-творчество-дети".

22.«Сценарии детских праздников. Эскизы костюмов», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г. ;

23. Федорова Г. П. «На золотом крыльце сидели», С-Петербург, «Детство-пресс», 2003г.

24. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, Москва, «Владос», 2004

25. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», Москва: Мозаика-синтез, 2008.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольникамиАрт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой.

Игровой самомассаж в работе с дошкольниками Игровой самомассаж в работе с дошкольниками Музыкальный руководитель МКДОУ детского сада №11 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского.

Интерактивные игры в работе с дошкольниками.Интерактивные игры в работе с дошкольниками. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются.

Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская.

Открытый урок музыки в 5 классе «Путешествие в музыкальный театр. Опера» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усадовская средняя общеобразовательная школа» Ступинского муниципального района.

Синквейн в работе с дошкольниками. Образовательные технологии СИНКВЕЙН- это один из методов новой образовательной технологии (развитие критического мышления через чтение и письмо). Сегодня очень важно.

Сказкотерапия в работе с заикающимися дошкольниками На протяжении уже 15 лет в нашем дошкольном учреждении – д/с «Здоровый ребенок» свою работу ведет дошкольная группа для детей с заиканием.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование.

Стенгазета об экологической работе с дошкольникамиСтенгазета об экологической работе с дошкольниками экологическая газета Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной.

Этическая беседа в работе с дошкольниками Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный театр в работе с дошкольниками
Опубликовано: 20 февраля 2018 в 22:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД