Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы «Для чего нужен язык»

Галина Орехова
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы «Для чего нужен язык»

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией образовательных областей «Для чего нужен язык»

Цель:

Способствовать осознанию детьми необходимости органа чувств языка при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Программные задачи:

1. Сформировать представление о функциях органа вкуса – языка и его значении в жизни человека.

2. Развивать логическое мышление, активизировать мыслительную и познавательную активность детей.

3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание заботиться о своём здоровье.

Реализация образовательной области Познание:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора.

Интеграция с образовательными областями:

Социализация:

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Коммуникация:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Здоровье:

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Чтение художественной литературы:

Приобщение к словесному искусству посредством использования в речи пословиц, поговорок, примет.

Педагогические условия:

У каждого ребёнка: небольшое зеркало, по 3 розеточки с растворами, имеющими кислый, сладкий и солёный вкус (розетки не подписаны, стаканчики с водой, ватные палочки, салфетки.

Картина с изображением вкусовых зон языка, картинки-подсказки для артикуляционно-пальчиковой гимнастики, схемы ухода за языком.

Методы и приёмы:

Беседа, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Место проведения: групповая комната.

Предварительная работа:

- беседы с детьми о строении человека в доступной для дошкольников форме,

- рассматривание атласа "Организм человека и охрана здоровья",

- дидактические игры "Уроки Айболита", "Валеология",

- подбор с родителями поговорок и пословиц о языке.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Мотивация.

Воспитатель:

Слушай маленький народ,

Собираемся на сход!

Поскорее в круг вставайте

И за мною повторяйте!

Добрый день всем добрым людям

Мы вам рады, мы вас любим!

Очень любим мы людей

И больших, и малышей!

Воспитатель:

- Мы уже поприветствовали друг друга, давайте ещё раз улыбнёмся друг другу!

- Посмотрите, как стало светлей и уютней в группе от ваших улыбок!

- Ребята, скажите с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- А почему может быть у человека плохое настроение? (Если обидели, болеет, упал и т. д). (Ответы детей.)

- А можно ли помочь товарищу, сделать так, чтобы настроение изменилось? Как? (Поговорить с ним, пожалеть, развеселить, сказать ласковое слово, предложить поиграть, угостить и т. д.) (Ответы детей.)

Упражнение «Цепочка доброты».

Воспитатель:

- Давайте возьмёмся за руки и сделаем круг. Теперь закройте глаза. Чувствуете, как тепло стало ладошкам? А теперь подумайте о чём-нибудь добром, приятном и поделитесь с товарищем, слегка пожав ему руку.

Сейчас я пожму руку тому, кто стоит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так пока моё приветствие опять ко мне не вернётся, только уже с другой стороны.

- Откройте глаза. Получилось у нас создать хорошее настроение?

- А как мы это сделали? (Улыбкой жестом, рукопожатием.)

- А как ещё можно выразить своё отношение к людям? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Правильно. Можно сказать человеку добрые ласковые слова.

- Ира, скажи ласковое слово Владику, только попробуй это сделать, не открывая рта. Получилось? Нет? А почему? (Ответы детей.)

- Хорошо. Владик, открой широко рот и скажи Ире ласковое слово, только рот не закрывай. Получилось? Почему же не получается? (Ответы детей.)

- Что же нам помогает произносить слова?

- Правильно, но язык основной орган для произношения слов. А всё ли вы знаете о языке? Зачем он нужен? (Разговаривать, принимать пищу.)

- Какой же он? (Овальный, розовый)

Воспитатель:

- А давайте ещё раз рассмотрим наш язык, вдруг увидим что-то интересное?

2. Работа с зеркалом за столом.

Воспитатель:

- Ребята, возьмите зеркала, присаживайтесь за столы.

- Покажите язык, рассмотрите его. Какой он красивый, правда?

- Покажите то место, где язык кончается там он острый и тонкий, как называется это место? (Ответы детей: «кончик».)

Воспитатель:

- У языка есть ещё корень. Он находится в глубине рта, у горла. А есть ли у языка спинка? Покажите, как она выгибается, как у кошки.

- Ребята, что вы увидели на спинке? Алёна, что на спинке твоего языка? (Ответ ребёнка.)

- А у тебя Женя? (Ответ.)

Воспитатель:

- Спинку рассмотрели. А теперь поднимем язык, прижмём его кончик к верхним зубам.

- Что же такое там у вас видно? Как вы думаете? (Ответы детей: сосуды, подъязычная плёнка - «уздечка».)

Воспитатель:

- «Уздечка» руководит языком как наездник лошадкой.

- А вы знаете, почему язык розовый? Он розовый, потому что здесь имеется очень много кровеносных сосудов. Под языком сосуды толстые и хорошо заметны. А в самом языке они тонкие и без микроскопа их не увидишь, но кровь по ним бежит и придаёт языку розовый цвет.

- Ребята, а как вы думаете, где кожа на языке толще, а где тоньше на кончике или на спинке? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, почему так происходит? (Высказывания детей.)

Воспитатель:

- Спинка языка контактирует с пищей, которая бывает холодной, горячей, мягкой или твёрдой; если бы поверхность языка (слизистая оболочка) тонкой, нежной, она бы легко повреждалась пищей.

- А есть ли в языке кости? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Да, в народе говорят о тех, кто любит поговорить «язык без костей».

- Вот оказывается, какой у нас язык красивый и интересный. Теперь мы его хорошо рассмотрели.

- А теперь давайте проверим, как он умеет двигаться, а пальчики ему будут помогать.

3. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика «Театр пальчиков и языка».

Воспитатель произносит текст и показывает картинки подсказки, а дети выполняют артикуляционно-пальчиковую гимнастику.

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ. (Язык вверх-вниз.)

Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой. (Язык лежит на нижней губе свободно.)

На опушке - большое дерево. Вот его ствол. (Язык напряжённо тянется к носу.)

Вот его крона. (Язык загнут «Чашечкой».)

Крона состоит из веток и листьев. (Язык в позе «чашечка».)

Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают. (Язык вверх-вниз, потом расслабленно опускается на нижнюю губу.)

Вот его корни. (Язык тянется вниз.)

На дереве гнездо. (Язык «чашечкой».)

В нём живёт птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов. (Язык вверх-вниз и убирается за зубы.)

Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других – тонкие. (Язык мягко присасывается к нёбу, а потом напряжённо.)

Дерево растёт. (Язык тянется к носу.)

И грибы растут. (Язык то присасывается, то «чашечка».)

Собираем их в корзину. (Язык «чашечкой».)

Идём дальше по лесу. (Язык вверх-вниз.)

Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки. (Язык, выгнутый с опорой на верхнюю губу.)

Они кислые. (Сморщиться слегка, высунуть язык)

Но дома сварим из них варенье – во какое! (Улыбнуться, облизать верхнюю и нижнюю губы.)

Поэтому соберём их в корзины. (Язык «чашечкой».)

Через лес вышли к реке. (Широким языком вперёд-назад.)

Тяжело нести корзины. Увидели лодку. (Язык «лодочкой», вперёд-назад.)

Приплыли домой. (Язык присасывается к небу.)

4. Проведение опыта «Вкусовые зоны языка».

Воспитатель:

- Как хорошо ваши языки умеют двигаться и помогать разговаривать. Больше ни для чего нам язык не нужен?

- А для чего? (Принимать пищу.)

- Зачем? Жуём, откусываем мы зубами, а язык для чего? (Ответы детей.)

- А хотите узнать, что ещё интересное умеет наш язык?

- Давайте представим, что мы учёные и отправимся в лабораторию для проведения эксперимента.

- Слушайте внимательно, задание сложное.

- Перед вами 3 раствора. Они имеют разный вкус. Учёный берёт ватную палочку, опускает конец в раствор и прикладывает к средней части языка, боковым частям, кончику, основанию. Потом ватную палочку кладёте на поднос, делаете глоточек воды и для другого раствора берёте новую палочку. Надо проверить все три раствора.

- Итак, учёные работайте.

Дети называют после пробы из каждого блюдца, где находятся «сладкие», «солёные» сосочки.

Воспитатель:

- Подумайте, уважаемые учёные как лучше класть горькую таблетку и почему? (Нельзя ближе к корню языка – там вкус ощущается лучше всего.)

- Что же интересного заметили наши замечательные учёные?

(Дети делают вывод: язык определяет вкус пищи разными сосочками в разных частях языка.)

- Как интересно: один язык, а так много умеет.

- А какие поговорки вы знаете про язык? (Дети называют поговорки про язык, которые выучили дома, а родители объяснили им их значение).

Воспитатель:

- Ребята, как вы считаете, нужно ли ухаживать за языком? (Ответы детей)

Вывод с опорой на картинки (показ схематических изображений ухода за языком):

1. Полоскать рот после приема пищи;

2. Чистить язык от налета щеточкой или специальным скребком сверху вниз;

3. Не принимать слишком горячую пищу;

4. Не брать в рот острые, несъедобные предметы;

5. Итог.

- Так что же умеет делать наш язык?

- Для чего он нужен?

- Сегодня вы многое узнали на занятии. Можете поделиться своими знаниями о языке со своими родными, друзьями. А я вам предлагаю еще раз насладиться вкусом конфет разного вкуса. (Раздача конфет).

Публикации по теме:

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

Образец календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ. Данный образец календарного планирования составлен с учётом федеральных государственных требований. Форма плана отражает содержание образовательного.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Фразеология
  • Фразеология
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы «Для чего нужен язык»
Опубликовано: 21 марта 2013 в 09:03
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...