Папки-передвижки

Непосредственно образовательная деятельность «Невидимка-воздух» в старшей группе

Евгения Черепанова
Непосредственно образовательная деятельность «Невидимка-воздух» в старшей группе

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

Программное содержание:

Формировать представления детей о воздухе и его свойствах (невидим, необходим для дыхания, без запаха, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Словарная работа:

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Невидимка-воздух“ в старшей группе» размещена в разделах

Обогатить словарь детей новыми словами:

опыты, "невидимка", прозрачный.

Предварительная работа:

загадки о воздухе, чтение художественной литературы, чтение стихов о воздухе, изготовление вееров.

Оборудование:

Стакан прозрачный, прозрачная глубокая емкость с подкрашенной водой, воздушные шарики, соломки для коктейля, мыльные пузыри, веера из бумаги, мешочки полиэтиленовые, салфетки, баночки с яблоком, лимоном, веточкой сосны. Костюм для персонажа. Музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Восп. : - Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько гостей у нас. Давайте, поздороваемся с ними и подарим наше хорошее настроение и улыбки!

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это?

Дети: - Воздух.

Воспитатель: - Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. И для этого у нас есть лаборатория. (показывает)

Стук в дверь. Заходит Незнайка.

Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка.

А что это вы тут собираетесь делать?

Воспитатель: - Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Незнайка: - О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может, его и нет вовсе! Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?

Воспитатель: - Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Незнайка: - Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате.

Воспитатель: - Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.

Опыт 1

Воспитатель: - Сейчас я вам покажу, как можно поймать воздух. Перед вами лежат мешочки. Посмотрите внимательно что в мешочках?

(они пустые)

Возьмите полиэтиленовые мешочки и сожмите их в руке (сложите их в несколько раз, посмотрите, какие они тоненькие. Незнайка ты тоже бери мешочек.

Давайте вместе с вами наберем в мешочки воздух, берем мешочек двумя руками и набираем в него воздух, закрутим конец мешочка. Посмотрите, потрогайте какой стал мешочек? (упругий, плотный) Даша какой стал мешочек? Рома…

А почему мешочек стал упругим, плотным? Что в мешочке? Аида что в мешочке? Илья что в мешочке?

А теперь мы видим воздух? (нет) Алина видит в мешочке воздух? А Паша? Почему мы не видим воздух? (он невидимый) Арсений почему мы не видим воздух?

Почему его называют невидимкой? (ответы детей)

(Воздух прозрачный, значит, через него все видно).

Воспитатель: Незнайка, мы с помощью этого опыта доказали, что воздух невидим. Но его можно почувствовать и ощутить и для этого мы с вами проведем следующий опыт.

Опыт 2 «Как обнаружить воздух в помещение»

Воспитатель: Перед вами лежат веера, возьмите их и обмахните ими лицо. Что вы почувствовали? (подул ветерок) Виталик почувствовал ветерок?

Правильно почувствовали ветерок, происходит движение воздуха при помощи веера. Еще раз обмахните лицо веером. Какой воздух? (прохладный, холодный воздух). Арсений какой воздух? Ислам какой воздух?

Незнайка, А ты почувствовал движение воздуха?

Воспитатель: А как вы думаете, человеку воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Даша для чего нужен нам воздух? Виталий….? (Чтобы дышать.)

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох носом и выдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Воспитатель: Незнайка, ты понял для чего нам нужен воздух?

(показываю стакан)

- Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нем что-нибудь?

(выслушиваю ответы детей)

Перед вами тоже стоят стаканы. Возьмите их в руки и посмотрите они пустые или нет? Аяз, что у тебя в стакане? А у тебя, Арина?

Незнайка: - Ну и что тут интересного? Каждому ясно, что в стаканах ничего нет. Да-вайте туда что-нибудь нальем или положим.

Воспитатель: - Говоришь, нет ничего в стаканах? А мы сейчас проверим

Перед вами стоят емкости с подкрашенной водой.

Переверните стаканы вверх дном, и ровно опускайте их в воду до самого дна. Нужно делать это аккуратно, держать стакан очень ровно. А теперь посмотрите на стакан сверху. Попадает ли вода в стакан?

Яна у тебя вода вошла в стакан? А у тебя Ева?

Максим, а почему вода не может войти в стакан, что ей мешает? (воздух)

Незнайка ты же говорил, что стакан-то пустой! Или нет?

Может быть, там притаился наш воздух «невидимка». Нельзя ли заставить его пока-заться – стать видимым? Попробуем?

Крепко прижмите края стакана ко дну, а потом осторожно, медленно наклоняйте стакан, слышите: «Бульк! Бульк!» - это наш воздух «невидимка» подаёт голос. Что вы видите? (пузыри). Что выходит из стакана? (воздух). Большие пузырьки выскакивают из стакана, устремляются к поверхности воды и бульк! Исчезают. Воздух выходит и его место занимает вода.

Ребята, так можно увидеть воздух невидимку? (да)

А услышать? (да)

Как он булькает?

Воспитатель: - Ну что, ребята и ты Незнайка, убедились, что стакан не пустой, в нем есть воздух?

Незнайка: - Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что воздух есть, а просто так всем вам говорил. Я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Вот послушайте меня.

Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку соломку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было!

Опыт 4. (с соломинкой)

Воспитатель: - Ребята, давайте и мы попускаем пузырьки через соломинки.

Перед вами стоит емкость с водой, возьмите соломинки и опустите в емкость с во-дой, зажмите ртом соломинку, подуйте в неё.

Что происходит? (Получается буря в стакане воды).

Что вы видите? Даша, что ты видишь?

- Что выходит из воды с пузырьками?

Виталик, что выходит из воды с пузырьками? Данил, что выходит из воды с пузырьками?

(Воздух. В воде образуются пузырьки воздуха).

Воспитатель: Правильно, мы выдыхаем воздух и он в воде виден в виде пузырьков.

Воспитатель: - А какие еще пузыри можно пускать?

Дети: - Мыльные.

Воспитатель: - Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Возьмите мыльные пузыри и выходите на ковер.

(дети берут "мыльные пузыри" и пускают их.)

Давайте поиграем в игру «Пузырь».

Воспитатель: - Незнайка! Как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Незнайка: - Знаю, конечно, мыло!

Воспитатель: - Ребята, прав ли Незнайка? Даша, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей? А ты Арсений?

Конечно, в каждом мыльном пузыре внутри находится воздух!

Незнайка: - Воздух, мыло, какая разница! Вы мне другое лучше скажите: и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно?

Воспитатель: - Правильно! Ребята, давайте покажем Незнайке, как дышат наши носики.

(опыт 5 с салфеткой)

Воспитатель: Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, видим мы его? (Нет)

Давайте сделаем вдох и выдох носом. Видим мы воздух? Рома видит воздух? А Аида?

Перед вами лежат салфетки, возьмите их, расправьте поднесите к лицу и подышите носом.

А с салфеткой видно как воздух выходит из наших носиков? (Да) Алина видит как выходит воздух? А Ясмин?

А еще можно увидеть, как мы дышим зимой - изо рта выходит пар.

Незнайка: - Ребята, а вы знаете, чем дышат животные? (У них тоже есть носики).

Незнайка: - А собака, если ей жарко, дышит ртом, я сам видел. А как дышат растения? Где у них спрятаны носы? (гипотезы детей)

Воспитатель: - А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения, и комнатные тоже.

Вот почему мы вытираем пыль с листьев и моем их, чтобы они могли дышать.

Незнайка: - Значит и колокольчику, и березе, и дубу, и одуванчику – всем, всем нужен воздух? А я об этом и не знал.

Воспитатель: - Конечно, Незнайка, всем живым существам нужен воздух.

Правда, ребята?

Вот мы с вами дышим носиками, а что еще мы можем ими чувствовать?

(Можем чувствовать запахи).

Воспитатель: - А воздух пахнет?

(ответы детей) Ева воздух пахнет? Паша …

Воспитатель: Ребята, сделайте носом вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

(Нет. Воздух не имеет запаха).

Воспитатель: - А как же так получается, что когда на кухне пекут пирожки, мы в группе чувствуем их запах?

(ответы детей)

- Воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.

- Какие еще запахи может переносить воздух?

Опыт 6 «Чем пахнет воздух»

Подготавливаю пахучие вещества (яблоко, лимон, ветки сосны) и раскладываю их в разные баночки.

Игра «Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).

Воспитатель: ребятки, а сейчас поиграем в игру «Узнай по запаху». Вам нужно с закрытыми глазами отгадать запах. Закройте глазки и дышите носом.

(проношу баночку с яблоком) Что вы почувствовали? Запах чего? Антон запах чего ты почувствовал? Даша…

А теперь откройте глаза и посмотрите, правильно вы угадали или нет.

Правильно пахнет яблоком.

Продолжим дальше. Закройте опять глазки и дышите носом. Запах чего вы почувствовали? Ева запах чего ты почувствовала? Максим?

Открываем глаза, правильно отгадали.

Правильно запах лимона. Молодцы все правильно отгадали.

И еще раз закройте глазки. Алина запах чего ты почувствовала? Арина? Антон?

Правильно запах ели.

Вы почувствовали запах того вещества, фрукта, которое я вам предлагала понюхать.

Вот, Незнайка, мы и доказали, что воздух не имеет запаха. Он только может перено-сить запахи.

(Итог) : - Сегодня мы много узнали о воздухе. Илья, что же ты узнал о воздухе? Яна?

Даша спроси у Даши, что она узнала о воздухе?

Арсений спроси у Ромы, можно или нет увидеть воздух?

Аида спроси у Яны, для чего человеку нужен воздух?

Вот сколько мы узнали на занятии о воздухе. Мы узнали :

- Что воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

- Воздух невидим, прозрачен, но его можно почувствовать.

- Воздух может двигаться.

- И еще очень важное свойство воздуха. Сам он не имеет запаха, но он может переносить запах

Воспитатель: - Ну что, Незнайка, мы убедили тебя, что воздух есть?

Незнайка: - Да, я понял, что воздух окружает нас везде, мы им дышим. Просто я думал, что раз его не видно, то его и нет. Спасибо за интересные опыты, я сегодня много узнал.

А я знаю, где можно найти много воздуха - в шариках. Они так и называются - воз-душные. И за то что вы хорошо занимались я хочу подарить вам воздушные шарики. (дает детям коробочку с шариками)

Воспитатель: Спасибо, Незнайка.

Молодцы, ребятки, очень хорошо занимались на занятии, все принимали активное участие в опытах. На этом наше занятие окончено.

Публикации по теме:

«Как правильно вести себя на дорогах». Конспект непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Как правильно вести себя на дорогах» Конспект непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по разделу «Безопасность»Цель.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «В гости к осени» Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: «В гостях у осени» Цель:.

«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство»«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство» Доброе время суток, мои коллеги!Хочу вас познакомить с нашим занятием "Воздух-невидимка". Цели: расширить знания детей о свойствах воздуха;.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в старшей группе «Бегемот»Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в старшей группе «Бегемот» [ Цель: формировать у детей умение создавать образ животного из овалов и прямоугольников. Задачи: 1. Закрепить знания детей об образе.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ТЕМА: «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о перелетных птицах. ЗАДАЧИ: Образовательные Создание условий для расширения.

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по конструированию «Машина»Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по конструированию «Машина» Категория детей: дети с нарушением слуха 2 года обучения Форма непосредственной образовательной деятельности: подгрупповая Тема: «Машина».

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие к Деду Морозу» с использованием ИКТНепосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие к Деду Морозу» с использованием ИКТ Каждому ребёнку интересно знать где и как живёт наш любимый Дед Мороз. Приглашаем в увлекательное путешествие на Родину Деда Мороза! Цель:.

План-конспект НОД в старшей группе «Воздух-невидимка» Интеграция образовательных областей: - Социализация; - Здоровье; - Коммуникация; Задачи: - познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность «Невидимка-воздух» в старшей группе
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 19:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД