Обобщение опыта «Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников»

Наталья Дриллер
Обобщение опыта «Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников»

Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников

Родной язык – ключ к познанию окружающей действительности,важнейшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Поэтому так важно в дошкольный период показать детям богатство и разнообразие родного языка, почувствовать его красоту, научить рассуждать, обобщать, анализировать.

В последние годы количество детей с речевыми отклонениями неуклонно растет. Исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи свидетельствуют об их существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников в качественно - количественной характеристике словарного запаса (Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Особенности лексики у старших дошкольников с основными нарушениями речи проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Проблему обогащения лексики рассматривали О. С. Павлова, Л. Г. Соловьева, Е. Г. Федосеева, Е. А. Харитонова и др.

Проанализировав мониторинг речевого развития детей по данной теме, были поставлены цель и задачи.

Цель: практическое усвоение дошкольниками лексикограмматических средств языка.

Для решения поставленной в работе цели были определены следующие задачи:

-Активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

-Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения;

- Формировать умения грамматически правильно оформлять речевое высказывание.

Работа по обогащению и активизации словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Обращается внимание на количественное накопление словаря, правильное понимание детьми слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающей действительности и постепенного повышения их содержания как понятия; активизацию словаря. Усвоение новых слов происходит на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них.

Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является ознакомление с различными способами словообразования. Этому придается большое значение, так как в процессе такой работы развивается способность восприятия и различения значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей.

Для обогащения, закрепления и активизации словаря проводятся беседы с детьми на различные темы. Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.

В работе применяется тематический принцип подбора материала, что обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе педагогического коллектива группы. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать каждую тему, пополнить словарь, развивать лексикограмматические навыки.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, используется опора на наглядность: показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций.

Для закрепления и уточнения словаря, изменения и образования слов, используются игры, которые упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения для чтения ребенку выбираются с учетом интереса и развития. Знакомство с художественной литературой приучает ребенка анализировать суть прочитанного, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Детям поручается пересказать друг другу и родителям сообщения, которые они получали в беседах и других видах деятельности. Это способствует развитию памяти, восприятия, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормальные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащиеся в произведениях для пересказа.

При обучении пересказу используются подготовительные упражнения. Они помогают организовать внимание детей, подготовить их к восприятию текста. Например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа, активизация лексического материала по теме произведения: уточнение значений отдельных слов и словосочетаний, встречающихся в тексте, с демонстрацией соответствующих предмету картинок. Обучение детей рассказыванию проводится в разной форме: игровые упражнения, например, «Что было бы, если…», «Закончи предложение», «Закончи сказку по-своему», составление рассказов по картине, по серии картинок и т. д. Используются мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация.

Совместная работа с родителями является необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников. Для повышения компетенции проводятся беседы «Расширяем словарный запас», «Спрашивали – отвечаем», индивидуальные консультации по вопросам родителей, родительские собрания. Родители привлекаются к экскурсиям, проведению праздников, досугов, пополнению дидактического материала. Для родителей на стенде вывешиваются рекомендации по вопросам коррекции, образования и воспитания детей, методические материалы и разработки. По принципу доступности и понятности помещаются небольшие тексты, загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители должны использовать, занимаясь с детьми. Такая модель взаимодействия повышает уровень психического и речевого развития детей, активность, компетентность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Таким образом, систематическая и планомерная работа по формированию речи детей, способствует совершенствованию связной речи и обогащению словаря. К моменту поступления в школу у дошкольников речь грамматически правильная, дети умеют связно и последовательно излагать свои мысли, используя те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего.

Прикреплённые файлы:

-1_gd26n.ppt | 7042 Кб | Скачан: 124
 
Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Буквы, алфавит
  • Осень
Автор публикации:
Обобщение опыта «Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников»
Опубликовано: 18 августа 2013 в 10:45
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...