Папки-передвижки

Обобщение опыта «Индивидуализация процесса коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Надежда Бутакова
Обобщение опыта «Индивидуализация процесса коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.

русская народная пословица

слайд №1

Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта ДО, необходимо создавать благоприятные условия для индивидуализации обучения в условиях детского сада.

В связи с этим возникает необходимость создания новых образовательных отношений и в коррекционной педагогике, где ребёнок может сам выстраивать план своей деятельности, при определённых поставленных задачах.

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

Публикация «Обобщение опыта „Индивидуализация процесса коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ“» размещена в разделах

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Цель педагога: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Учитель-логопед при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста c ОВЗ сталкивается с проблемой предоставления самостоятельного выбора ребёнку при необходимости соблюдения всех этапов при коррекции звукопроизношения.

Как позволить ребёнку самому исправлять неправильно произносимые звуки, формировать грамотную речь?

Слайд №2

… Но ведь возможно предложить ему необходимые приемы, формы и средства коррекции, в специально организованных условиях, с непосредственным участием и под присмотром педагога.

Одним из ориентиров ФГОС- является умение ребёнка планировать «своё дело», следовать плану, вносить корректировку по ходу действий. Я предлагаю систему организации индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников, которая позволит повысить интерес ребёнка к столь сложной и непривлекательной для него работе по исправлению звуков. Научит планировать и следовать планируемым действиям, а так же будет развивать воображение и умение логически связно излагать свои мысли, а значит, качественно улучшит его коммуникативные качества.

Эта система поможет педагогу в построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослым или более опытным сверстником, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности – в зоне ближайшего развития каждого ребенка.

На таких занятиях ребёнок осуществляет выбор согласно своим интересам и потребностям, самостоятельно выстраивает план действий хода занятия, подбирает героев своей истории. Такая система организации занятий позволит стать ребёнку полноправным участником коррекционно-развивающего процесса.

Слайд №3

Для начала необходимо выяснить круг интересов и потребностей ребёнка, на основе которых педагог и будет выстраивать «образовательное» общение с ним на занятиях.

Можно использовать обычную беседу: вопрос – ответ, можно раскрасить беседу картинками, но всегда есть дети, с которыми очень трудно установить контакт. Поэтому можно предложить ребёнку совершить компьютерное путешествие по волшебным комнатам.

Приятная музыка, несложные манипуляции мышкой создадут спокойную непринуждённую атмосферу беседы.

Слайд №4

При помощи вопросов педагог, составляет карту интересов и потребностей ребёнка и получает некоторые диагностические данные. Вся полученная информация вносится в карту.

Слайд №5

Организуются занятия на сюжетно-игровой основе, которая может быть предложена педагогом, из альбома сюжетов (каждый педагог сам формирует такой альбом, в зависимости от предметно-пространственных возможностей кабинета, личного воображения, или придумана самим ребёнком.

Слайд №6

Далее педагог предлагает ребёнку выбрать несколько пунктов - значков (педагогом предлагаются значки, согласно этапу работы над звуком и поставленным задачам по другим направлениям коррекции речи) и составить план воображаемой игровой ситуации (значки для пунктов и карту-план каждый педагог подбирает самостоятельно, исходя из имеющихся ресурсов). На карте – плане ребёнок располагает выбранные значки в зависимости от последовательности цифр, приклеенных с обратной стороны, что позволить педагогу, заранее выбравшему значки для определённого ребёнка, распланировать последовательность работы над звуком.

Слайд №7

Вместе с педагогом ребёнок выбирает героев своей истории (это могут быть небольшие мягкие игрушки, игрушки из киндер- сюрпризов, пальчиковые или перчаточные куклы).

Передвижение по сюжету придумываемой, по ходу занятия, истории обеспечивают разные дидактические пособия, как настольные, так и объёмные игровые, предполагающие движение или смену позы обучающегося. Средства, приёмы и материалы для проведения занятия должны быть заранее продуманы педагогом.

Мной в кабинет были сделаны и используются следующие пособия:

Слайд №8

«ОСТРОВ ЗВУЧАНДИЯ»

Здесь проходит работа по развитию артикуляционного аппарата, голосовых характеристик, чувства ритма; постановке звука; робота по умению произносить звук изолированно и слогах.

Слайды № 9-10

С помощью пособий «ВЕСЁЛЫЙ ПАРОВОЗИК», «ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО» дети учатся правильно говорить звук в словах, фразах, предложениях. Определяют позицию звука в слове, делят слова на слоги, составляют предложения с выбранным словом.

Слайд №11

В «БУКВОГРАДЕ» они играют с буквами: печатают, складывают их из разных материалов, учатся составлять и читать слоги, слова, предложения.

Слайд №12

«ДОМИК - ЗВУКОВИЧОК» помогает освоить детям звуко-слоговой анализ слогов, слов (данное пособие придумано моей коллегой).

Слайд №13

«ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ» появился у нас с ребятами совсем недавно – это возможность использовать на занятии компьютерные, интерактивные игры. Здесь я могу предложить игру по любому из направлений речевого развития, в зависимости от задач определённого коррекционного этапа.

Слайд №14

Любая система, новые технологии, направления в работе педагогов – должны проходить оценку качества, эффективности, целесообразности. Проверить эффективность новой системы организации занятий я решила с помощью значков – смайликов и выявить её слабые и сильные стороны.

Слайд №15

В течение двух недель группа детей пользовались оценочной системой по обычной коррекционной системе занятий, а следующие две недели для оценивания им были предложены занятия по новой системе. Результаты оценивания заносились в тетради для индивидуальной работы, тенденцию изменения оценок я свела в табличный вариант.

По новой системе занятий дети стали для оценок выбирать смайлик – личный вклад. Я спросила, почему раньше не пользовались им? Ребята ответили, что раньше я им всё говорила, как делать, а теперь они сами придумывают. Заметно возрос интерес к занятиям у Даши С., она стала говорить о своих достижениях. Слабой стороной таких занятий стало время, которого необходимо немного больше, а вот сильной – это возросший интерес детей, формирование самостоятельности в планировании действий и соблюдении этапов планирования, умения сочинительства, хотя многим детям это даётся с трудом.

Слайд №16

Таким образом, данная система создаёт необходимые условия для реализации потенциальных возможностей ребёнка, учитывая его интересы и потребности в формировании правильных произносительных умений и грамотной, богатой устной речи.

Прикреплённые файлы:

gmo-aprel-2018_m4qd9.pptx | 3033,82 Кб
 
Публикации по теме:

Использование метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ № 43 «Теремок» п. Красногорняцкий Неговора Н. Н. «Использование метода наглядного моделирования.

Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка дошкольного возраста Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка дошкольного возраста с презентацией. Тема:.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка старшего дошкольного возраста Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка старшего дошкольного возраста с презентацией.

Консультация для воспитателей «Индивидуализация обучения детей старшего дошкольного возраста» Для индивидуализированного обучения отбираются средства и приемы усвоения знаний, устанавливается мера влияния, которая является эффективной.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства». И. С. Соколов-Микитов Экологическое.

Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Воспитатель: Дубровина Ольга Александровна.

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на 2017–2018 учебный год Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Кубаночка» ст. Брюховецкой муниципального.

Система взаимодействия воспитателя и логопеда по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Цель работы: Предоставление обобщения, систематизации и распространение педагогического опыта широкой аудитории педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Индивидуализация процесса коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Опубликовано: 3 мая 2018 в 09:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД