Получи документы

Образовательный проект «Профессии старины далекой» для детей старшей группы с ЗПР

Татьяна Рухова
Образовательный проект «Профессии старины далекой» для детей старшей группы с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №197»

Образовательный проект

«Профессии старины далекой»

для детей старшей группы (5-6 лет)

с ЗПР

Образовательная область :

познавательное развитие

старшая группа

Авторы проекта :

Рухова Т. А.

Воспитатель

Первая квалификационная категории

Тип проекта : краткосрочный

г. Барнаул 2018

Содержание:

Раздел 1. Целевой.

Публикация «Образовательный проект „Профессии старины далекой“ для детей старшей группы с ЗПР» размещена в разделах

1.1. Пояснительная записка 2

1.2. Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет ЗПР. 3

1.3. Планируемые результаты. 4

Раздел 2. Содержательный.

2.1. Особенности осуществления образовательного процесса. 5

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации проекта. 5

2.3. Содержание коррекционной работы. 6

Раздел 3. Организационный.

3.1. Организация образовательного процесса и организационно-педагогических условий. 7

3.2. Предметно-пространственно-развивающая среда. 7

3.3. Взаимодействие с социумом. 8

Библиографический список.

Раздел 1. Целевой.

1.1. Пояснительная записка.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?»

Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, все не так просто. Это в старину профессии было мало, и все они могли на одном крыльце поместиться, вместе с царем.

Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди. Но нельзя воспитать правильно человека, не зная своей истории.

При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.

Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т. е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, пословицы.

Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется cтроить.

В нашей группе ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию, поэтому с сентября 2014 года функциклирует мини - музей «Сударушка» (Приложение 1). Одна из его задач – знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями. Но в наши дни дети мало получают информации о

2

русской культуре. Родители все реже говорят о культуре страны своим детям, да и сами зачастую забывают о ней. Поэтому как следствие выбрана тема проекта «Профессии старины далекой». И ко всему выше сказанному хочется сказать, что мы считаем своей прямой обязанностью как педагогов приобщать детей к богатой культуре русского народа.

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Профессии старины далекой».

Формирование представлений у детей о русском крестьянском быте через знакомство с профессиями прошлого, учить сравнивать старинные и современные профессии.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о русском крестьянском быте.

2. Расширять и обобщать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

3. Расширять словарный запас: изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват.

4. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям

(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.

1.2. Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет с ЗПР.

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с одной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.

Цели и задачи, общие для обучения и воспитания всех детей - это содействие их всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостатками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении следует учитывать значительно более низкий уровень их возможностей, необходимость применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Специфичность целей, задач и методов работы 3

с проблемными детьми вытекает из глубокого своеобразия этих детей.

Для воспитания такого ребенка еще более важную роль, чем для здорового, играют спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство. Поэтому в работе с детьми этой категории выделяется патриотическое воспитание через знакомство с русскими народными традициями. Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм. Знакомство с русскими народными традициями более эффективно проходит в условиях мини-музея группы.

1.3. Планируемые результаты :

1. У детей сформированы представления о русском крестьянском быте.

2. Расширены представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

3. Расширен словарный запас: изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват.

4. Дети приобщены к общечеловеческим нравственным ценностям

(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

5. Родители привлечены в воспитательно – образовательный процесс.

Раздел 2. Содержательный.

2.1. Особенности осуществления образовательного процесса.

Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера группы и мини – музея «Сударушка» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке, позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, люлька, предметов быта – посуда, половики, прялка и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т. д.) (Приложение 2, выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на 4

специальных занятиях и в свободной детской деятельности.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации проекта.

Перспективный план – график мероприятий.

число Образователь-

ная область Формы и методы Ответственные Отметка о выполнении

Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры:

«Откуда предмет?»

«Собери пазлы»

«Русская изба и современный дом»

Сюжетно - ролевые игры:

«Строители»

Беседы: «Нам нужны работники: столяры и плотники»

Труд Поручение «Убери в избе»

Рухова Т. А.

Бондаренко Е. Г.

Бондаренко Е. Г.

Приложение 3

Познавательное развитие Презентация «Русские ремесла» с использованием ИКТ

Интегрированное занятие «Старинные профессии» Бондаренко Е. Г.

Рухова Т. А.

Приложение 4

Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Фартук в русском народном стиле»

Аппликация: «Изба»

Чтение художественной литературы:

Пересказ русской народной сказки

«Заюшкина избушка» Рухова Т. А.

5

Бондаренко Е. Г.

Речевое развитие Беседа по книге:

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»;

М. Пожарова «Плотник»

Чтение сказки о Старинных профессиях

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде и быте

Бондаренко Е. Г.

Рухова Т. А.

Приложение 5

Физическое развитие П\ и «Горелки»

«Веретено и пряжа»

«Лапти»

Рухова Т. А.

Бондаренко Е. Г

2.3. Содержание коррекционной работы.

Учитывая, что группа состоит в основном из мальчиков 5-6 лет с ЗПР проект «Профессии старины далекой» мы считаем наиболее актуальным для детей этой категории. Соответственно, разработали и внедрили в деятельность картотеки для коррекционной работы с детьми:

-картотека артикуляционной гимнастики с элементами фольклора;

-картотека пальчиковой гимнастики ;

-картотека игр-драматизаций по мотивам русских сказок и песен;

Особенно детям нравятся физкультминутки в русском народном стиле.

6

Раздел 3. Организационный

3.2 Предметно – пространственная развивающая среда.

Тема проекта прослеживается в предметно - пространственной развивающей среде группы :

В "Уголке начинающего читателя" очень успешно ведется работа по ознакомлению с художественной литературой. Собраны книги : сказки, былины, потешки, пословицы русского народа о труде. Воспитанники заинтересованно слушают русские народные сказки, как при чтении, так и аудиозаписи в музыкальном сопровождении, в которых описывается трудолюбие и терпение русского народа. Знают много стихотворений, называют произведения, прослушав отрывок из него.

В «Театральном уголке» есть куклы Бибабо, театр на ложках и др. для инсценировки сказок: "Заюшкина избушка", "Теремок".

"Уголок рисования" пополнился новыми дидактическими играми: "Подбери головной убор к сарафану", "Русская изба и современный дом", "Пазлы", предметами разных видов росписи.

В «Уголке конструировании» разнообразные виды конструкторов и мозаики находятся в свободном доступе для детей.

Все экспонаты доступны и используются в разных видах деятельности: для проведения занятий, для сюжетно - ролевых игр, театрализованной деятельности.

3.3. Взаимодействие с социумом.

Для того, чтобы проект был полностью реализован воспитатели – руководители проекта тесно взаимодействуют с другими специалистами:

- музыкальный руководитель помогает подготовить и провести развлечения, такие как «Котята поворята»;

- учитель – дефектолог и психолог проводят физкультминутки, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику с элементами фольклора, опираясь на картотеки.

Для того, чтобы расширять кругозор и продолжать формировать представления детей профессиях запланирована экскурсия в 7 «А» группу в музей о космосе, где узнают о современных профессиях. 7

Провели конкурс среди родителей нашей группы поделок из природного материала "Русская изба".

Созданы условия, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал, ориентированный на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.

Библиографический список:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Н. З. Жаренкова, О. В. Муртазина «Знакомство с профессиями» 2014г.

3. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку». Издательство: "Мир книги", 2009г.

4. Т. Кремер «Кем быть?» - М. : РОССА, 2017 г.

5. Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет».

Публикации по теме:

Групповой детский познавательно-исследовательский образовательный проект для детей второй младшей группы «Снег кружится» Тема проекта: «Снег кружится, летает и тает….». Цель проекта: формирование у детей младшего возраста первоначальных знаний о природном.

Конспект занятия для детей старшей группы с ЗПР «Терем-теремок» Цель: Показать приобретённые умения детей составлять изображение из геометрических фигур, соблюдая определённую последовательность. Задачи:.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Осень золотая» Тема проекта: «Осень золотая».Проблемное поле проекта: В период детства дети только начинают познавать мир, явления природы. В этот период.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Удивительные цветы» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности Тема проекта: «Удивительные цветы».[/b]Проблемное поле проекта:.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание» для детей младшей группы Пояснительная записка Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,.

Образовательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны» Руководитель проекта: Мочалова И. Н. Цель: расширить и обогатить знания детей о труде сотрудников детского сада Задачи: • расширять представления.

Образовательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны» в средней группе Проблема: У детей не систематизированы знания о детском саде, людях, которые в нем работают, их профессиональных обязанностях. Цель : расширить.

Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы «Праздник русской старины» Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы "Праздник русской старины". Составила воспитатель МБДОУ "Детский сад № 5".

Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы «Праздник русской старины» Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы "Праздник русской старины". Составила воспитатель МБДОУ "Детский сад № 5".

Воспитательно-образовательный проект «Мой город Кировск» для детей второй младшей группы Воспитательно-образовательный проект на тему: "Мой город - Кировск" разработан для детей 2 младшей группы. Цель проекта: познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Профессии старины далекой» для детей старшей группы с ЗПР
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 14:48
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД