МААМ-картинки

Обучение грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи

Хомулина Наталья
Обучение грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи

Не секрет, что обучение грамоте - это, наверное, самый больной вопрос для родителей дошколят. Именно умение читать кажется основным признаком готовности ребёнка к школе. Скажу Вам, что это не совсем так. Подготовка к школе - очень серьёзное дело, которое включает в себя массу компонентов, равных по своей значимости.

Публикация «Обучение грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи» размещена в разделах

Почему же столько переживаний вызывает именно это умение - читать? Потому что сформировать данный навык чрезвычайно сложно тем, кто не владеет методикой обучения. Со счётом родители, бабушки/дедушки справляются вполне успешно и сами. Про развитие речи дошкольника (пополнение словарного запаса, умение составлять рассказы, правильно согласовывать различные части речи) не каждый и задумывается. В итоге именно чтение пугает больше всего.

Сначала родители усиленно учат буквы с ребёнком (чуть ли ни с рождения, полагая, что это гарант успешного обучения. Позже делают попытки соединять буквы в слоги и сталкиваются с распространё нной проблемой: "Мы давно знаем все буквы, а читать так и не можем научиться". При этом сей факт очень всех удивляет: "Как же так? Что же ещё нужно?" В идеале нужно было начинать не с изучения букв, но об этом позже.

Хорошо, если обучением чтению занимается профессионал. Есть специальные методики и не одна, которые хорошо известны педагогам. Но ситуация на сегодняшний день складывается таким образом, что школа как-то постепенно, незаметно, но решительно и уже необратимо сняла с себя эту обязанность - учить детей читать. И хотя она по-прежнему "вроде как" обязана это делать, тем не менее некоторые учебные заведения умудряются даже проверять технику чтения на вступительных собеседованиях и высказывать пожелания увеличить скорость (количество прочитанных слов в минуту) к 1 сентября.

При этом в детском саду есть занятия по обучению грамоте. С детьми учат буквы, знакомят их со звуками речи и их характеристиками (гласный/согласный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой). Объяснение же механизма чтения программой не предусмотрено. Умение читать "выскакивает" у некоторых детей самостоятельно, как неожиданный "побочный" эффект.

Вот и приходиться родителям надеяться в этом непростом деле только на себя.

Наша задача состоит в том, чтобы объяснить далёким от тонкостей методики родителям, как правильно научить ребёнка читать. Сложность в том, что обучая ребёнка «по-простому» (МЭ и А – будет МА, МЭ и И – будет МИ, можно ровным счётом ничего не добиться. Как часто приходится слышать: «Мы выучили все буквы, а дальше-то что? Он легко называет отдельные буквы, но никак не может прочесть хотя бы один слог. Сколько я не объясняю – ничего не получается».

Происходит это от того, что родители совершенно не имеют представления о методике обучения грамоте. Да и откуда маме это знать, если она, например, юрист или повар.

Букварей и Азбук множество! Хороших, ярких, красочных, увлекательных… Ребёнку покупают такой Букварь, начинают заниматься, но, по-прежнему, смутно представляют, как это делать. А потому всё сводится к старой, известной ещё нашим прабабушкам, схеме: выучили все буквы, а потом «МЭ и А – будет МА».

«Настоящая» же методика куда сложнее. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо самому ориентироваться в фонетике, фонологии, графике и орфоэпии. Именно эти разделы языкознания составляют теоретическую основу обучения грамоте. Важно настроиться на серьёзную работу.

Сделаю небольшое отступление и скажу, что способов научить читать великое множество. Методик, действенных и разнообразных, достаточно. Я предлагаю лишь один из возможных вариантов, при этом, на мой взгляд, самый эффективный. Поскольку он раскрывает общие способы чтения, научиться читать ребёнок может даже раньше, чем вы планировали. В своей практической деятельности я использую именно такой подход к обучению грамоте. Начинать можно уже с 4-5 лет.

Итак. Чтение и письмо – это два тесно взаимосвязанных действия, обратных друг другу. Звук – это строительный материал языка, минимальная единица речи. Буква – графический знак для обозначения звука. Буквенная запись – это своеобразный код, расшифровка которого и есть чтение. Письмо же, наоборот, «зашифровывание» сказанного с помощью специальных знаков – букв.

Из вышесказанного понятно, что звук – первичен. Буквы лишь способ «остановить», «поймать» мимолётный звук и зафиксировать его на бумаге.

Отсюда необходимость начинать обучение чтению с ориентировки в звуковой действительности языка. Научить ребёнка сначала слышать слово, понимать его звуковую природу, отделять звуковую форму слова от его значения, различать звуки  гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Далее ребёнок учится обозначать звуки буквами, а это не что иное, как процесс обучения письму, только в нашем случае «записывать» слова мы будем с помощью фишек, как звуковых, так и буквенных.

И только потом, на основе понимания способов записи слов (обозначения звуков буквами, раскрывается позиционный принцип чтения, суть которого заключается в ориентировке на гласную букву, следующую за согласной.

Это как в математике: сложение и вычитание. Сначала изучают сложение, учат таблицу в пределах 10, а потом рассматривают вычитание, как обратный процесс. Не будешь знать таблицу сложения, не сможешь вычитать. Так же и чтение – это процесс обратный письму. Без знания того, как обозначаются звуки буквами (как пишется слово, не сможешь расшифровывать буквенный код (читать).

Несмотря на то, что звуковой метод обучения грамоте (или звуковой аналитико-синтетический) уже давно и прочно вошёл в систему современного образования, родители до сих пор используют в самостоятельном обучении отголоски метода буквослагательного, суть которого сводится к заучиванию букв и слогов, без понимания общих принципов записи и чтения. Данный метод не используется педагогами уже с позапрошлого века, но до сих пор имеет силу в домашнем обучении родителями, бабушками и дедушками.

Чтобы доказать необходимость использование звукового метода, рассмотрим подробнее несостоятельность метода буквослагательного (именно «домашнего» его варианта).

С чего начинают все родители? С заучивания алфавита. Они уверены, что основная работа выполнена, если ребёнок знает все буквы.

А дальше идё т такое объяснение: «БЭ и А – будет БА». Взрослым кажется это таким лёгким и понятным. А как же может быть иначе, если все буквы уже известны? Но почему же тогда так часто именно на этом этапе происходит «сбой». Ребёнок достаточно легко выучил буквы, но никак не может сливать их в слоги!

Дело в том, что буквы в слоги не сливаются. Сливаться в слоги способны только звуки! Буквы – это всего лишь значки, графические изображения. Они не могут сливаться по определению.

Так давайте попробуем послушать звуки, которые были предложены: БЭ и А. Родители рассчитывают услышать БА. Но куда же в таком случае исчез призвук Э?

Заметив это, многие родители учат названия букв не так, как они называются в алфавите (БЭ, ЭМ, ЭЛЬ, КА, а заменяют названия согласных букв на соответствующие звуки: [б], [м], [л], [к]. При этом не учитывается тот факт, что большинство согласных букв обозначают два согласных парных по твё рдости-мягкости звука: твёрдый и мягкий. Т. е. называя букву Л (эль) звуком [л], они как бы отбрасывают её значение [л’], которое так же часто встречается в словах и имеет ровно такое же право на существование, как и парный твёрдый звук.

Тем более странно, что такой совет, учить буквы не по их названиям, а по соответствующим твёрдым согласным звукам, можно услышать и от педагогов.

На мой взгляд, подобные уловки никак не облегчают понимание способа чтения, а наоборот запутывают детей ещё больше.

Действительно, если складывать в слог не БЭ и А, а [б] и [а], то может получиться БА. Но как тогда объяснить ребёнку, что «буква» Б ([б]) и И – это будет слог БИ?

Опять стоит послушать себя (слушание – это вообще основной инструмент контроля правильности выполненного звукового анализа). [б] и И вообще не могут сливаться в слог, т. к. твёрдые согласные не сливаются со звуком [и]. Звук [и] может находиться в словах только после согласного мягкого звука! А значит способ выучивания букв по их «твёрдым представителям» даёт осечку. Со звуком [и] в данном случае может сливаться в слог мягкий согласный [б’]. [б’] и [и] – получится [би]. Но как это объяснить ребёнку, если мы уже выучили названия букв как твёрдые звуки?

Ещё сложнее в такой ситуации научить складывать в слог согласные буквы с так называемыми «йотированными гласными буквами» : я, ё, е, ю.

Рассказать, что БЭ (или [б]) и Е будет БЕ – просто нереально! Потому как неясно, почему БЭ стало мягким [б’], и куда исчез звук [й’] из Е ([й’э]). Ведь, по логике, при сложении [б] и [й’э] должно получиться БЪЕ ([бй’э]).

Таким образом, не понимая смысла происходящего, ребёнок просто заучивает наизусть определённые сочетания букв. Точно так, как в позапрошлом веке. И сколько таких детей, которые перед поступлением в школу читают: «К и А – Ка, Ш и А – ША, КА-ША». Исправить потом результат такого «домашнего обучения» гораздо сложнее, чем научить того, с кем не занимались.

Данные примеры призваны показать вам, что современный звуковой подход к обучению чтению – это не прихоть, а острая необходимость. Что нет другого, столь же адекватного, способа научить ребёнка читать. И если родители решили самостоятельно учить своих детей грамоте, то и им тоже необходимо выбрать для этого правильные методы и приёмы.

Кто-то скажет: "А мой так легко научился! И без всяких звуковых анализов". Возможно.   Это значит, что данный ребёнок обладает врождённым фонетическим чутьём, и он интуитивно уловил способы и правила написания и прочтения. Но не все дети способны на такое. Кроме того, у правильно обученного ребёнка в дальнейшем будет меньше проблем с грамотным письмом в школе. Ведь изучение звуков и способов их обозначения на письме – это начальный этап не только обучения чтению, но и правописанию.

Публикации по теме:

Внутрифирменное обучение педагогическим технологиям по звуковой культуре речи. Конспект занятия по обучению грамотеВнутрифирменное обучение педагогическим технологиям по звуковой культуре речи. Конспект занятия по обучению грамоте Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» г. Переславль-Залесский Занятие в рамках группы Спиридоновой.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 3–4 лет, имеющих нарушения зрительных функцийКонспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 3–4 лет, имеющих нарушения зрительных функций Путешествие в песочную странуЦели: используя возможности комплексного воздействия современных, в том числе здоровьесберегающих, технологий,.

Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем» Несформированность связной речи дошкольников с речевыми нарушениями отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности,.

Мастер-класс «Обучение умелой, искусной и эффективной речи дошкольников» Еще древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», а Наполеон Бонапарт «Кто не умеет говорить, тот.

Особенности обучения рисованию портрета дошкольников, имеющих нарушения зрения Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у дошкольников с нарушениями зрения является одним из важнейших.

Презентация «Обучение грамоте. Сочетание звуков [А], [У], [И]» Ирина Еннер Презентация «Обучение грамоте. Сочетание звуков [А], [У], [И]» В настоящее время подготовка дошкольников к обучению грамоте.

Развитие связной речи дошкольников имеющих отклонение в развитииРазвитие связной речи дошкольников имеющих отклонение в развитии Язык, как основной компонент познавательной сферы, развивается и усваивается по тем же законам, что и познавательная сфера в целом. В познавательных.

Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию. Развитие связной речи занимает одно.

Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речиИспользование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи Автор: Комарова Лидия Николаевна Статья: «Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения В настоящее время роль учителя-логопеда становится более значимой. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается контингент детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 12:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД