Получи документы

Опыт педагогической работы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности»

Ирина Грузинова
Опыт педагогической работы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности»

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности».

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

С. Т. Шацкий

Публикация «Опыт педагогической работы „Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности“» размещена в разделах

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Сегодня родители и педагоги как никогда ранее обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

С ростом технического прогресса образ нашей жизни неуклонно меняется. Стоит только взглянуть на детей, которые уже с малого возраста лучше многих взрослых справляются с планшетом и компьютером. И многие родители, не скрывая гордости, хвастаются знакомым и друзьям, как их малыш ловко справляется с ними. Все ли так однозначно?

Стоит просто задать себе вопрос, а сколько времени ребенок тратит на коллективные игры со сверстниками, общение с родителями и друзьями? Ученые и педагоги с тревогой предупреждают о влиянии гаджетов на развитие ребенка в социальном плане. Такого рода техника препятствует выработке у детей чувства сострадания, сожаления по отношению к другим, а все по тому, что они меньше времени проводят в общении с людьми. Это в свою очередь порождает проблемы в социуме и коммуникации. Ведь в сложном процессе становления личности человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Стремление многих родителей к всестороннему развитию ребенка, часто приводят к чрезмерной учебной нагрузке в ущерб игровой деятельности дошкольников. Родители с удовольствием записывают ребенка на всевозможные секции и кружки. Индивидуальные и личные достижения ребенка, становятся для родителей самоцелью, более важным, чем игры со сверстниками в «Дочки-матери», «Казаки-разбойники», «Краски». Очевидно, что игра уходит из детства и оно, как гоночная машина, на полной скорости проносится мимо тех детей, которые по вине родителей не наигрались вдоволь.

Игры наших детей все больше содержат сюжеты, заимствованные из мультфильмов, имеющих агрессивный характер, а используемые в играх детей коммуникативные средства как зеркало отражают жестокие отношения виртуальных героев.

В системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО игра является основной формой и ведущим видом деятельности во всех образовательных областях, обеспечивая социально-коммуникативное развитие детей и способствуя формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

Так можно ли научить ребенка общаться? И что нужно сделать, чтобы ребёнок не растерял эту природную способность - играть. Ведь именно в игровой деятельности он осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социально-коммуникативных отношений.

Эта проблема направила меня на поиск современных подходов в решении данного вопроса.

Целью моей работы стало создание оптимальных условий для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Для реализации цели мною были определены задачи:

1. Осуществить анализ современного подхода к проблеме социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

2. Создать оптимальные условия для полноценного общения в различных видах игровой деятельности.

3. Привлечь внимание родителей и повысить их компетентность в вопросах социально-коммуникативного развития ребенка.

4. Совершенствовать систему социального взаимодействия с родителями и социальными партнерами образовательного учреждения в условиях реализации различных форм межведомственного взаимодействия.

Исходя из поставленных целей и задач, я предположила, что создаваемые условия дадут возможность практического претворения инновационных идей и методик в процесс совершенствования игровой деятельности.

В ходе работы я предполагала получить конкретные результаты.

Работа по заявленной теме позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах совершенствования социально-коммуникативного развития дошкольников.

Предметом исследования игровая деятельность

Объектом исследования - процесс социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста посредством использования игровых форм работы.

В рамках реализации работы, я разработала долгосрочный практико-ориентированный проект «Учимся общаться играя!» «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Работа по проекту осуществлялась в четыре этапа.

На первом (подготовительном) этапе, в октябре 2012г., я изучила нормативную, методическую литературу по данному вопросу. Для решения обозначенной проблемы в работе с детьми я определила цель проекта.

Цель проекта: определение влияния сюжетно-ролевой игры на процесс формирования социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-теоретические основы и охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в развитии дошкольника.

2. Обосновать и проанализировать значение сюжетно-ролевой игры в процессе развития социально-коммуникативных навыков дошкольников.

3. Определить и создать условия для внедрения социально-ориентированных и коммуникативно-направленных сюжетно-ролевых игр с учетом возрастных особенностей дошкольников.

4. Провести мониторинговое исследование уровня сформированности социально-коммуникативных компетенций дошкольников

5. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по внедрению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.

Исходя из цели и поставленных задач, я предложила, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития общения и становления доброжелательных межличностных отношений у детей дошкольного возраста, способствует гармонизации, социализации и коммуникации ребенка.

Эффективное развитие сюжетно-ролевой игры возможно при соблюдении следующих условий :

- создание благоприятных условий для сюжетно-ролевых игр дошкольников;

- привлечение внимание взрослых к игровой деятельности детей;

- устранение причин блокирования коммуникативного развития в педагогическом процессе.

Мною были изучены труды психологов и педагогов по проблеме, ведущие теоретические положения педагогики о роли игры в коммуникации и социализации личности детей.

Методологическая основа проекта представлена на экране.

Изучив труды Лисиной М. И., и Репиной Т. А., я пришла к выводу, что именно в дошкольном периоде необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, научить общению. Ведь как отмечал В. В. Давыдов: "Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности".

Далее было проведено обследование социально-коммуникативных компетенций детей, включающее наблюдение, беседы с детьми, родителями, педагогами.

Данные диагностики в процентном соотношении представлены в диаграмме. Проанализировав полученные в ходе диагностики результаты, я пришла к выводу: что основой опытно-педагогической работы станет внедрение деятельностного подхода в процесс развития социально- коммуникативных навыков посредством социально-ориентированных игр.

Свою опытно-практическую деятельность я начала с создания в группе специально организованной предметно-развивающей среды, с учетом основных принципов ее построения. Это было сделано для того, чтобы ребенок легко мог самостоятельно организовать свою игровую деятельность и включить в игру сверстников. Игровое пространство было обновлено и пополнено сюжетно-ролевыми играми: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Школа», ориентировано на специфику игровой деятельности мальчиков и девочек.

Деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием, а также с участием педагогов и родителей.

Оснащенность группы и детского сада современными техническими средствами давала возможность просматривать слайды, видеофильмы, слушать стихи, песни.

В целях оптимизации работы по социально-коммуникативному развитию был разработан комплекс игр «Школа общения», которые помогали ребятам преодолевать различные трудности в поведении, развивать эмоционально-волевую сферу, обучать различным способам реагирования на проблемную ситуацию, способствовать формированию социальных навыков поведения. Были изготовлены дидактические игры, систематизированы подборки логоритмических и пальчиковых игр, игр с предметами и игрушками, словесных, настольно-печатных, игр с правилами, требующих от ребят умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть при этом справедливым, честным, уступчивым. Такие виды игр не только расширяли представления детей об окружающем мире взрослых, но и создавали базу для возникновения полноценных сюжетно-ролевых игр.

Наблюдения за игрой детей в начале опытно-педагогической работы показали, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты.

Во-первых, это было показателем того, что у детей недостаточно представлений о профессиях и о профессиональной деятельности взрослых в различных видах труда. Это объясняется тем, что личный опыт детей зачастую ограничен посещением магазина, поликлиники и группы детского сада.

Во-вторых, уровень общения был снижен, дети не проявляли достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирали себе ее участников.

Чтобы представления детей были более разнообразными, им необходимы дополнительные знания об окружающем мире. С этой целью я разработала перспективный план экскурсий, которые проводились на всех этапах работы над проектом, но с различными целями.

Методика работы в рамках проекта была разработана с учетом деятельностного и интегрированного подходов. Подобранный материал, отлаженная система работы и сроки реализации проекта позволяли отслеживать положительную динамику развития социально-коммуникативных навыков детей в игре.

В ходе реализации проекта образовательная деятельность была интегрирована с ближайшими и доступными социокультурными объектами, которые окружают ребенка, таким образом, вовлекая его в социально-коммуникативную деятельность.

Самыми яркими событиями на основном этапе реализации проекта стали экскурсии в школу, магазин, школьную библиотеку, школьный музей, воинскую часть, на почту, И если в начале дети наблюдали за деятельностью взрослых на каждом социально-значимом объекте, то в дальнейшем дети стали самыми активными ее участниками: покупателями, читателями, учителями.

В процессе проведения экскурсий, наблюдений за самостоятельной игровой деятельностью детей я заметила, что дошкольники часто затрудняются в построении речевого высказывания в ситуации общения.

Совместно с родителями были организованы акции:

- «В магазин за покупками», в ходе которой каждый ребенок имел возможность совершить покупку очень важного для всей семьи товара;

- «В парикмахерскую за модной прической». Ребята познакомились с модными молодежными прическами;

- «Скоро в армию пойду» - практическая экскурсия в воинскую часть, где ребята имели возможность пообщаться с военнослужащими.

При этом особое внимание уделялось развитию социально-коммуникативных навыков, правильной постановке вопросов, доброжелательности, культуре общения.

Педагоги детского сада прониклись идеей расширения границ детского общения, активного использования объектов социокультурного назначения с целью активизации работы по социально-коммуникативному развитию.

С это целью педагоги детского сада разрабатывали практический материал, проводили консультации, семинары с педагогами и родителями. В помощь молодым воспитателям были особенности проведения социально-ориентированных игр.

Главными помощниками и активными участниками всех мероприятий, проводимых в рамках проекта стали родители. Ведь семья является основным фактором развития игровых интересов ребенка дошкольного возраста. Ребенок вносит в игру все, что «впитывает» в семье.

В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

Наши родители с удовольствием принимали участие в создании предметно-развивающей среды группы, организации и проведении экскурсий.

В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что, не все родители понимают важность такого сотрудничества, ссылаясь на свою занятость. Другой не менее важной проблемой оказалось недостаточное знание родителей о правилах организации и проведения различных игр в семье.

Учитывая тот факт, что родители являются активными участниками образовательного процесса, я наметила план работы с родителями и использовала следующие формы взаимодействия с ними, вы их видите на экране.

В результате проведенного анкетирования 98% родителей убеждены в необходимости организации игровой деятельности в семье, и только 23% из них организовывают такую деятельность регулярно.

Учитывая результаты анкетирования, я подготовила рекомендации для родителей, подробно объяснив, как они могут играть с ребенком не отвлекаясь от своих домашних обязанностей. Такими играми являются: игры на кухне, игры по дороге в детский сад, в ванной комнате, игры в гараже с папой и т. д.

В итоге мною были обобщены результаты всей работы над проектом.

Данные диагностики в процентном соотношении представлены в диаграмме.

Сравнительный анализ в период с 2012 по 2015 год показал рост развития социально-коммуникативных навыков детей на 16%, что позволяет определить правомерность выдвигаемой гипотезы.

Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показали следующее. Дети стали играть больше в игры социально-ориентированной направленности, соблюдаются заранее оговорённые правила. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в микрогруппы, их игровые интересы устойчивы. Широко используют атрибутику игры, игрушки заместители. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Взаимоотношения между участниками игры выстраиваются на основе взаимопонимания и взаимопомощи, носят доброжелательный, открытый для общения характер. Конфликтные ситуации в игре возникают реже, и зачастую разрешаются самими детьми. Дети используют развёрнутую диалогическую речь на всём протяжении игры.

Оценив сделанное я наметила дальнейшие перспективы:

Итак, я пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра является действенным и эффективным средством социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

Игра – настоящая социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Игра дает возможность неуверенным в себе, робким детям преодолеть нерешительность и избавиться от комплексов, а детям с завышенной самооценкой согласовывать свои действия со сверстниками, прислушиваться к мнению окружающих. Игра влияет на становление коммуникативной неповторимости личности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Нам всем стоит задуматься как часто мы, взрослые, слышим от детей слова-приглашения: «Давай поиграем!» и как часто мы соглашаемся на это. А ведь они зовут нас в свой мир чудес, открытий, приключений. И это приглашение – знак величайшего доверия!

Публикации по теме:

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Методический семинар на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Одним из.

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности,.

Опыт педагогической деятельности «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни» Тема: «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни» Описание опыта. Социально - эмоциональное развитие дошкольника рассматривается.

Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста в изобразительной деятельности» Одной из основных задач дошкольного образования является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия.

Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию»Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию» В ФГОС ДО социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» Задачи именно этой области.

Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства»Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького.

Планирование совместной партнёрской деятельности. Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Планирование совместной партнёрской деятельности ДОУ № 59 и РЦДЮТур в подготовительной группе по реализации общеобразовательной программы.

Развитие социально-значимых качеств дошкольников в спортивно-игровой деятельности • Социализация - развитие игровой деятельности детей - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования «В гости к детям и игрушка» Образовательные задачи в соответствии с ФГОС ДО: • Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт педагогической работы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности»
Опубликовано: 19 января 2016 в 14:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД