Получи документы

Опыт эффективного взаимодействия специалистов коррекционных групп с родителями, воспитывающими детей с ЗПР

Чугунова Татьяна
Опыт эффективного взаимодействия специалистов коррекционных групп с родителями, воспитывающими детей с ЗПР

Опыт эффективного взаимодействия специалистов коррекционных групп с родителями, воспитывающими детей с ЗПР

Чернухина Ольга Александровна

Учитель-логопед

Погорелова Наталья Петровна

Учитель-дефектолог

Чугунова Татьяна Валентиновна

Педагог-психолог

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение детский сад

комбинированного вида № 334

г. Самара, Россия

Опыт эффективного сотрудничества специалистов коррекционных групп

Публикация «Опыт эффективного взаимодействия специалистов коррекционных групп с родителями, воспитывающими детей с ЗПР» размещена в разделах

с родителями, воспитывающими дошкольников с

задержкой психического развития

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы воспитания в семье дошкольников с задержкой психического развития, описаны родительские позиции по отношению к участию в коррекционной работе и раскрыты направления работы с родителями.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, коррекционная работа, родительские позиции, содержание работы с родителями.

Работая много лет с детьми с задержкой психического развития и их семьями, мы отмечаем, что степень участия семьи в коррекционной работе с ребенком, имеющим отставание в развитии, и ее готовность к сотрудничеству со специалистами во многом зависит от эмоционально-личностных особенностей самих родителей. Практический опыт взаимодействия с родителями, воспитывающих дошкольников с задержкой психического развития, помог нам выделить наиболее часто встречающиеся родительские позиции по отношению к участию в коррекционной работе :

• Пассивная – обнаруживается у родителей, которые отстраненно, в роли пассивного наблюдателя воспринимают информацию об особенностях развития ребенка. Чаще всего эти родители эмоционально подавлены, растеряны, безучастно выполняют рекомендации специалистов. Они послушно по рекомендации специалистов приобретают различные развивающие игрушки и пособия для детей, но в домашних занятиях с ребенком их даже не используют. По собственной инициативе они редко обращаются за консультациями.

• Отрицающая – характерна для родителей, которые эмоционально болезненно воспринимают информацию об особенностях развития ребенка. Они беспокоятся исключительно о нормализации его соматического состояния, с недоверием относятся к педагогическим специалистам и убеждены в пользе исключительно медицинского воздействия или нетрадиционных методов лечения.

• Отвергающая – наблюдается у тех родителей, которые эмоционально не готовы принять ребенка с отклонениями в развитии. Они скрывают наличие проблем даже от ближайших родственников и чаще всего перекладывают заботу о воспитании ребенка и успешности коррекционной работы на специалистов.

Эти родители часто боятся, что их ребенок будет привлекать внимание окружающих своим «нестандартным» поведением. По этой причине они замыкаются в себе, в своей проблеме, отдаляются от своих друзей и родственников.

• Активная – родители эмоционально принимают ребенка и особенности его развития, искренне заинтересованы в успехах коррекционной работы. Они хорошо ориентируются в педагогических и медицинских терминах, характеризующих уровень развития ребенка, стремятся овладеть приемами коррекционно-развивающего воздействия, активно задают вопросы педагогам, читают специальную литературу, активно сотрудничают со специалистами. [2, с. 127]

Исходя из описанных родительских позиций, мы определили, что одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.

Условно процесс организации сотрудничества педагогов и родителей можно разделить на три этапа [3, с. 63] :

1. Подготовительный (мотивационный). Цель данного этапа- формирование положительной мотивации родителей к сотрудничеству с педагогами, приобретение системы знаний, необходимых для ее осуществления. Реализуя данный этап, специалисты организуют различные мероприятя для родителей. Так, например, нами был подготовлен и проведен тренинг «К детям с радостью!», где родители познакомились друг с другом, узнали об увлечениях детей группы, личностных особенностях и сильных сторонах каждого ребенка. Таким образом, в рамках мотивационного этапа мы формируем у родителей мотивацию, интерес к взаимодействию со специалистами и готовность к созданию условий для самостоятельной коррекционной работы семьи в условиях дома. На данном этапе родители так же посещают индивидуальные занятия специалистов. Такие посещения носят характер родительского практикума, в ходе которого родители «меняются местами» с педагогом. После показа педагогических приемов специалистом, родители сами предлагают аналогичные упражнения детям. Сначала многие родители выражают неуверенность. Однако очень скоро они включаются в работу с собственным ребенком.

В результате подготовительного этапа мы видим изменения в позиции многих родителей и приобретаем активных помощников.

2. Основной этап (когнитивный). Цель – организация психолого-педагогической поддержки (сопровождения) в процессе воспитания и обучения ребенка с ЗПР, приобретение родителями знаний и опыта. В рамках данного этапа специалисты организуют тренинги для родителей «Техники эффективного общения с особенным ребенком», «Аутотренинг для родителей», «Как справляться со стрессом?», а так же «круглый стол» : «Как подготовить ребенка к школе?», «Детские капризы и упрямство», «Особенный ребенок в среде сверстников». В рамках когнитивного направления мы расширяем осведомленность родителей, имеющих детей с задержкой психического развития, начальные педагогические и психологические знания, информируем о разнообразии приемов коррекционно-развивающей работы с детьми дома. В ходе данного направления родители посещают занятия специалистов с группой детей. Кроме того, специалисты размещают на информационном стенде для родителей примеры упражнений для развития мелкой моторики, или речевой материал по лексическим темам.

Для родителей проводятся методические консультации, в ходе которых им представляется возможность познакомиться с возрастными требованиями к развитию ребенка, оценить эффективность своей работы.

Результатом данного этапа становится активная родительская позиция, осведомленность родителей о работе специалистов, овладение основными приёмами коррекции и развития.

3. Заключительный этап (поведенческий). Цель – дальнейшее развитие сотрудничества между педагогами и родителями, творческое использованное наработанных знаний, умений, навыков. На данном этапе мы анализируем организованную работу с помощью бесед с родителями и анкетирования, а так же намечаем совместные мероприятия. На поведенческом этапе мы формируем у родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, практическую готовность к использованию методов и приемов коррекционно-развивающей работы в условиях семьи. Данное направление включает так же организацию мастер-классов для родителей, в процессе которых педагог демонстрирует приемы обучения детей грамоте, первоначальным математическим представлениям, приемы формирования коммуникативных навыков. Родители присоединяются к разным видам детской деятельности, тем самым отрабатывают применение демонстрируемых педагогами приемов в своей деятельности.

На данном этапе мы «включаем» родителей в коррекционный процесс как полноправных, активных, творческих и компетентных партнёров, способных, наравне с педагогами, оказывать эффективную помощь своему ребенку с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, результатом нашей деятельности является: повышение знаний родителей о возрастных особенностях и основных закономерностях развития детей с задержкой психического развития, повышение положительного влияния семьи на развитие ребенка. Все это помогает оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс, облегчить процесс социализации детей с задержкой психического развития в общество [1, с. 224].

Список литературы

1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.

2. Мастюкова Е. М., Москвина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

3. Устинова Е. В. Я сам! Методическое пособие по формированию навыков самообслуживания для специалистов службы семьи, работающих с детьми с ограниченными возможностями. – Самара: Изд-во «Офорт», 2014 г. – 104 с.

Публикации по теме:

Организация эффективного взаимодействия с родителями как одно из условий психолого-педагогической поддержки семьи Проблема эффективного взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в.

Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе-основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников.

Опыт работы «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» Я хочу поделиться опытом работы (1слайд) по теме: «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» (2 слайд) Среди.

Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остаётся одной из приоритетных.

Перспективный план взаимодействия с родителями детей первой младшей группы Август – Сентябрь. Проект «Здравствуй детский сад» Участники: родители, воспитатели, коллектив детского сада. 1. Экскурсия. «Знакомьтесь.

Перспективный план взаимодействия с родителями детей (средняя группа) Август 1. Дружеская встреча «Давайте познакомимся». 2. Консультация «Режим дня в д/саду и дома» 3. Беседа «Воспитание любви к родному краю.

План взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями коррекционных групп Сентябрь 2 неделя Круглый стол для воспитателей «Организация коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи».

Психологический портрет воспитателей коррекционных групп детского сада Психологический портрет воспитателей коррекционных групп детского сада. Воспитатели коррекционных групп детского сада имеют высокий уровень.

Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт эффективного взаимодействия специалистов коррекционных групп с родителями, воспитывающими детей с ЗПР
Опубликовано: 11 февраля 2016 в 10:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД