Папки-передвижки

Организация логочаса в группах для детей с ОНР.

Ирина Пашкова
Организация логочаса в группах для детей с ОНР.

Эффективность коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности работы логопеда и других специалистов в частности воспитателя.

Взаимодействие воспитателя и учителя – логопеда осуществляется в различных формах. Это совместное составление перспективного планирования на текущий период по всем направлениям, обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционной работы, оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении, взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности, а также еженедельное задание учителя – логопеда воспитателям. Поскольку коррекционный раздел нашей «Основной общеобразовательной программы ДОУ» составлен на основе примерной программы Н. В. Нищевой, то мы в своей практике используем рекомендации данного автора. Так еженедельные задания логопеда воспитателям широко представлены в методическом пособии «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой.

Публикация «Организация логочаса в группах для детей с ОНР,» размещена в разделах

Принципы коррекционной работы:

1. Принцип системности.

Данный принцип реализуется благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

2. Принцип доступности.

Принцип доступности находит свое отражение в учете возрастных особенностей детей с ОНР, состояния их двигательных, речевых, игровых навыков, доступных форм общения и мотивации деятельности.

3. Принцип тематичности.

Основой календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями программы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический под-ход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации.

4. Принцип развития.

Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Языковые средства отбираются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.

5. Принцип коррекционной направленности.

Соблюдается триединая задача: коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие.

В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д. Естественно данная деятельность не возможна без знания воспитателем индивидуальных, речевых и психофизических возможностей и особенности каждого ребёнка.

Однако всегда следует помнить, что для успешной коррекционной работы одно профессионализма педагогов мало необходимо:

• согласованность в действиях логопеда и воспитателя;

• воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что запланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшем образом в коррекционном процессе работы;

• приоритет на стороне учителя-логопеда - он определяет, что необходимо ребенку и какие виды занятий нужны в данный период.

При изучении каждой лексической темы учитель-логопед вместе с воспитателем намечает тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должны усвоить в импрессивной и экс-прессивной речи. Словарь как правило, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования. Необходимо уточнить с логопедом, какие виды предложений должны пре-обладать в речи детей в соответствующий период обучения.

Кроме того специфика работы воспитателя группы компенсирующей направленности включает в себя организацию и проведение занятий по заданию учителя-логопеда (логочас). Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило после полдни-ка.

Конкретных, определенных требований к структуре логопедического часа не существует. Воспитатель вправе выбирать сам структуру, последовательность приемов, исходя из задач конкретного логочаса и индивидуальных особенностей детей. Примерно 50-70% логочаса необходимо отводить на индивидуальную работу с ребенком или подгруппой детей (3 – 7 человек - по рекомендации логопеда). На индивидуальную работу отбирается речевой материал конкретно для ребенка (или детей со сходными де-фектами, учитывая какой звук закрепляется и на каком этапе закрепления он находится. Индивидуальные занятия, как правило, включают в себя ав-томатизацию звуков, закрепление графических навыков, развитие мелкой моторики рук. По рекомендации учителя-логопеда воспитатель подбирает комплекты артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, специальные игры и упражнения на развитие различных сторон речи.

На логочас рекомендуется следующие виды упражнений:

• Дыхательная гимнастика;

• Артикуляционная гимнастика;

• Пальчиковая гимнастика;

• Упражнения на развитие речи с движением;

•Закрепление хорошо поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, связной речи - по указанию логопеда);

• Повторение стихотворений, рассказов (просодики);

• Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, т. е. психических процессов;

• Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;

• Закрепление лексико-грамматических категорий;

• Развитие мелкой моторики и графических навыков;

• Развитие артикуляционной моторики.

Примерная структура логочаса :

1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)

2. Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи)

3. Индивидуальная работа

С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. В течение одного логочаса берутся от 3 до 7 детей.

Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми направленными на развитие мелкой моторики.

Воспитатель должен организовать логочас так, чтобы каждый ребе-нок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.

Примерный хронометраж логочаса.

• Психогимнастика / пальчиковая игра (2 мин.).

• Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

• Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).

• Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).

• Физкультминутка (2мин.).

• Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (5 мин.).

• Повторение лексико-грамматических упражнений ( например: согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение

окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? -к столу и т. д.» (5 мин.).

• Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).

• Индивидуальная работа (5 мин.)

Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а при-носила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо чет-ко знать, что и как требовать от ребенка.

Воспитатель должен знать комплексы артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать и если есть необходимость подобрать (т. к. на исправление каждого звука направлены определённые упражнения). Кроме того, необходимо использовать разные виды показа:

• правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию;

зрительный: на себе, на детях, на схемах;

слуховой: утрированное произношение того или иного звука;

• тактильный.

Неотъемлемой частью коррекционной работы воспитателя является работа по тетради взаимодействия с учителем-логопедом. Данная тетрадь соответствует комплексному тематическому планированию группы, перекликается с планированием занятий по всем образовательным областям. Для согласованной работы логопеда, воспитателя и родителей чителем-логопедом Карпенко И. Н. разработаны карточки по всем лексическим те-мам для каждой возрастной группы, содержащие разнообразные игры и упражнения используемые воспитателями на занятии логочаса. Все упражнения из карточек первоначально отрабатываются с логопедом. На каждой карточке первым заданием является произнесение отдельного звука. Нужно научить ребенка длительно или многократно четко произносить его. Затем правильный звук вводится в слог. Повтор слоговых рядов за воспитателем, вначале медленно, затем быстрее, закрепляет у детей правильное произношение, развивает внимание и память.

В карточках дается множество упражнений на формирование лексико-грамматических категорий, которые помогут ребенку правильно изменять слова (спрягать, склонять, изменять род, число, время); образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, согласовывать слова в предложениях.

Воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, указанные учителем-логопедом, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные посо-бия, игры по всем разделам развития речи.

Например, по разделу звуковая культура речи воспитателю необходимо иметь картотеку материала на звуки: предметные картинки на звук в разной позиции, игры на развитие фонематического слуха, картотеку пальчиковых игр и упражнений направленных на развитие речи с движением, загадки и потешки - чистоговорки насыщенные тем или иным звуком, тексты для пересказа, картинки для составления рассказов и т. д. В условиях современного детского сада эффективно используются мультимедийные презентации, мнемотаблицы на мультимедийной установке.

Для достижения максимальных результатов своей деятельности, воспитатель может конспектировать занятия учителя-логопеда, анализировать их и на основании анализа планировать коррекционную работу логопедического часа.

Методическое обеспечение.

Занятия логочаса имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции звукопроизношения, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.

Методы и приемы, используемые в коррекционной работе:

1. Словесные:

- словесная инструкция;

- показ (подражание);

- объяснение;

- рассказ.

2. Наглядные:

- жестовая инструкция;

- метод совместных действий;

- наблюдение;

- предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.

3. Практические:

- подвижные игры;

- сюжетные игры.

Примерный алгоритм занятия: (фронтального)

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Закрепление звука (артикуляция и характеристика, обозначение звука символом).

4. Артикуляционная и мимическая гимнастика.

5. Упражнения на развитие фонематического слуха.

6. Физкультминутка.

7. Беседа по лексической теме.

7. Упражнения на развитие речевого и физиологического дыхания.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

10. Итог занятия.

Алгоритм занятия: (индивидуального)

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика

3. Формирование речевого и физиологического дыхания.

4. Сообщение темы занятия.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Закрепление звука в слогах.

6. Закрепление звука в словах.

7. Физкультминутка.

8. Закрепление звука в словосочетаниях.

9. Закрепление звука в предложениях.

10. Закрепление звука в тексте.

11. Итог занятия.

Технические средства:

1. Индивидуальные зеркала.

2. Карточки с изображением букв.

3. Материал для дыхательных упражнений.

4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных звуков.

5. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.

6. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

Публикации по теме:

АКТ тематической проверки «Организация речевой среды в группах ДОУ» АКТ тематической проверки МДОУ «Детский сад комбинированного вида № ХХХ» по направлению образовательной области «Речевое развитие» 2016-2017.

Консультация для педагогов «Организация здоровье сберегающего пространства в младших группах» Консультация для педагогов «Организация здоровье сберегающего пространства в младших группах» «Здоровье – это вершина, которую должен каждый.

Консультация для воспитателей Организация предметно — пространственной среды в группах и помещениях детского сада. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,.

Консультация для воспитателей. Тема: «Организация музейной среды в группах детского сада и мини-выставок в группе» С чего начинается музей. Чтобы понять историю происхождения музеев, вспомним о том, что является основой любого из них. Конечно же, это.

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД» Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД» Содержание.

Организация центра науки в группах детского садаОрганизация центра науки в группах детского сада Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира.

Организация логочаса в старшей группе Организация логочаса в старшей группе. (Выступление на семинаре) 1 слайд: Добрый день. Мы представляем опыт работы нашего ДОУ по организации.

Проведение логочаса в подготовительной группе по теме «Животные жарких стран» 1 часть Проведение логочаса в подготовительной группе по теме «Животные жарких стран». 1. Ребята, а вы хотите побывать в жарких странах? (Варианты.

Проведение логочаса в подготовительной группе «Животные Севера» ЛОГОЧАС 1. Ребята, я предлагаю вам отправиться далеко на север. Хотите туда попасть? Тогда закрывайте глаза и говорите вместе со мной волшебные.

Проведение логочаса в подготовительной группе «Животные Севера» (часть 2) ЛОГОЧАС 1. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация логочаса в группах для детей с ОНР.
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 22:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД