Папки-передвижки

Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада

Наталья Проскурнина
Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада

В настоящее время государственная политика в области инклюзивного образования даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья, при наличии условий для коррекционной работы.

Практика работы нашего дошкольного учреждения показывает, что численность детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы дошкольного возраста, ежегодно увеличивается. На момент поступления в детский сад, дети с первой группой здоровья практически отсутствуют. В настоящий период детский сад посещают 260 детей, из них – до 5% детей имеют различные отклонения в здоровье, с 1-й группой здоровья 14%. К сожалению, данный показатель ежегодно не уменьшается. Так, например, из общего количества детей среднего и старшего дошкольного возраста в 2012 году выявлено всего 14,6% детей, психофизическое развитие которых соответствует возрастной норме, в 2013 году таких детей выявлено 13, 2%, а в 2014 году – 11%.

Публикация «Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада» размещена в разделах

Причины данной отрицательной динамики, на наш взгляд, следующие:

- основной контингент детских садов – второе поколение детей, рожденных на Севере, как правило, с ослабленным здоровьем.

- молодые родители сегодняшних воспитанников в большей мере озадачены материальным благополучием, зарабатыванием денег для выплаты ипотек и кредитов, а не ранним диагностированием с последующим лечением, которое зачастую требует материальных вложений, приводит к тому, что в детский сад дети поступают с различными отклонениями в здоровье.

- в последнее время наблюдается увеличение количества детей мигрантов, часто из многодетных семей, которые имеют как языковой барьер, так и серьезные нарушения здоровья, в связи с отсутствием квалифицированного раннего медико-психолого-педагогического сопровождения.

Детский сад вправе предоставлять общедоступное дошкольное образование детям, имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Помимо реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в группах применяются специальные (коррекционные) программы, авторские технологии, индивидуальные маршруты развития воспитанников, интеграция в общую структуру коррекционной работы здоровьесберегающих технологий. В соответствии со спецификой нарушений воспитанников педагогами ежегодно разрабатываются учебные рабочие программы.

Наряду с образовательной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в группах в дошкольном учреждении применяются и другие альтернативные формы работы с детьми данной категории. А именно:

- интеграция таких детей в образовательную среду дает возможность создания единого социального пространства, обеспечивает успешную социализацию, самореализацию в различных видах деятельности.

- эффективная деятельность консультационного пункта позволяет оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, направленную на своевременное предупреждение отклонений в развитии, их профилактику и коррекцию, помощь семьям в приобретении навыков воспитания, обучения, подбор адекватных методов коррекции развития ребенка.

-оказание дополнительных платных образовательных услуг позволяет увеличить охват детей, нуждающихся в коррекционной помощи.

Успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников обеспечивают необходимые условия, представленные на слайде.

1) Одним из важных условий обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей, является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.

Педагоги детского сада систематически представляют опыт работы в рамках городских методических объединений, публикуются в профессиональных изданиях. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование и педагогами, прошедшими обязательную курсовую переподготовку в рамках обозначенной темы.

Координированное взаимодействие специалистов разного профиля обеспечивает адаптацию детей с ОВЗ в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешное обучению в школе.

2) Психолого – педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматриваем как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Одной из форм сопровождения детей с ОВЗ является психолого-медико - педагогический консилиум, цель которого - обеспечение комплексной специализированной помощи детям в условиях образовательного учреждения. Задачи консилиума представлены на слайде.

3) Комплексное сопровождение детей с отклонениями в развитии предполагает обязательное привлечение в образовательный процесс семей воспитанников данной категории.

Основная цель этой работы – вооружить родителей разнообразными практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе жизни и воспитания детей с ограниченными возможностями в семье. Результат совместной работы – 100% удовлетворенность родителей образовательными услугами.

Одной из вариативных форм сопровождения семей обозначенной категории воспитанников является консультационный пункт.

Анализ работы консультационного пункта показал, что основной потребитель данной услуги - родители воспитанников детского сада, не посещающие группы компенсирующей направленности, нуждающиеся в квалифицированной помощи специалистов. В рамках работы консультационного пункта учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом психологом предоставляется квалифицированная семейно-ориентированная помощь семьям детей как посещающих, так и не посещающих дошкольное учреждение. С момента открытия консультационного пункта, а это 2007 год, за квалифицированной помощью к профильным специалистам обратились более 500 родителей.

Понимая значимость раннего выявления детей с ограничениями в здоровье, специалисты детского сада, в течение пяти лет, ведут активную работу с детьми и родителями группы кратковременного пребывания. За это время более 10 родителей из группы кратковременного пребывания по рекомендации логопеда и психолога, обратились за помощью в медицинские учреждения к неврологу, психиатру и получили своевременное лечение. Таким образом, консультационный пункт позволяет обеспечить разно уровневую интеграцию ребенка с ОВЗ в образовательный процесс – от группы кратковременного пребывания до посещения группы общеразвивающего вида.

Важным условием успешного интегрирования детей с ограниченными возможностями здоровья является материально – технической оснащение, содержательная предметно - развивающая среда. Проблема создания условий для инклюзивного образования является первоочередной как на региональном уровне, так и на уровне города.

Так, в рамках реализации программы развития образования города, детскому саду были выделены средства на приобретение кабинета БОС-здоровье, элементов сенсорной комнаты, развивающих модулей, игрового и спортивного оборудования. Понимая важность обозначенной проблемы, за счет собственных средств мы постоянно улучшаем условия для образования детей с ОВЗ. Так, реализация дополнительных платных образовательных услуг позволила приобрести технологию СИРС и рабочие места для детей. За прошлый учебный год занятия в кабинете БОС – здоровье и СИРС посетили все дети, из групп компенсирующей направленности, причем, по технологии БОС за год они проходят 2 курса обучения. Занятия проводятся бесплатно.

Важную роль в социальной адаптации детей с ОВЗ играет их эмоционально-личностное развитие. Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья посещают кружки и секции различной направленности.

Сегодня в ДОУ создана как микро, так и макросреда для осуществления профилактической и коррекционной работы с детьми.

Несмотря на то, что в дошкольном учреждении созданы условия для инклюзивного образования, имеются и проблемы. Выделим важные для нас:

1. Нежелание родителей признать, что у ребенка имеются нарушения в развития. Время для коррекции какой – либо функции, ограничивающей адаптацию или развитие детей не должно быть безнадежно упущено, поэтому большое внимание в ДОУ уделяется просветительской работе по данному направлению.

2. Отсутствие полномочий у медработников детского сада на проведение лечения по назначениям психиатра, невропатолога и других специалистов, что создает дополнительные проблемы родителям и снижает эффективность коррекционной работы. Пользуясь тем, что на коллегии присутствуют представители здравоохранения, предлагаю совместно найти пути решения этой проблемы.

Но и конечно, сопровождение детей с ОВЗ требует материального вложения. Мы продолжаем использовать дополнительные поступления в создание и развитие безбарьерной среды в ДОУ.

Проблемы есть, но наша задача сделать всё, чтобы адаптация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья была успешной.

С этой целью в дальнейшем планируем:

- расширить спектр платных услуг

- на средства от их реализации приобрести недостающие элементы сенсорной комнаты, установить в логопедический кабинет интерактивную доску.

- разместить на сайте детского сада электронный консультационный пункт.

Я считаю, что все мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Публикации по теме:

Коллективная работа как одна из форм работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями (фотоотчет)Коллективная работа как одна из форм работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями (фотоотчет) Как известно, все дети любят мастерить различные поделки. На одном из занятий кружка"Разноцветная палитра" мы с детьми и подростками,.

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с самого начала.

Лето 2015-изменения в развивающей среде площадки детского садаЛето 2015-изменения в развивающей среде площадки детского сада К наиболее длительным по времени режимным моментам в ДОУ относится прогулка, которую в течение дня для детей организуют дважды: в первую.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Особенности работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями Общение - важнейшее условие развития, приобретения социального опыта и жизни человека в обществе. Основным направлением работы является.

Комплексный подход к коррекции нарушения функциональной системы движения у детей с ограниченными возможностями здоровья Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, и это понятно, поскольку в любой стране нужны личности активные,.

Занятие для детей с ограниченными возможностями «Город Загадочных дел» Задачи: 1. Развитие логического мышления использую в игре загадки, восстановление логических цепочек по вымышленному сюжету, решение логических.

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 19:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД