Особенности музыкально-дидактических игр

Наталья Ефимова
Особенности музыкально-дидактических игр

Особенности музыкально-дидактических игр

Ранний и младший дошкольный возраст - период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможности приобщение ребенка к музыкально-дидактическим играм.

Основная особенность музыкально-дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей в воспитательно-образовательном значении музыкально-дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отметил А. Н. Леонтьев, музыкально-дидактические игры относятся к «зарубежным играм», представляя собой переходную форму к той не игровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Возможность обучать маленьких детей по средствам активной, интересной для них деятельности- отличительная особенность музыкально-дидактических игр.

Чтобы закрепить задачу: определение тембровой окраски игра «Определи инструмент» и звуковысотного слуха игра «Угадай-ка». Педагог может провести в занимательной форме, как концерт. Тем самым педагог организует такую форму, решая обучающую задачу, то есть дети слушая звучание музыкальных инструментов определяли тембровую окраску или при пении птицей мамой (низкого звука) и ее птенца (высокого звука) дети определяли высокие и низкие звуки.

Однако следует отметить, что знание и умение, приобретаемое играющими является для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях, а

игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи.

Воспитатель должна продумать приемы организации игры, так как в младшем возрасте, педагог организует и проводит музыкально-дидактические игры сама, а в старшем дошкольном возрасте продумать приемы ведущего или персонажей в игре. При необходимости помочь советом, указанием. В проводимой игре воспитатель следит за правильным выполнением правил, с окончанием игры нужно похвалить детей, отличить удачные моменты, не следует заострять внимание на неудачах.

В музыкально-дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Это влияние игр с правилами особенно ценила Н. Г. Кононова.

Проводятся как на занятиях со всей группой, так и с подгруппой. В течение двух недель проводится на музыкальном занятии, а затем воспитатель с детьми в группе.

Музыкально-дидактические игры проводятся на прогулке, за исключением музыкальных инструментов, голоса, а это возможно только в летний период. (теплая, сухая погода)

Прежде чем включить музыкально-дидактическую игру, воспитатель должен ее хорошо усвоить, разобрать ее воспитывающие, развивающие, обучающие возможности в содержании. Определить место проведения музыкально-дидактической игры.

В начале учебного года музыкальный руководитель в своем перспективном плане, планирует проведение музыкально-дидактических игр с разными задачами по развитию музыкально-сенсорных способностей, с которыми знакомит на музыкальных занятиях. В течение двух недель, а затем воспитатель закрепляет умение и навыки с детьми в группе.

Но в некоторых случаях, где воспитатель предлагает незнакомую музыкально-дидактическую игру, но не знает как ее организовать и провести.

Музыкальный руководитель педагогу в свободное время, проводит индивидуальные занятия с ним, а может и игру. Таким образом, впоследствии педагог сам организовывает и проводит музыкально-дидактическую игру с детьми.

В процессе музыкально-дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными музыкально-дидактическими игрушками, совершенствуется сенсорная культура детей: развивается музыкальное восприятие детей, развитие музыкально-сенсорных способностей и накопление музыкально-сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции: сравнение, обобщение, классификация (например, игра «Составленные картинки» формируется сообразительность и умственная активность. Каждая музыкально-дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, сигналами и т. д…

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий - развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной

деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, карточки с передвижными деталями т. д). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее.

Особенности детей дошкольного возраста учитывались не только при обосновании дидактических задач, но и при отборе различных типов настольных игр.

Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры Я работаю в детском саду 31 год и пришла к выводу, что музыкальное развитие детей невозможно без музыкально-дидактических игр. Поэтому,.

О музыкальном воспитании детей Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. В. А. Сухомлинский. Известно, что ранний и младший.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Особенности музыкально-дидактических игр
Опубликовано: 10 марта 2014 в 08:16
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Участие во всероссийской компании против поджогов сухой травы «Берегите лес»
Отчет В рамках Всероссийской информационной компании против поджогов сухой травы «Береги лес» в МБДОУ Д/С №6 посёлке Новом прошла тематическая неделя. В...
Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников...
На протяжении всей работы с детьми я убедилась, что работа с использованием шнурков идеально подходит для развития устной речи. Уровень развития речи детей...
Летнее оформление участка детского сада
Вот и наступило лето – чудесная пора! Всё вокруг цветёт и сияет, и нам хочется тоже сделать что–нибудь необыкновенное, красивое и неповторимое. Летом...
Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного...
Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста Якимова Н. В. МБДОУ «Детский сад № 66» nata-yakimova@list. ru...
Игра-викторина в средней группе «Паста, щетка, я — зубов здоровая семья»
«ПАСТА, ЩЕТКА, Я - ЗУБОВ ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ» ИГРА-ВИКТОРИНА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Цели деятельности педагога: Образовательная цель: - закрепление знаний о...