МААМ-картинки

Особенности речевого развития детей 6–7 лет с ТНР (ОНР-4, ФФНР)

Оксана Юсупова
Особенности речевого развития детей 6–7 лет с ТНР (ОНР-4, ФФНР)

Известно, что существуют сензитивные периоды развития ребёнка – это периоды, в которые наиболее интенсивно и гармонично развивается та или иная психическая функция. Сензитивным периодом для речевого развития считается 4-5 лет (1,5 -5 лет)

Но кроме сензитивных, существуют и критические периоды, в которые наиболее часто страдает речевая функция. Выделяют 3 периода: 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.

Публикация «Особенности речевого развития детей 6–7 лет с ТНР (ОНР-4, ФФНР)» размещена в разделах

Один из таких периодов 6-7 лет – начало развития письменной речи. На фоне возрастания нагрузки на ЦНС, могут возникнуть срывы, в виде логоневрозов, а не овладение устной связной речью приведёт к проблемам обучения в школе.

Дети с ТНР – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития.

Характеристика речи детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) является наиболее распространённым.

В картине недоразвития речи на первый план здесь выступает нарушение звукопроизношения и фонематического слуха.

ФФНР часто связано с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, что в свою очередь не дает возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи в целом. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладеть навыками звукового анализа и синтеза, усвоить грамоту. В школьном возрасте это часто приводит к дисграфии.

(замена звуков более простыми по артикуляции, с трудом произносят многосложные слова, затруднения в подборе слов на заданный звук, в звуковом анализе слова. Реже: ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными и т. п.)

Общее недоразвитие речи у детей 6-7 лет

При общем недоразвитие речи у детей оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

Большинство таких детей к началу последнего года обучения в детском саду достигают 4-го (3-го) уровня речевого развития.

Состояние речи у каждого из детей в подготовительной группе, естественно, имеют индивидуальные особенности. Однако можно отметить и общие закономерности.

Произношение звуков. У детей, ранее получавших логопедическую помощь, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане звуки: шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и звуки Р и РЬ. У детей первого года обучения нарушения произношения серьезнее и охватывает не 2, а 4—5 групп звуков (свистящие, сонорные, шипящие, нередко мягкие и звонкие). Но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: С-Ш, 3-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, СЬ-Щ.

В отличие от начальных этапов обучения, к подготовительной группе слоговая структура и произношение звуков в речи ребенка искажаются только в словах, содержащих 4-—5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков (велосипедист, строительство, железнодорожный и т. п.).

Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам значительно наполнен, однако по-прежнему отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.

Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина и пр., обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (ледоход, соковыжималка и т. п., сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, красногрудый и др., притяжательные прилагательные (лисий, кошачий и пр.).

Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трех прилагательных или глаголов к заданному существительному (Что может делать лошадь? Какая осень? И т. п.).

Грамматическое оформление речи. Большинство воспитанников с ОНР в подготовительной группе способны строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части детей продолжают отмечаться нарушения (много деревов, дотронулся лоба, и пр., пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, с/со, над, изменение порядка слов. Наиболее характерны эти ошибки для дошкольников, которые ранее не получали логопедическую помощь. Большинство детей затрудняются в правильном построении и грамматическом оформлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Данные нарушения речи отражаются на связной речи дошкольников, которая продолжает оставаться несовершенной. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, состоят в основном из простых предложений, нарушена логическая последовательность, отмечаются пропуски главных событий. Остаются трудности при планировании своих высказываний. Констатируется низкая речевая активность.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группеОснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе. Цель: Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие.

Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками На третьем году жизни ребёнка продолжается интенсивное ознакомление с окружающем миром. Возросшая активность малыша проявляется в большей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей 6–7 лет с ТНР (ОНР-4, ФФНР)
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 19:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД