Получи документы

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития

Лариса Смирнова
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные нарушения играют важную роль и занимают определяющее место в структуре общего нарушения (В. В. Лебединский, Е. С. Слепович, Н. Л. Белопольская, Н. А.) [1, 3, 4]. Недостаточность изучения особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, обусловливает актуальность изучения данной проблемы. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М. С. Певзнер и Т. А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [2, С. 17].

Публикация «Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля [1, С. 87]. В то же время, отдельные частные аспекты эмоционального развития детей с отклонениями остаются мало изученными, хотя именно старший дошкольный возраст считается периодом активного эмоционального развития, что дает возможность сгладить имеющееся нарушение как можно раньше и, таким образом, в определенной степени нормализовать ход личностного развития ребенка.

Экспериментальное исследование проходило с использованием методики: «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова, Цветового теста (М. Люшер, методики «Рисунок несуществующего животного» (М. З. Друкаревич). В экспериментальном исследовании были задействованы дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и дети с нормальным умственным развитием (контрольная группа).

Методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой выявила, что в отличие от детей с нормальным умственным развитием дети с ЗПР часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, не смогли идентифицировать такие эмоции как: «спокойствие», «презрение», «отвращение», «интерес», «стыд». Некоторые дети смогли выполнить это задание и справились лишь с помощью педагога. Большинство детей с ЗПР часто отвлекались, начинали играть, забывая о сути выполнения задания. Дошкольники контрольной группы смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с изображением на фотографии.

Анализ результатов экспериментального исследования дифференциации эмоциональных состояний показал, что нормально развивающиеся дошкольники успешно опознают в среднем 5 эмоций: печали, радости, удовольствия, гнева и страха. Дети с ЗПР в среднем опознают 2 - 3 эмоции, точно определяя радость и печаль. Большинство испытуемых указывали лишь на чувственный тон эмоциональных состояний, а в речи это звучало как «плохое - хорошее», «веселое - грустное». Кроме того, мы обратили внимание на группы ошибки опознания эмоций: дети чаще других путают изображения удивления и страха, печали и гнева.

Таким образом, у 83 % детей с ЗПР - низкий уровень дифференциации эмоций, повышенный уровень эмоционального неблагополучия, дезадаптивное поведение, ограниченная способность эмоциональной регуляции деятельности за счет незрелости мотивационно - личностных компонентов.

Цветовой тест М. Люшера выявил наличие тревожности и стресса у 20% детей с нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7. Остальные испытуемые не обнаружили негативных эмоциональных про-явлений. У детей с ЗПР данный тест выявил наличие высокого уровня тревожности и агрессивности у 27% детей; основные цвета занимали преимущественно позиции с 5 – 8, дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5 и у 73% - тревожность средней степени.

Методика «Рисунок несуществующего животного» М. З. Друкаревич выявила наличие тревожности и страхов у 12% детей с нормальным психическим развитием и у 84% детей с ЗПР. В экспериментальной группе наблюдался тревожный характер линий рисунка (сильный или слишком слабый нажим на карандаш). 87% детей с ЗПР не смогли нарисовать и придумать несуществующее животное.

Образы животных были неотчетливые, «смазанные», отдаленно похожие на какого-либо животного. У большинства из них наблюдался «тревожный» характер линий (линии имели неровный характер, неаккуратно нарисованы, заходили друг на друга, дети часто проводили по одной линии несколько раз) и очень мелкое изображение животного, характеризующее низкий уровень самооценки. Дети контрольной группы справились с заданием, характер линий у них был ровнее, рассказ о животном более полным.

Результаты, полученные в исследовании, тождественны взглядам Н. Л. Белопольской [1], считавшей, что дети, сталкиваясь с трудностями при выполнении заданий, часто проявляют негативные эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают в ответ на действительные трудности, вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи, которая значительно снижает продуктивность детей в решении познавательных задач и приводит к формированию у них заниженной само-оценки.

Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР и уровень эмоционального развития детей данной категории, отличие его от уровня эмоционального развития здоровых детей того же возраста, свидетельствуют о необходимости коррекционно-развивающей работы по формированию эмоциональной сферы.

Литература:

1. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. М., 2004 .

2. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: под-готовка к школе. Ростов -на-Дону, 2007 .

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М. 2011.

4. Слепович Е. С. Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью: методические рекомендации. Минск, 2007.

Публикации по теме:

«Особенности социально-психического развития дошкольников» Социальное развитие по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. По мнению С. А.

Актуальность формирования эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО путем интеграции Актуальность формирования эмоциональной феры старших дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО путем интеграции форм и методов взаимодействия.

Конспект занятия по ФЭМП для дошкольников с задержкой психического развития «Путешествие в лес» "Путешествие в лес" Вводный (организаторский этап) Учитель-дефектолог: -Ребята посмотрите, сегодня к нам пришло письмо. Кто же нам его.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Педагогическая концепция развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру.

Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития. Говоря об особенностях памяти у детей с ЗПР следует подчеркнуть,.

Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития. Выполнила: Датаджиева С. З. Содержание.

Программа формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развитияПрограмма формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развития Актуальность программы Одной из приоритетных задач российского образования в настоящее время является обеспечение государственных гарантий.

Коррекция глагольного словаря дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время на социально-педагогическом уровне в системе образования возникла актуальность проблемы исследования и усиление внимания.

Особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития Задержка психического развития – нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 12 июня 2019 в 12:46
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД