Лучший педагог года

Отчёт по самообразованию «Психогимнастика как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

Марина Шкерина
Отчёт по самообразованию «Психогимнастика как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Психогимнастика как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: 1. Изучить условия использования психогимнастики как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать психогимнастический комплекс упражнений.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

Публикация «Отчёт по самообразованию „Психогимнастика как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. На основе изученной психолого-педагогической литературы проанализировать степень разработанности проблемы в психологической науке и практике.

2. Подобрать систему диагностических методик определения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать психогимнастический комплекс упражнений по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Оценить эффективность предложенного комплекса упражнений по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема тревожности дошкольников является одной из важнейших. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. До настоящего времени ещё не выработано определённой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из причин кроется в нарушении детско - родительских отношений. Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожные дети – это неуверенные в себе дети, с неустойчивой заниженной самооценкой. Тревожные дети в наш информационно-компьютерный век часто и становятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Психогимнастика - это курс специальных занятий, упражнений, этюдов и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоциональной - личностной сферы.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, даёт возможность самовыражение. Психогимнастика помогает сохранить психическое здоровье ребёнка и предупреждает эмоциональные расстройства.

Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.

Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.

Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе занятий, когда используются отдельные методы и приемы.

Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.

В своей работе буду использовать диагностические методики, по выявлению тревожных детей :

1) тест тревожности (М. Дорне, В. Амен);

2) методика Сирса (диагностика тревожности через наблюдения);

3) Критерии тревожного ребёнка (Монина);

4) Анкета по выявлению тревожного ребёнка (Монина);

5) Кинетический рисунок семьи.

В своей работе буду использовать методику Чистяковой М. И.

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентрический метод — от простого к сложному.

В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин. Его продолжительность зависит от возраста, особенностей внимания и поведения детей. Курс психогимнастики включает 20 занятий. Его длительность при двух занятиях в неделю около трех месяцев. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев, или фаз.

Схема занятия по психогимнастике

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем. И мне как воспитателю необходимо своевременно распознать их, и т. к. вовремя оказанная помощь, поможет предотвратить развитие тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Психогимнастика как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 22:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД