Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Прозрачный невидимка»

Аксана Крикунова
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Прозрачный невидимка»

Ознакомление с окружающим

Тема занятия: «Прозрачный невидимка».

Программное содержание:

Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на Земле.

Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

В ходе опытной деятельности учить детей наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, соблюдать правила безопасности.

Развивать наблюдательность и любознательность и навыки творческой исследовательской работы.

Активизировать и обогащать речь детей при помощи чтений стихотворений и инсценировании сказки «Спор», ответов на вопросы.

Воспитывать интерес к окружающей нас действительности.

Словарная работа:

Воздух, прозрачный, невидимка, газ, не имеет запаха, бесцветный, живая, не живая.

Подготовка к занятию:

- художественное слово;

- человечки- умники;

- дидактические игры;

- воздушные шарики на каждого ребенка;

- маски: солнце, вода, воздух, растения;

- стаканы с водой на каждого ребенка;

- трубочки;

- камешки;

- 2 листа бумаги;

- бумажный человечек;

- таз с водой;

- замершая вода в бутылке;

- горячая вода;

- карточки- синие и красные;

- свечи;

- спички.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу, воспитатель загадывает загадку:

Он везде нас окружает,

Все пространство заполняет.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Ни деревья, ни зверюшки,

Ни букашки, ни лягушки. (воздух)

А давайте мы с вами вспомним стихотворение «Прозрачный невидимка».

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу- густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплый,

Веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим. !

Ребята, вы конечно уже догадались, что сегодня речь пойдет о воздухе, которым мы дышим.

А сейчас ребята вдохните воздух, и попробуйте не дышать. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

(дети садятся)

А скажите, кому еще нужен воздух? (ответы детей). А если сказать одним словом- живой природе.

Ребята, а природа у нас бывает какая? (живая и не живая).

- Давайте назовем 5 признаков живого:

• Дышит

• Двигается

• Питается

• Растет

• Размножается

Давайте с вами поиграем в игру «Что лишнее?».

Воспитатель: - Но что же такое воздух?

А кто из вас его видел?

Может быть его и нет совсем?

А что бы ответить на все эти вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить?». Для этого я вас приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.

Опыт №1

Возьмите шарик и надуйте его. Как вы думаете, что внутри шарика? (воздух). А теперь сдуйте шарик и положите на стол. Что выходило из шарика? (воздух).

Опыт№2.

А как вы думаете есть ли воздух внутри нашего организма?

Давайте проверим: опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что появляется, пузырьки, значит с нашего организма выходит воздух.

Опыт№3.

А как вы думаете в воде есть воздух? (ответы детей)

Давайте проверим: бросьте в стаканчик с водой камешек. Что появилось вокруг камешка? (пузырьки). Значит и в воде тоже есть воздух.

Проходите на свои места

Опыт №4.

А сейчас проверим, есть ли воздух вокруг нас?

Для этого я возьму 2 листа бумаги, одинаковые по размеру. Один сожму в комок. Теперь я стану на стул и одновременно выпускаю из рук 2 листа.

Какой лист быстрее упал на пол? Как вы думаете, почему лист который мы смяли упал на пол быстрее расправленного. ?

Вывод: Вес у 2 листов одинаков, но комок падал быстрее, а лист медленнее, его задерживал воздух. Чем больше поверхность листа, тем медленнее он падает.

Опыт №5. «Водолаз».

У меня в руках стакан,там находится бумажный человечек, я его прикрепила ко дну стакана, переверну стакан и попробую его погрузить в воду. Вода не попадает в стакан, почему? В стакане находится воздух

Опыт №6.

А как вы думаете, в замершей воде есть воздух? Давайте проверим!

Бутылка с замороженной водой ставится в горячую воду, а на горлышко бутылки надевают воздушный шарик. И посмотрим, что же произойдет с шариком.

Вывод: воздух находится везде и вокруг.

А теперь закрепим наши знания, поиграем в игру: «Согласен или не согласен». У вас есть 2 кружочка: красный и синий. Я буду говорить утверждение, если вы со мной согласны- поднимаете синий кружок, а если нет то красный. Слушаем внимательно.

1. Воздух окружает нас со всех сторон. (синий)

2. Воздух не видим, и он прозрачный. (синий)

3. Человек может жить без воздуха. (красный)

4. Воздух имеет свой вкус. (воздух не имеет вкуса) (красный)

5. Бумажный комок падает медленнее ровного листа. (красный)

6. Чистый воздух не имеет запаха. (синий)

Но воздух очень хорошо присваивает чужие запахи. Чем может пахнуть воздух?

- свежестью после дождя;

- сосновой смолой;

- дымом, если по близости горит костер.

7. Назовите пословицы и поговорки про ветер:

• Ветром море колышет

• Ищи ветра в поле.

• Кто посеет ветер, тот пожнет бурю.

• Против ветра не надуешься.

Дети становятся в кружок и садятся на корточки.

Аутотренинг.

Закройте глаза и мы с вами отдохнем. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Воздух пахнет морозной свежестью. Мне хорошо и приятно. Я очень рад,что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.

Откройте глаза и послушайте музыку. Что напомнила вам

музыка (Дождь, гром, ветер).

- Дети, откуда берется дождь, снег? (ветер пригнал тучи).

- А что такое ветер? (движение воздуха)

- Как можно почувствовать ветер? (машут ладонями)

- Что вы при этом ощущаете? (прохладу, свежесть).

Воспитатель: Откуда прилетает ветер?

Как он образуется?

А вот как. Солнце греет Землю не одинаково, где то теплее, а где то холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплый воздух освободил место холодному, потому что теплый воздух легче чем холодный, и теплый воздух поднимается вверх, а холодный занимает его место внизу. И при соединении теплого и холодного воздуха, и образуется ветер. Давайте проведем опыт

Опыт № 7.

Зажгем 2 свечи. Приоткроем дверь на улицу. Одну свечу держим внизу около двери, другую вверху. Пламя верхней свечи направлено наружу, а нижней во внутрь. Как мы с вами и говорили, что холодный воздух тяжелый, неповоротливый он к нам заходит снизу в комнату и пламя свечи идет во внутрь. А теплый воздух легкий, он поднимается вверх и идет путешествовать на улицу. Где они встречаются, появляется ветер. А ветер – это и есть движение воздуха.

А сейчас послушайте отрывок из стихотворение А. С. Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч».

Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море,

Гордо реешь на просторе.

Ветер, по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Ребята, а сейчас мы поиграем игру: «Умники и умницы».

Я буду задавать вам вопросы, а вы за правильный ответ будите

получать «человечка – умника или умницу».

Вопросы:

• Что такое ветер? (движение воздуха)

• Назовите паука, который использует воздух для строительства своего дома? (паук- водолаз; паук- серебрянка)

• Где воздух лучше в лесу или в городе? (в лесу)

• А когда воздух в городе становится свежее и чище? (когда пройдет дождь или снег)

• Почему растение «перекати поле» назвали именно так? (Потому что, только ветер может оторвать это растение от земли, и долго- долго катать по полю, словно колобок.)

• «Однажды туристы собрались в поход. Один из них по имени Петр Иванович любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. «Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда в жизни не видел!» - думал он. Но чем выше и выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось все меньше и меньше. Да и те не летали, а в основном ползали по земле. На самой же вершине и вовсе никто не летал. Удивился Петр Иванович и задумался: «Почему же все таки не живут здесь бабочки»? (Чем выше поднимаемся в горы, тем сильнее становится ветер. При сильном ветре насекомые не могут летать, ветер их сдувает и уносит).

• Какие растения с летающими семенами вы знаете? (береза, клен, тополь, ясень, липа, камыш, сосна, ель).

• Какие источники загрязнения воздуха вы знаете? (автомобили, заводы)

Ведущий: Вот сколько человечков вы заработали. Молодцы.

Ребята, а сейчас мы вспомним с вами сказку «Спор».

Сказка «СПОР»

детям надеваем маски

Ведущий: Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее?

Вода: Без меня нельзя жить на Земле.

Воздух: И без меня нет жизни на Земле.

Ведущий: Долго они спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого- нибудь. Спросили у растений.

Вода и Воздух: Скажите, что для вас важнее воздух или вода?

Растения: Без воды не проживешь. Нам вода нужна для роста и питания.

Ведущий: Обрадовалась вода!

Вода: «Я самая важная»!

Растения: Но и без воздуха не проживешь! Он нам нужен для того, чтобы дышать.

Ведущий: Обрадовался воздух!

Воздух: «Я самый важный»!

Ведущий: Переглянулись Вода и Воздух, и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали тоже самое.

- Услышало Солнце их спор, удивилось:

Солнце: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю свет и тепло. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения и животные, и люди. Погибнет все живое».

Ведущий: И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно:

Воздух: И Воздух!

Вода: И Вода!

Солнце: И Солнце!

Держатся за руки и говорят:

Все: «Мы вместе- сила!»- руки поднимают вверх.

Воспитатель: Что мы сегодня узнали на занятии?

Что вам понравилось на занятии?

(ответы детей)

На этом занятие наше окончено. Но после сна мы с вами еще побеседуем о ветре и я прочитаю вам сказку, которая называется «Южный ветерок».

Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

«Свойства воздуха». Занятие по экспериментированию в старшей группе Знакомство со свойствами воздуха. (Игры эксперименты) Цель: Познакомить детей с понятием «воздух»,его свойствами. Задачи: Объяснить детям.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Прозрачный невидимка»
Опубликовано: 12 марта 2014 в 14:35
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...