МААМ-картинки

Педагогическая технология «Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Чистякова
Педагогическая технология «Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

«Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

«ОРФ-СИСТЕМА»

Часть I. Концептуальная основа

Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его человеком – это и есть основа музыкальности.

Публикация «Педагогическая технология „Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития детских способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на формирование гармонично развитой личности, максимально реализующей свой потенциал.

Для успешного решения данной проблемы большое значение имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. Здесь большая роль отводится музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, применяемых в работе с детьми. Так, немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк». Приобщение к музыке, по мнению К. Орфа, должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание.

По словам великого педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования. Первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считал, что самое главное-это атмосфера музыкальной деятельности: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя в роли активного участника.

Карл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал её, прежде всего, педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания, а не образования. Поэтому его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребёнка. Не случайно и её название – “Элементарное музицирование”, в котором слово “элементарное” имеет смысл “первичное”, ведущее своё начало от самых основ, простое, доступное каждому. Музицирование здесь понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи, естественная в том смысле, что любое интонационно-ритмически произнесённое слово – это первооснова музыки, а на музыку человек откликается движением. Соединение музыки, слова и движения составляет сущность музыкально-ритмической деятельности по принципам Орфа.

В основе творческого метода немецкого педагога - импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Здесь практически решается один из “вечных” вопросов нашей музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество. По словам Орфа, кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление…

Еще один немаловажный факт состоит в том, что детские импровизации на Орф-уроке являются коллективными. Именно эта их способность позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место, независимо, от уровня его музыкальных способностей. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Концепцию К. Орфа можно разделить на несколько элементов.

Одним из таких элементов системы являются речевые упражнения. Они развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа, так как он считал, что в начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического стоит упражнение речевое.

Ритмизованная речь получила в концепции Орфа название “речевых упражнений и игр” – ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочинённый, изменённый в педагогических или иных целях.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. При этом каждая речевая модель подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом, тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шёпотом, в “нос” и т. д.).

Как известно, у речи и у музыки 10 общих средств выразительности: динамика, темп, тембр, характер, регистр и т. д. В музыке, в отличие от речи есть своё только лад и гармония.

Еще один элемент системы Орфа - поэтическое музицирование. Он помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. Они начинают воспринимать музыку через движение.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. А ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

Звучащие жесты – это первые инструменты человека. Это важнейшая составляющая часть концепции Орфа. Это инструменты, которые всегда с собой, это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была “заимствована” Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов.

Элементарный музыкальный театр. Здесь соединяются все предыдущие элементы в интегративную игровую форму деятельности, объединенную одним художественным образом.

Каждый человек располагает определённым творческим потенциалом. Это своего рода талант в себе. Принимая во внимание важность развития творческих способностей детей для полноценного развития личности, система Карла Орфа обладает необходимой гибкостью, универсальностью, которые обеспечивают ей удивительную жизненность на протяжении десятилетий. Музыкально-ритмическая деятельность является средством обогащения внутреннего мира ребенка, так как сама музыка эмоциональна, образна, динамична и тем самым привлекательна для детей, побуждает к фантазированию и импровизации, что и предлагает К. Орф в своей методике.

Помимо К. Орфа к проблеме интеграции движения и музыки обращались и другие видные педагоги-новаторы.

Так, по мнению Л. С. Выготского, игра, являясь с биологической стороны (в ритмизации детских движений, раскрывается как одна из форм творчества. А Г. С. Тарасовым разработан принцип образно-игрового вхождения в музыку, который предполагает включение в процесс ее восприятия комплекса игровых действий, наполненных реальными элементами музыкального языка. К таким игровым действиям он относит: пластическое интонирование музыкальной речи в виде «исполнительского участия рук, корпуса, ног, наклонов головы, при воссоздании «пульса» музыкального произведения, его темпа и ритма, динамики, направленности и высоты звучания, музыкальной фразировки и т. п.

Итак, прогрессивная педагогика издавна берёт за исходное простую аксиому – каждый ребёнок по-своему талантлив. Нужно лишь целеустремлённо помогать развитию творческих способностей ребёнка, создавая благоприятные условия для всех и каждого.

Часть II. Содержательный компонент обучения

Современная педагогика ставит своей целью всестороннее развитие личности ребенка путем раскрытия его индивидуальных творческих способностей. Предложенная педагогическая технология «ОРФ-студия» может стать основным стержнем, позволяющим формировать личность ребенка путем развития на основе концепции Карла Орфа музыкально-ритмических способностей.

Цель педагогической технологии «ОРФ-система»: формирование устойчивых музыкально-ритмических представлений у детей старшего дошкольного возраста через принцип активного музицирования и обучения в действии.

В основе педагогической технологии лежат прогрессивные идеи К. Орфа:

1. Всеобщее музыкально-творческое развитие;

2. Детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;

3. Связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.

Педагогическая технология «ОРФ-система» включает в себя:

1. Музыкально-дидактические игры;

2. Игровые приемы;

3. Предметно-развивающею среду в музыкальном зале, которая позволяет ребенку почувствовать и выразить свое отношение к музыке.

Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений, позволяет поддерживать интерес у детей к деятельности, осуществлять е более успешно. Развитие у детей в частности музыкально-ритмических способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами.

Этапы педагогической технологии

I этап. Создание условий для развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

II этап. Накопление и обогащение опыта детей новыми музыкальными впечатлениями, приемами и навыками в музыкально-ритмической деятельности.

III этап. Организация музыкально-ритмической деятельности детей. Создание условий для самостоятельного активного музицирования детьми.

IV этап. Проведение итоговой диагностики развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

I этап

«Условия развития музыкально-ритмических способностей»

Развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего возраста будет происходить эффективнее, в том случае, если:

1. Создается интегративная музыкально-игровая среда.

Для достижения эффективности в музыкально-ритмической деятельности применяются детские музыкальные инструменты (шумовые, ударные, мелодические, наглядные пособия (оформление уголка работы кружка, фотографии, презентации и т. д., некоторые виды кукольных театров (би-ба-бо, перчаточные куклы, театр на фланелеграфе, настольный театр и т. д.)

2. Формируется направленность (подсказывающая) на использование тех или иных выразительных движений, мимики, жестов и пр.

Педагогом создается картотека различных упражнений (на развитие чувства ритма, на выразительность движений, мимики и жестов, которые на протяжении учебного года он разучивает с детьми в игровой форме, создавая игровые ситуации с применением детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, ритмических карточек, наглядных пособий.

3. Организуется совместная деятельность с детьми по активному музицированию.

На базе дошкольного учреждения создается музыкально-ритмический кружок, который проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут. В работе кружка применяются игровые приемы, побуждающие дошкольников к активному музицированию на предложенных ударных, шумовых и мелодических музыкальных инструментах.

4. Музыкально-ритмическая деятельность ориентирована на постепенное усложнение задач, направленных на активное музицирование.

В музыкально-ритмической деятельности действует принцип «От простого - к сложному». По даной технологии дошкольники занимаются на протяжении 3-х лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Поэтому процесс обучения построен так, чтобы детям не было сложно освоить приемы, предложенные педагогом, а сам по себе процесс вызывал постоянный интерес к активному музицированию.

5. Музыкально-ритмическая деятельность детей направлена на творческую передачу образа, активизацию фантазии и творческого воображения ребенка.

Вся работа по музыкально-ритмическому воспитанию построена в игровой форме. В игре ребенок постигает трудные задачи и способы их решения. Для этого в процессе музыкально-ритмической деятельности педагогом используются различные игровые приемы, упражнения, игры-драматизации.

II этап

«Накопление и обогащение опыта детей новыми музыкальными впечатлениями, приемами и навыками в музыкально-ритмической деятельности»

В течение учебного года дети узнают много новой и интересной информации, их жизнь обогащается новыми музыкальными впечатлениями, происходит ознакомление с приемами и навыками исполнительства. Чтобы работа проводилась в системе, составляются календарный и перспективный планы по реализации этих задач…

Планирование строится на трех составляющих:

1. Теоретические основы.

2. Работа с дидактическим материалом.

3. Освоение приемов и навыков активного музицирования.

Первое – это основные музыкальные понятия и умение оперировать ими в беседе, понимать их смысл (ритм, темп, пульс, ритмическая цепочка, сила звучания, сильная и слабая доли, размер, ритмическое эхо, ритмослоги и т. д.).

Второе – музыкально-дидактические игры помогают понять смысл музыкальных понятий, применить их на практике.

Третье - чтобы ребенок не боялся самостоятельности, проб и ошибок, активного исполнения, педагогом создаются особые условия для музицирования (личный показ, выступления наиболее активных детей, презентации, видеоролики с выступлениями детей, игровые ситуации).

III этап

«Организация музыкально-ритмической деятельности детей. Создание условий для самостоятельного активного музицирования детьми»

Для полноценного развития музыкально-ритмических способностей педагог должен создать такие условия, при которых ребенок будет способен самостоятельно действовать, активно музицировать, как индивидуально, так и коллективно. Одним из таких условий является игра. Дошкольники активно включаются в игровые действия, тем самым незаметно для себя учатся приемам и навыкам музицирования, умению творчески мыслить, передавать ритмы окружающего мира.

Технология работы с музыкально-речевыми играми

1. Используя звуки своего тела, устанавливается метрическая пульсация (шлепки, хлопки, щелчки, притопы).

2. На фоне пульсации педагог ритмично и выразительно декламирует текст.

3. Затем педагог просит детей поиграть с ним в игру «Музыкальное эхо». Под ритмическую пульсацию дети четко проговаривают за педагогом текст по фразам, соблюдая ритм, динамику и интонацию (громко, тихо, басом, пискляво, шепотом и т. д.).

4. Когда дети будут достаточно хорошо ориентироваться в тексте, можно добавить движения вместо пульсации (шаги по залу друг за другом, врассыпную, вокруг себя, с остановками и поворотами).

5. По ходу можно добавить несколько вариантов «звучащих жестов».

6. Из разных вариантов жестов и движений создать 2-х или 3-х частную форму, но договориться заранее о вступлении каждого участника.

7. Вместо «звучащих жестов» используем музыкальные инструменты. Важно, чтобы не «потерялась» первоочередная ритмическая пульсация.

8. Чтобы создать игровую ситуацию, выбираем ведущего. Он стоит в кругу и задает нужный ритм, а все повторяют.

Игра «Сильная доля»

1

. Изучаем простые размеры 2\4 и 3\4.

(Сильные и слабые доли)

2.

Ритмическое упражнение «Аты-баты»

3.

Игры с ритмическими карточками

«Угадай по ритму»

«Повтори»

«Как тебя зовут?» и т. д.

4.

Игры с именами

5.

Игры-импровизации

1. «Поиграй на своем инструменте»

2. «Сыграй музыку на инструменте, как хочешь»

3. «Я – дирижер»

4. «Что это?»

5. «Стихотворение»

6. «Два барабана разговаривают»

6.

Игра «Сочини музыкальную сказку»

Эти и другие игры и упражнения входят в организацию музыкально-ритмической деятельности детей и создают условия для самостоятельного активного музицирования.

IV этап

«Проведение итоговой диагностики развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мониторинг достижений детей проводится два раза в год – стартовая и итоговая диагностика. В нее входят три основных параметра:

1. Развитие чувства ритма;

2. Развитие навыков музицирования;

3. Теоретические основы.

Уровни развития музыкально-ритмических способностей определяются по следующим критериям:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – освоены навыки коллективного вступления с изменением интервалов между хлопками и изменением темпа по жесту педагога, освоены коллективные хлопки через разные промежутки времени с изменением темпа и силы звучания, с музыкальным сопровождением и без него, группами и индивидуально по взгляду педагога, достаточно развито ощущение коденции в мелодии и может одновременное закончить хлопки по знаку педагога, уверенно продолжает и сохраненяет заданный темп (каждый раз новый, находит пульсирующие доли в заданной мелодии; освоил навыки игры на металлофоне, ксилофоне, бубне и барабане, уверенное воспроизводит ритмический рисунок на данных музыкальных инструментах после проигрывания или по графическому изображению; уверенно ориентируется в понятиях «ритм», «пульс», «ритмический рисунок», «ритмическое эхо».

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – освоены навыки коллективного вступления; освоены коллективные и индивидуальные хлопки через равные промежутки времени с музыкальным сопровождением и без него, одновременно заканчивают хлопки по знаку педагога, находят пульсирующие доли в заданной мелодии; освоены навыки игры на металлофоне, ксилофоне, бубне и барабане, может воспроизвести ритмический рисунок на данных музыкальных инструментах после проигрывания и по графическому изображению; понимает значения слов «ритм», «пульс», «ритмический рисунок», «ритмическое эхо».

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – не освоен навык одновременного коллективного вступления и коденции (заключения по знаку педагога); недостаточно сформировано чувство ритмической пульсации и темпа; проявляет активность при игре на музыкальных инструментах, но испытывает трудности в воспроизведении ритмического рисунка, затрудняется в прочтении графического изображения заданного ритма; неуверенно ориентируется в терминологии.

При проведении итоговой диагностики учитываются все вышеперечисленные критерии. Но основной упор делается на способность детей к самостоятельному активному музицированию, их творческой активности, умению передать в импровизации свой замысел и насколько воспроизведенная музыка соответствует этому замыслу. Главное, чтобы ребенок не зацикливался на каких-то стереотипах, а творил свою собственную музыку, основываясь на тех знаниях, что получал в течение последних учебных лет.

Часть III. Процессуальная часть – технологический процесс.

1. Организация учебного процесса.

Технологический процесс построен на основных принципах:

1. Принцип научности и доступности обучения;

2. Принцип системности обучения и связи теории с практикой;

3. Принцип сознательности и активности воспитанников в обучении при руководящей роли педагога;

4. Принцип наглядности;

5. Принцип прочности усвоения знаний и связи обучения и всесторонним развитием личности ребенка.

На базе дошкольного учреждения создается кружок по музыкально-ритмическому воспитанию, который проводится 1 раз в неделю по 25-30 мин. Руководитель кружка – музыкальный руководитель. Воспитанники – дети 5-7 лет.

Музыкальный руководитель разрабатывает перспективный план работы кружка, подготавливает диагностические карты.

Для музыкально-ритмической деятельности педагог изготавливает подборку музыкально-дидактических игр, наглядных пособий, а также составляет набор детских музыкальных инструментов (шумовых, ударных, мелодических); музыкальный руководитель оформляет уголок работы музыкального кружка, где выставляются фотографии участников, их достижения и участия в мероприятиях.

Способы организации технологического процесса:

Игра.

Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, не педагог организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с руководителем.

Импровизация.

Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый этап музыкальной деятельности.

Выучивание, отработка.

Как правило следует за импровизацией, только после того, как ее возможности исчерпаны.

Спетакль-демонстрация.

Вначале Орф-урок – магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей, одни показывают, другие смотрят.

В работе применяются следующие методы:

1. Наглядный;

2. Демонстрационный;

3. Беседа;

4. Рассказ;

5. Упражнение;

6. Проблемный.

Музыкально-ритмическая деятельность осуществляется в форме:

1. Беседы;

2. Концерта;

3. Праздничного вечера.

Основные формы работы педагога:

1. Вопросительный образ общения;

2. Творческая мастерская.

3. Разрешение проблемной ситуации.

Рефлексия совместной деятельности педагога и воспитанников:

1. Построение умозаключений, обобщений, сопоставлений;

2. Переживание, припоминание;

3. Решение проблемы.

Основные преимущества педагогической технологии «ОРФ-система»:

1. Возможность самостоятельного сочинения детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.

2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Но главный инструмент ребенка – это он сам!

Итак, педагогическая технология «Орф-система» – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Она направлена, прежде всего, на развитие ребенка, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром, потому что сама концепция Карла Орфа, на которой основана данная технология, воспроизводит этапы развития человеческой культуры в целом, начиная от самых древних, традиционных форм и кончая современными, эстетическими.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования Информационная справка об авторе индивидуального образовательного маршрута педагога Ф. И. О: Верхотурова Вероника Анушавановна Должность:.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмических движений Оглавление 1. Введение….…. 3 2. Виды музыкально – ритмических движений …. 5 3. Методические рекомендации по.

Музыкально-дидактические игры как средство формирования музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возрастаМузыкально-дидактические игры как средство формирования музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей “развивающейся личности в развивающемся мире”. Решение данной.

Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. «Веселые музыканты» Цель игры: формировать у.

Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации. Кириллова.

Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста» Программа саморазвития по теме: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста». Срок.

Развитие ритмических способностей у детей Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца,.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М. Горький. Одним из важных видов музыкального.

Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Торопова Т. А., музыкальный руководитель, Мамедова Е. В., воспитатель.

Влияние развития музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое здоровье детей дошкольного возраста Работая с детьми, я увидела, что детям очень нравится двигаться под музыку. Поэтому я всегда подбирала весёлые детские современные песенки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология «Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 июня 2018 в 06:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД