Педагогический проект «Тропинка в школу»

ольга диброва
Педагогический проект «Тропинка в школу»

1. Актуальность

В течение последних трёх лет в нашем детском саду выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности, основными задачами которой являются:

создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский персонал;

повышение профессионального уровня всех специалистов;

организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Ежегодно в сентябре в ДОУ проходит диагностика развития детей, т. е. комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др., которые помогают глубоко узнать ребёнка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребёнка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребёнка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, так как логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Это ставит нас, педагогов, перед необходимостью поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Кроме этого, развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит и от участия родителей. А родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.

2. Цель и задачи проекта

Цель: Создание условий для успешной адаптации детей к школьному обучению путём коррекции речевых нарушений, развития их мотивации и мотивации родителей на устранение речевых дефектов, развития социально активной личности.

Задачи:

обеспечение оптимальных педагогических условий для развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста;

осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям и их родителям;

развитие творческого и социального самовыражения дошкольников.

воспитание у дошкольников духовности и гуманности, коммуникативности и ответственности, нравственности и волевых качеств.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, посещающие дошкольное образовательное учреждение, имеющие в заключении ОНР и сопутствующие психические и неврологические проблемы и без проблем со здоровьем, родители воспитанников, педагоги и специалисты ДОУ, специалисты здравоохранения и службы отделения ранней помощи.

3. Ожидаемые результаты, критерии их оценки, ресурсное обеспечение

Реализация целей и задач предполагает достижение следующих результатов:

выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу;

повышение коррекционно-образовательного процесса;

повышение качества речевой и коммуникативной компетентности дошкольников;

повышение уровня заинтересованности родителей в результатах работы с детьми, активизация их педагогического потенциала и формирование эмоционального контакта родителей с детьми и педагогами;

развитие у дошкольников уровня самоконтроля, способностей чувствовать, понимать себя и другого человека.

Критерии оценки результатов

Отслеживание динамики развития дошкольников (игровые, тестовые методики, анализ продуктов детской деятельности);

Проведение анкетирования родителей и педагогов;

Наблюдение за воспитанниками, отслеживание эффективности использования методов по теме проекта (оперативные поверки по изучению планирования деятельности, посещение занятий, мероприятий с последующим анализом и консультацией и т. д.).

Реализация проекта осуществляется в течение одного учебного года.

Ресурсное обеспечение, имеющееся в наличии ДОУ:

Профессиональные кадровые ресурсы;

Организована работа логопункта;

Заключены договора о сотрудничестве с психологом и специалистами службы отделения ранней помощи и здравоохранения, МБОУ Краснозёрской СОШ №1, учреждениями культуры и дополнительного образования.

Создана соответствующая предметно-развивающая среда в ДОУ.

4. Этапы и механизм реализации проекта

Подготовительный этап (с 14.09. по 30.09.)

№ Мероприятия Сроки Ответственные

1. Тестирование 14 - 15. Учитель - логопед

Привлечённые специалисты

2. Диагностика 16 – 21. Учитель - логопед

Привлечённые специалисты

3. Распределение детей по группам звуков и звукопроизношению 22. Учитель - логопед

4. Проведение бесед с педагогами ДОУ, детьми и родителями по реализации проекта 23-25. Учитель - логопед

Специалисты ДОУ

5. Консультация для родителей «Сказка и театрализованная деятельность в системе коррекции дефектов речи». 28. Учитель - логопед

6. Консультация для родителей «Готовим ребёнка к обучению в школе».(папка – передвижка) 29. Учитель - логопед

7. Знакомство родителей и детей со структурой занятий «Актёрской мастерской». 29 - 30. Учитель - логопед

На подготовительном этапе после проведения анкетирования и диагностики была создана «Актёрская мастерская» для детей и родителей, целью создания которой было:

развитие речи детей и коррекция её нарушений;

развитие мотивационных устремлений ребёнка и родителей на исправление речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники - конкурсы;

развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально – личностной сферы.

развитие эстетических способностей.

Структура занятий «Актерская мастерская»

упражнение на развитие произвольного зрительного и слухового внимания, памяти, саморегуляции поведения;

на развитие техники речи;

музыкально – пластические упражнения;

театральные упражнения и этюды.

Основной этап (с 01 октября по 15 мая)

№ Мероприятия Сроки Ответственные

1. Знакомство детей с театральной культурой, с устройством театра, культурой поведения в театре. В течение проекта Учитель – логопед

воспитатели гр.

2. Игровые занятия, занятия – путешествия, игры и упражнения на развитие фонематического слуха, чтение русских народных сказок, встречи в музыкальной гостиной, игры-беседы, коммуникативные игры.

В течение проекта Учитель – логопед

воспитатели гр. специалисты ДОУ.

3. Театральные игры: «Тень», «Весёлые обезьянки», «Стульчики».

В течение проекта Учитель – логопед

воспитатели гр.

4. Культура и техника речи: «Эхо», «Звериные скороговорки», «Мяч эмоций». В течение проекта Учитель – логопед

5. Ритмопластика В течение проекта Учитель – логопед

Специалисты ДОУ

6. Проведение игры - цепочки загадок «В гостях у сказки». Февраль Учитель – логопед

Диброва О. А.

7. Работа над спектаклем «Колобок - недопечённый бок». Март Специалисты ДОУ

8. Работа с родителями. Семейный речевой праздник «Говорилки». Апрель Учитель – логопед

9. Экскурсия в музей. Выставка: «Сюжеты сказок из лоскутов» Апрель Воспитатели

10. Индивидуальная работа. Подготовка спектакля «Сказка о весёлом язычке»:

• работа родителей с детьми над сочинением логосказок о язычке). Апрель – Май Учитель – логопед

Специалисты ДОУ

11. Подготовка оборудования, реквизита, поделок, костюмов Апрель – Май Учитель – логопед

воспитатели и специалисты ДОУ, родители

12. Домашнее задание (работа с родителями). Конкурс рисунков и поделок «В мире сказок». Апрель – Май Учитель – логопед

воспитатели гр.

13. Проведение семинара -практикума для родителей «В городе звуков Совушки-совы», тренингов, консультаций. В течение проекта Учитель – логопед, педагоги ДОУ и приглашённые специалисты

В начале второго этапа при содействии специалистов службы отделения ранней помощи организуется работа семейного клуба «Речевая полянка». Нетрадиционная форма организации семейного клуба повышает интерес родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Занятия в клубе проводятся один раз в два месяца. На них обязательно проводятся практические занятия.

План работы семейного клуба «Речевая полянка»

Наименование мероприятия Сроки

1. «Давайте познакомимся»

Анкетирование: «Что я знаю о ребёнке»

Сочинение родителей: «Дорогой мой человек»

Организационное родительское собрание: (результаты обследования речи детей, направления коррекционной работы)

Индивидуальное консультирование: «Пути решения проблем в речевом развитии» октябрь

2. «Давайте изучать вместе»

Семинар-практикум: «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»

Беседа об особенностях речевого развития: «Научите меня говорить правильно»

Просмотр видеозаписей: «Ребенок в ДОУ и семье» комментарии декабрь

3.«Школа почемучек»

«Круглый стол» вопросов и ответов - полезные советы и рекомендации специалистов по проблемам воспитания и обучения детей.

Выставка методической литературы и дидактических игр

КВН: «Занимательное азбуковедение» февраль

4.«Давайте играть вместе»

Консультация: «Игры и упражнения на развитие речи детей».

Практические занятия: пальчиковые, словесные, театрализованные, музыкальные игры, упражнения на развитие речевого дыхания.

Конкурс логосказок «Весёлый язычек». апрель

5. «Наши успехи»

Праздник: «Говорилки»

Круглый стол: Подведение итогов совместной деятельности, обсуждение плана дальнейшей работы клуба, рекомендации на летний период май

Заключительный этап: (с 15 по 31 мая)

№ Мероприятия Сроки Ответственные

1. Презентация проекта:

- Проведение детского праздника «Театральная неделя»

- Музыкально – логопедическая сказка ««Колобок - недопечённый бок»» 24 -28 Учитель – логопед, педагоги и родители.

2. Диагностика

10 - 19 Учитель – логопед

3.

Анкетирование 10- 19 Учитель – логопед

Педагоги и специалисты ДОУ

4. Оформление фотовыставки – панорамы: «Наши успехи» 28– 31 Учитель – логопед, педагоги и родители

Рекламно – информационные мероприятия:

№ Мероприятия Сроки Ответственные

1. Приглашения для родителей, спонсоров, специалистов учреждений В течение проекта Учитель – логопед

Воспитатели и специалисты

2. Выпуск листовок, буклетов для родителей В течение проекта Учитель – логопед

Воспитатели и специалисты

3. Информирование родителей о ходе реализации проекта через папки-передвижки, печатные издания В течение проекта Учитель – логопед

Воспитатели и специалисты

5. Итоги реализации проекта

Одним из средств реализации проекта стали разработанные музыкально – логопедические сказки, коммуникативные и социальные игры. Занятия и игры были предназначены для детей, посещающих разновозрастную группу детского сада с 5 до 7 лет, где 10 воспитанников имели в заключении ОНР и сопутствующие психические и неврологические проблемы. Данные игры и занятия были направлены на речевое развитие детей и их социализацию в окружающем мире. В результате комплексной работы только один ребёнок выпущен в школу с ОНР из-за длительных пропусков ДОУ, остальные с хорошим уровнем речевой, коммуникативной и социальной компетентностей. В результате реализации проекта «Тропинка в школу» родители, проявлявшие скептицизм по отношению к проекту, по окончании реализации его реализации не скрывали гордости за своих детей. В группе дети стали относиться друг к другу внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций.

Особое внимание при реализации проекта уделялось работе с родителями. Для них были подготовлены и проведены специальные открытые занятия, семинары-практикумы, тренинги, консультации. На протяжении реализации проекта родители были активными участниками и помощниками педагогов и детей. Принимая участие в совместной деятельности, родителям удаётся почувствовать те трудности, которые возникают у детей в процессе формирования речи. У них появляется желание помочь своему ребёнку, а самое главное создается эмоциональный контакт между ними. Во время проведения совместных занятий, семинаров – практикумов дети и родители обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастики для глаз и для дыхания, овладевают навыками релаксации, получают определённые знания и умения, необходимые для постановки звуков.

С уверенностью могу сказать, что данная система работы вызывает у детей и родителей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой, социальной и коммуникативной компетентностей воспитанников, имеющих в заключении ОНР и сопутствующие психические и неврологические проблемы. Надеюсь, что наш опыт работы поможет коллегам – практикам в совершенствовании взаимодействия с семьями с целью коррекции детско-родительских отношений, формирования у дошкольников речевой, социальной и коммуникативной компетентностей, позволит и детям и взрослым раскрепоститься, научит их общаться друг с другом, повысит эмоциональный настрой, сплотит семью.

Публикации по теме:

«В школу — с радостью!» Практико-ориентированный проект Актуальность темы Мотивационная готовность к школе является важнейшей составляющей развития личности ребенка 6-7 лет. Поступление ребенка.

Информационно-творческий проект «Скоро в школу я пойду» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г. Тайшет. Информационно-творческий проект «Скоро в школу.

Проект «Скоро в школу мы пойдём» П Р О Е К Т «Скоро в школу мы пойдём» Тема проекта: «Скоро в школу мы пойдем». Цель проекта: 1. Реализация единой линии развития ребёнка.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейная тропинка» АКТУАЛЬНОСТЬ: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа.

Проект «Скоро в школу» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад комбинированного вида № 4 "Катюша" ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " Скоро.

Проект «Скоро в школу» ПОЗНАВАТЕЛНЫЙ ПРОЕКТ «СКОРО В ШКОЛУ» В подготовительной логопедической группе Автор –Дивисенко Л. В. Срок реализации – 2 месяца Вид проекта.

Проект «Скоро в школу мы пойдём» Исследовательский проект «Скоро в школу мы пойдём» в старшей группе детского сада. Цель проекта: Развивать у детей познавательную мотивацию,.

Проект «Скоро в школу мы пойдем» Вид проекта: информационно – познавательный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Солнышко», воспитатели группы, родители.

Проект «Скоро в школу» в подготовительной группе Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению. Задачи: расширить знания о школе; создать.

Проектная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Скоро в школу! Хочу ли я в школу?» Тема проекта: «Скоро в школу!Хочу ли я в школу!» Участники проекта: Дети, воспитатели, родители, психолог, музыкальный работник, учителя.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Осень
Автор публикации:
Педагогический проект «Тропинка в школу»
Опубликовано: 18 марта 2016 в 13:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка выходного дня. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! Вчера несколько детей из нашей группы вместе с родителями собрались погулять в Парке Победы, что располагается на реке Кубань в городе...
Досуг по формированию элементарных математических представлений
Д О С У Г по формированию элементарных математических представлений у среднего дошкольного возраста «МАША И МЕДВЕДЬ» Задачи: • Закрепить названия...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема "Усатый полосатый". Цель: - Использовать умение и навыки работы...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Цель : Продемонстрировать свойства магнита. Программные...
Дидактическая игра «Яблоко с секретом»
Дидактическая игра «Яблоко с секретом» Подготовила воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Аширова Надия Харрясовна Возраст...