Папки-передвижки

План-конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Дифференциация звуков «[Ч]» и «[Щ]»

Назбике Ильясова
План-конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Дифференциация звуков «[Ч]» и «[Щ]»

Тема : Дифференциация звуков «Ч» и «Щ»

Цель: формировать умения дифференцировать звуки ч-щ, посредством выполнения различных упражнений.

Задачи:

Закрепляющие:

-закрепить умение делить слова на слоги.

- закреплять навык составления предложений.

Обучающие:

- Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч»,

-Учить детей в правильном произношении звуков «Ч» и «Щ»

Публикация «План-конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи „Дифференциация звуков „[Ч]“ и „[Щ]“» размещена в разделах

- упражнять в произношении ча, ща, чу, щу.

-упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;

-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ : выделять слова с заданным звуком, подбирать слова на заданный звук, слышать и различать в словах

Развивающие : Развивать фонематический слух, внимание, память у детей.

Воспитательная: Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

Оздоровительная: Продолжать укреплять артикуляционный аппарат. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.

Коррекционно-образовательная задача: учить дифференцировать звуки [ч] и [щ] в словах, чистоговорках;

Коррекционно- развивающая задача : развивать слух, внимание.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать интерес к занятиям.

Словарная работа: щит.

Методы и приё мы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Демонстрационный материал: схема согласных звуков, предметные картинки на звуки «ч», «щ», предметные картинки по теме «Профессии», картинка гнома и великана, белые листы А4 с изображением чебурашки и щенка.

Раздаточный материал: билетики для каждого ребенка, фишки красного и желтого цвета, два белых листа А4 с изображением чебурашки, щенка, конвертики с предметными картиками.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Ребята, а вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся в страну звуков. А поедем мы на поезде. Сейчас я раздам вам билетики, а вы по этим билетикам найдете свои вагоны. Эти билетики не простые. А для того, чтобы найти свой вагон правильно нужно выполнить задание на билете. Посмотрите на свои билеты, там вы увидите картинки, про себя называем слово и делим его на слоги. Если в слове один слог, то заходим в первый вагон, если два слога во второй вагон, если три слога, то в третий вагон. Все сели, я сейчас пройдусь по вагонам и проверю правильно ли, вы заняли свои места.

II. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами едем, давайте сделаем гимнастику для наших язычков, поиграем немного с ними. (выполняем упражнения «Часики», «Качели», «Лошадка».)

Воспитатель: Молодцы, очень старались. Вот мы и приехали в страну звуков. А теперь я попрошу всех выйти с поезда и занять место за столом. В стране звуков мы будем сегодня с вами играть, заниматься, выполнять разные задания. (Следим за осанкой детей).

Воспитатель: Попробуйте угадать, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

(Дифференциация звуков.)

Сейчас я покажу вам картинки, а вы подумайте, что общего в этих картинках:

ЧАШКА, ЧАЙНИК, ЧЕМОДАН (начинаются со звука «Ч»)

ЩЁТКА, ЩЕНОК, ЩУКА (начинаются со звука «Щ»)

Правильно! Давайте попробуем произнести эти звуки. «Щ-щ-щ»(кончик языка держите за верхними зубами- рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ). Хорошо,а теперь язычок поднимется вверх, постучит по зубкам и споё т песенку паровоза: «Ч-чччч».

Соотнесение звука и буквы. Схему. Звуки, их мы слышим и произносим. Буквы мы видим читаем и пишем.

А теперь повторяйте за мной волшебные чистоговорки:

1. Произнесение чистоговорок - сопоставление звуков [Ч], [Щ].

Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.

Чо- чо -чо- солнце греет горячо. Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.

Че-че-че - сидит кошка на плече. Що-що-що –мы хотим играть ещё.

Чу-чу-чу- нам купили по мячу. Щи-щи-щи- наша мама варит щи.

Чи-чи-чи- ходят по полю грачи. Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще.

Педагог: Ребята, скажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей).

«Ч», «Щ».

Физминутка.

Раз,два,три, четыре, пять (шагаем на месте)

Все умеем мы считать (хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)

Руки за спину положим (руки за спину)

Голову поднимем выше (поднимаем голову)

И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох, - 3 раза)

4. Игра «Слушай внимательно» :

- Ребята, у вас на столах фишки красного и желтого цвета.

Показываете красную фишку, услышав звук – Ч, и «желтую фишку», услышав звук Щ. (ночь, плащ, щука, дочь, щавель, угощение, очки, печенье).

5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В стране великанов и гномиков»

- Представьте, что эти согласные и всегда мягкие звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, ножка, носик, глазик, а великана – ручища, нога – ножища, у великана не глаза (а глазищи, не нос, (а носище, не губы, (а губищи,

6. Физминутка.

Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, в середине или в конце.

- Если вы услышите звук ч в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.

- Если звук ч будет звучать в середине слова, то попрыгать на месте на двух ножках.

- Если вы услышите звук в конце слова, то нужно будет приседать.

Итак, слушаем слова: чайник, бабочка, бочка, чай, калач, удочка, кирпич.

7. Послушайте новую скороговорку:

Щеткой чищу я щенка

Щекочу ему бока.

- Ребята, в каких словах встречался звук Ч?

- В каких словах вы услышали звук Щ?

- А в каком слове встретились оба звука?

- Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?

- А теперь эту скороговорку повторят только девочки.

- Сейчас мы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.

- А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.

- Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.

- Теперь громким голосом, (и шепотом).

- Молодцы!

8. - Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?

III. Итог занятия.

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?

А теперь нам нужно возвратиться в детский сад. Для того, чтобы поехать и сесть в вагоны надо назвать слова со звуками Ч и Щ.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Фотоотчёт по изготовлению дидактической игры по развитию речи детьми старшей группы «Различие звуков [С] и [Ш]»Фотоотчёт по изготовлению дидактической игры по развитию речи детьми старшей группы «Различие звуков [С] и [Ш]» Фотоотчёт о проектной деятельности /различение звуков С и Ш/Проект называется «Счастливого пути» и сделан по типу путешествия по «реке времени».

Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение)Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение) Сделать игру – это одно, а вот суметь рассказать о ней, представить свою работу – совсем другое. С детьми старшей группы, в рамках работы.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Дифференциация звуков «[Ч]» и «[Щ]»
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 18:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД