Лучший педагог года

План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебник-воздух»

Юлия Типенкова
План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебник-воздух»

Образовательная область: познавательное развитие.

Тема: «Волшебник – воздух».

Возрастная группа : средняя.

Цель: развитие исследовательско - познавательной деятельности у дошкольников средней группы по изучению свойств воздуха через детское экспериментирование.

Задачи:

Публикация «План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе „Волшебник-воздух“» размещена в разделах

1. Обучающие задачи: формировать умения самостоятельно проводить «исследование», размышлять, обобщать результаты опытов. Помогать детям, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей. Формировать умение отвечать на вопросы предложениями. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать самостоятельность в изобразительной деятельности. Формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

2. Развивающие задачи: развивать связную речь у детей; развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику. Развивать познавательный интерес к окружающему миру в процессе экспериментирования.

3. Воспитательные задачи: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментированию. Воспитывать бережное отношение и любовь к неживой природе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

4. Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:

- обратить внимание на Аню и Кирилла, как правильно делать дыхательную гимнастику и психогимнастику;

- проконтролировать индивидуально Егора и Ксюшу в процессе рисования с помощью трубочки, воздуха и красок. Спросить, что получилось? (узнать ответы детей).

- обратить внимание на Софию и Анжелику за правильностью выводов после экспериментов.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Форма организации: подгрупповая.

Интеграция областей: «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Используемые технологии: здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированные.

Методический демонстрационный инструментарий (средства) :

наглядные – 2 рисунка – Незнайки (грустный, весёлый);

литературные – 2 загадки; психогимнастика и физкультминутка.

музыкальные – ритмичные мелодии (под психогимнастику, дыхательную гимнастику, физкультминутку).

оборудование – CD – проигрыватель; 3 шара воздушных разрисованных (2 больших весёлых, 1 маленький грустный); мыльные пузыри, гуашь.

Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты по количеству детей; одноразовые стаканы; трубочки; салфетки; альбомные листы.

Предварительная работа: подвижная игра «Пузырь»; игры - эксперименты с мыльными пузырьками; дидактическая игра «Ловим воздух». Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.

Активизация словаря: воздушный шарик, лаборатория, эксперимент, опыт, невидимый, прозрачный, воздушный, грустный, весёлый.

Литература:

Для педагога:

1. «Воздух» сост. Ю. И., Смирнов – СПБ: Сова, 1998.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н., Детское экспериментирование» - М: Педагогическое общество России, 2005.

3. «Научные ответы на детское «почему». Опыты и эксперименты для детей от 4 до 9 лет/Автор – составитель Зубкова Н. М. – СПБ: Речь, 2009.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПБ. : ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2014.

Для детей:

1. Горбатенко О. Ф., Кандаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008г.

2. Подольянская Е. И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинозиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

3. 1000 игр, скороговорок, загадок / сост. Т. М. Клименко. – М. : Сова, 2011г.

Планируемый результат :

Любознательный, активный активность в экспериментальной деятельности, в разговоре.

Эмоционально - отзывчивый чувство ритма музыки во время психогимнастики и физкультминутки;

проявление эмоционального отношения к загадкам;

проявление эмоционального отношения к результатам эксперимента.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи применение усвоенных способов раздувания краски с помощью трубочки в самостоятельной деятельности;

умение самостоятельно делать выводы.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин. ;

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, как красиво у нас в группе. Много разноцветных воздушных шаров. Интересно, куда мы с вами попали? (дети думают).

Воспитатель:

- Не догадались? Давайте, я вам помогу. Сейчас я загадаю вам загадку, и вы поймёте, у кого в гостях мы с вами очутились.

Загадка:

Этот мальчик - коротышка

Фантазёр и хвастунишка.

За многое он берётся,

Но ничего ему толком не удаётся.

Дети:

- Незнайка.

Воспитатель:

- Правильно, Незнайка. Мы с вами в гостях у Незнайки.

Воспитатель:

- А вот и он. Почему же он такой грустный?

(Дети задумались).

Воспитатель:

- Незнайка показал мне два шарика. Он не понимает, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный ( на шариках нарисованы лица: весёлое и грустное).

- Как вы думаете, почему шарик стал маленьким?

(Дети предлагают разные версии).

Воспитатель:

- Давайте с вами попробуем развеселить Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять). А теперь покажем, какой у него маленький шарик (щёчки втянуть).

Воспитатель:

- Не получилось у нас развеселить Незнайку. Скажите, как мы ему поможем?

Дети:

- Надо помочь надуть другой шарик.

Воспитатель:

- Вот, видишь Незнайка, какие ребята, они всегда всем приходят на помощь и тебе помогут. Интересно, что будет внутри шарика, если мы его надуем? А чтобы узнать, мы отгадаем с вами загадку:

Загадка:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это?

(Ответы детей).

Дети:

- Воздух.

Воспитатель:

- Тогда, какой будет у нас шарик?

Дети:

- Воздушный шарик.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, тогда ответьте мне на такой вопрос.

- Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Его выдыхают (показ выдоха воспитателем).

- А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. Давайте с вами потренируемся. (Проводится дыхательная гимнастика).

Дыхательная гимнастика: «Полное дыхание».

Техника выполнения: полный выдох, медленно вдохнуть, слегка выпячивая живот, приподнимая и расширяя рёбра, заканчивая поднятием ключиц и плеч. Выдох осуществляется в той же последовательности: опустить животик, среднюю часть грудной клетки и ключицы. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. (Повторить 5-6 раз).

Воспитатель:

- Ребята Незнайка говорит, что воздух – волшебник, он не только невидимый, есть внутри нас, но он ещё и движется.

- Давайте разберёмся, правда ли это? А для исследования, я вас приглашаю в нашу специальную лабораторию, в которой мы проведём опыты с воздухом, для того чтобы лучше познакомиться с ним.

Опыт № 1 «С полиэтиленовым пакетом».

Воспитатель:

- Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов.

(Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают отверстия, воспитатель обращает внимание детей на объём пакетов).

Воспитатель:

- Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите внутри пакета? (ответы детей).

Дети:

- Ничего.

Воспитатель:

- Правильно ничего не видно, потому что воздух невидимый.

- Вывод: воздух прозрачный, а значит невидимый, чтобы увидеть его, мы поймали воздух и закрыли его в пакете. И мы смогли это сделать! (Проводится физкультминутка).

Физкультминутка «Разминка» (включить аудиозапись).

Головою покиваем,

Носиками помотаем

И зубками постучим,

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем

Пальчиками потрясём,

И немножко отдохнём.

Мы ногами помотаем

И чуть-чуть по - приседаем

Ножку ножкой подобьём,

И с начала всё начнём…

Воспитатель:

- Как вы думаете, а внутри человека воздух есть?

- Давайте проверим?

Опыт № 2 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой».

Воспитатель:

- Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит, что вы видите?

Дети:

- Пузырьки.

Воспитатель:

- Ой, как интересно! Вода в стаканах просто бурлит! Почему так произошло? (дети, говорят, что это выходит воздух через трубочку).

Воспитатель:

- Откуда вы взяли воздух, что бы дуть в трубочку?

(подвести рассуждение детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).

Дети:

- Вдохнули и выдохнули.

Воспитатель:

- Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в лёгкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Вот видите!

- Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

Опыт № 3 «С салфеткой».

Воспитатель:

- А у меня к вам есть ещё один вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети:

- Через нос?

Воспитатель:

- Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

- А если мы выдохнем на салфетку, что увидим?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Дети:

- Вдохнули и выдохнули, воздух двигался и получился ветерок.

Воспитатель:

- Значит, когда воздух движется, получается ветерок.

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Только у нас не получилось развеселить Незнайку.

Воспитатель:

- Давайте, мы покажем Незнайке, как можно рисовать с помощью трубочки, воздуха и красок.

(Воспитатель показывает, как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка).

Воспитатель:

- Ребятки, давайте вспомнить, что мы с вами делали?

Дети:

- Исследовали воздух.

Воспитатель:

- Для чего?

Дети:

- Помогали Незнайке.

Воспитатель:

- А как?

Воспитатель вместе с детьми: - С помощью опытов.

Воспитатель:

- Что вы, можете сказать про воздух, какой он, какими свойствами он обладает, зачем он нам нужен?

Дети:

- Невидимый, он окружает нас и есть внутри человека, может двигаться, нужен, чтобы дышать.

Воспитатель:

- Молодцы ребята! А теперь давайте подарим Незнайке новый воздушный шар. Ой, посмотрите ребята, Незнайка улыбается и говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе - волшебнике и дарит всем мыльные пузыри.

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось, как мы сегодня занимались?

Дети:

- Да, понравилось.

Воспитатель:

- Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе.

Воспитатель:

- Теперь нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (Ребята благодарят, прощаются).

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе. «Воздух невидимка» Цель: Продолжать знакомить со свойствами.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Волшебник-воздух» Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебница вода» «Волшебница вода»Цель: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. 2. Познакомить со способом получения.

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Невидимка воздух» Задачи: Воспитательные: - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. - воспитывать.

Конспект открытого занятия по экспериментированию «Воздух-волшебник» в средней группе Конспект открытого занятия по экспериментированию "ВОЗДУХ - ВОЛШЕБНИК" в средней группе. Автор: Ерошенко С. В., воспитатель I квалификационной.

Перспективный план по экспериментированию в старшей группе сентябрь 1. «Песчаный конус». Цель. Знакомство детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебник запах» Задачи: 1) Сформировать знания детей о запахах («Познавательное развитие») 2) Развить интерес к происхождению запахов («Познавательное.

План конспект закаливающего мероприятия после дневного сна в средней сколиозной группе Тема: «Мы веселые ребята!»План конспект закаливающего мероприятия после дневного сна в средней сколиозной группе Тема: «Мы веселые ребята!» Программное содержание: Укреплять здоровье детей, совершенствовать физическое развитие, повышать сопротивляемость и защитные свойства организма.

План работы кружка по экспериментированию «Маленькие почемучка» в средней группе План работы кружка «Маленькие почемучки» в средней группе Выполнила: Бичикова Т. А., воспитатель,1 квалификационная категория.

Конспект занятия по экспериментированию «Воздух-что это такое»Конспект занятия по экспериментированию «Воздух-что это такое» Методические рекомендации (цикл экологических занятий экспериментирования на тему “Воздух что это такое? " “Люди, научившиеся…. Наблюдениям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебник-воздух»
Опубликовано: 13 декабря 2015 в 16:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД