МААМ-картинки

План занятия по обучению дошкольников составлению рассказа по картине (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)

Светлана Завражина
План занятия по обучению дошкольников составлению рассказа по картине (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)

Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление и воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов, они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т. е. упражняет свои ощущения и восприятие.

Публикация «План занятия по обучению дошкольников составлению рассказа по картине (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)» размещена в разделах

Для обучения дошкольников рассказыванию по картинке используются как предметные, так и сюжетные дидактические картины.

Виды занятий:

1. Составление описательного рассказа по предметной картине;

2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине;

3. Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

4. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

5. Составление повествовательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми содержания картины (о чем она, как ее можно назвать).Кроме того, ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная – устанавливать связи между объектами, персонажами.

Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснение воспитателя во время предварительного рассматривания. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание сочетается с рассказыванием об отдельных частях картины, описание с повествованием об изображённом событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки изображенного.

При выполнении заданий, требующих от детей связной монологической речи, воспитатель должен объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить план, а на первых порах – прибегнуть к составлению коллективного рассказа.

Младшая группа

Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составлять связные описания, поэтому воспитатель учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяются предложенными ему вопросами.

Примерный план

1. Предварительная беседа, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине;

2. Рассматривание самой картины;

3. Вопросы воспитателя, последовательность которых обеспечивает целостность восприятия картины и помогают детям сделать правильный вывод;

4. Повторное рассматривание картины. Закрепление в памяти новых слов и словосочетаний;

5. Обобщающий рассказ воспитателя.

Средняя группа

К 4-5 годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений.

План

1. Воспитатель дает возможность рассмотреть картину. Начинает описание, дети продолжают;

2. Речевой образец (короткое, но вполне законченное высказывание);

3. Самостоятельное описание детьми из 2-х-3-х предложений (если нужно, воспитатель помогает);

4. Обобщающий рассказ педагога.

Старшая группа

В этом возрасте активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам.

Задачи: воспитывать интерес у детей к составлению рассказов по картинкам; учить правильно понимать их содержание; формулировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь.

Примерный план

1. Рассматривание картины (за 2-3 дня до занятия);

2. Повторный просмотр картины. Краткая беседа педагога, в которой он касается основных моментов сюжета;

3. Вопросы к детям, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное;

4. В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание;

5. Рассказы детей (если нужно, педагог помогает);

6. Обобщающий рассказ воспитателя;

7. Оценка выполнения задания.

Подготовительная группа

При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи. В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.

План

1. Рассматривание картины в целом (сюжет);

2. Беседа по сюжету;

3. Рассматривание определенных элементов, частей картины. В ходе рассматривания и беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания;

4. Составление рассказов (коллективно: один начинает, а другие продолжают и заканчивают);

5. Заключительный целый рассказ одного ребенка;

6. Рассказы детей;

7. Оценка выполнения задания.

Публикации по теме:

Консультация «Обучение составлению рассказа по картине с помощью мнемотехники» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Конспект составления описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа) Цель: Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины. Задачи. - Активизация словаря. - Учить детей более точно характеризовать.

Конспект занятия по обучению детей рассказыванию по картине «Дети убирают игрушки» (вторая младшая группа) Цели и задачи: Учить детей описывать предметы, нарисованные на картине, выделяя наиболее существенные признаки. Тренировать детей в подборе.

Конспект занятия «Составление рассказа по картине «Повар» для детей старшей группы по области: речевое развитие детей Тема: Составление рассказа по картине «Повар». Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Задачи:.

Конспект занятия по обучению пересказыванию рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (подготовительная к школе группа) Ход занятия Воспитатель вывешивает портрет автора -Ребята это портрет писателя Виталия Бианки, он был большой знаток природы,очень любил.

Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию по картине «Белки». Средняя группа Разработал: Васюченко И. В. ЗАДАЧИ: – формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; – обучать определять.

Конспект занятия по составлению рассказов-фантазий по картине «Белки» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ-ФАНТАЗИЙ ПО КАРТИНЕ «БЕЛКИ». СРЕДНЯЯ ГРУППА. Разработала: Васюченко Ирина Викторовна ЗАДАЧИ: –формировать.

НОД по составлению рассказа по картине для старшего дошкольного возраста «Посадка деревьев» Тема: Составление рассказа по картине «Посадка деревьев». Задачи: Познавательное развитие: -Закреплять знания детей о знакомых деревьях;.

НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Средняя группа Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность образовательной программы. Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План занятия по обучению дошкольников составлению рассказа по картине (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 09:49
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД