Лучший педагог года

Планирование работы со сказкой в старшей группе

Елена Ерилкина
Планирование работы со сказкой в старшей группе

Наш сад работает по пособию О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет». Мне давно хотелось углубить и разнообразить работу со сказкой. Одна сказка «проживает» у нас в группе около двух недель. За это время мы её прочитываем (обычно перед сном в целях экономии времени, обыгрываем, видоизменяем, моделируем и т. д.

Цель: привлечь внимание детей к сказке.

Задачи:

1. Учить находить выход из затруднительных ситуаций, придумывать новое и трансформировать старое, составлять загадки (методика А. А. Нестеренко).

2. Развивать мышление, речь, воображение.

Публикация «Планирование работы со сказкой в старшей группе» размещена в разделах

3. Воспитывать умение работать в команде, сочувствовать и сопереживать окружающим.

Здесь представлено планирование на старший возраст.

1. Английская народная сказка в обработке С. Михалкова «Три поросёнка».

• У Наф-Нафа дома поросята выпили зелье и стали больше волка.

• Представьте себе, что Волк добрый, а поросята злые.

• Что стало с Волком после того, как он съехал с крыши и убежал от поросят?

• Покажите, используя только язык тела (групповое задание, домики поросят: соломенный, деревянный, каменный. Сравнить и найти отличия.

2. Русская народная сказка «Хвосты».

• Моделирование.

• Разыгрывание отрывков по ролям.

• Придумать загадку о лисе:

Например, рыжая, но не кот,

хитрая, но не ворона,

красивая, но не принцесса.

• Заяц оказался самым смелым, первый явился на раздачу и взял себе самый лучший хвост. Какой? Описать, используя прилагательные и причастия. (По желанию нарисовать).

3. Чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик».

• Придумайте новое путешествие в изменённых обстоятельствах: например, путешествие на воздушном шаре, поезде и др. (Цикличность).

• Придумайте загадку о мышке:

Например, пищит, а не цыплёнок,

грызёт, а не хомяк,

мусорит, а не малыш.

• Провести параллели со сказкой «Теремок»(моделирование).

• Изобразить героев так, чтобы окружающие смогли угадать их.

4. Норвежская народная сказка «Пирог».

• Работа с рядом определений – синонимичных эпитетов.

• Придумать загадку о пироге (А. Нестеренко):

Например, сладкий, а не сахар,

мягкий, а не вата,

румяный, а не колобок.

• Провести параллели с русской народной сказкой «Колобок» и казачьей сказкой «Кныш» (моделирование).

• Придумать декорацию для сказки (дети в роли предметов).

5. Сказка «Винни-Пух и все-все-все».

• Тайна имени. Придумай своё необычное имя для любимой игрушки.

• Помогите медведю решить проблему с добычей мёда.

• Винни-Пух поменялся размером с пчёлами.

• Разыграть сцену добычи мёда.

6. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да маслёный».

• А что, если дело было так:

Блин стал дрова рубить,

Мышь – на охоту ходить,

Воробей - обед варить.

• Вспомнить, концовки других сказок:

И я там был, и мёд я пил, по усам текло, а в рот не попало.

Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

И стали они поживать да добра наживать!

• Изобразите героев после того, как они поменялись ролями.

• Придумайте другое название сказки:

Крылатый – (по звучанию) чирикающий - (по вн. виду) перьевой

Мохнатый - пищащий меховой

Маслёный - пыхтящий румяный

7. Татарская народная сказка «Три дочери».

• Моделирование.

• Было у женщины три сына. В кого они превратились?

Надо срочно ехать по делам – в колесо от телеги;

Надо копать картошку – в лопату;

После смерти превратился в часы - нужную всем вещь.

• Младшая дочь жила далеко (река, горы, болото). Как помочь ей быстрее добраться до дома?

• Придумать загадку о маме

Например, любимая, но не шоколадная конфета,

добрая, но не родная бабушка,

нежная, но не тёплый ветерок.

8. Д. Родари. «Большая морковка».

• Придумать четвёртый конец.

• Как бы вы вытаскивали морковку?

• Провести параллель со сказкой «Репка» (моделирование).

• Задание для группы: изобразите превращение огорода с обычной морковкой в одну большую.

9. Калмыцкая народная сказка «Плюх пришёл».

• Изобразите, как испугались заяц, лиса, волк, медведь. С помощью маленьких человечков (ТРИЗ) изобрази яблоко, ручей, дым.

• Провести параллель со сказкой «У страха глаза велики» (моделирование).

• Придумайте загадку о зайце:

ушастый как молодой ослик,

трусливый как полевая мышка,

быстрый как степной ветер.

• Придумайте новое название для сказки.

10. Нанайская народная сказка «Айога».

• Продолжи причинно-следственный ряд:

полей огород – ведра нет – возьми у соседа – в город уехал – купи в магазине – денег нет – пойди заработай – руки болят – помажь мазью – не знаю, где лежит и т. д. ;

свари компот – вишен нет – пойди нарви – ведра нет – сходи в сарай – паука боюсь …

подмети в комнате – веник потерял – нарви полыни – руки наколю – надень перчатки – рваные – зашей …

• Новый конец по заданию: Айога откусила кусочек солёной от слёз матери пышки и поняла: …

• Салат из каких сказок здесь представлен?

Жили-были Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Поросята целый день в делах и заботах: и порезвиться надо, и корешков сладких поесть, и в луже искупаться («Три поросёнка»).Услышали они однажды, что в лесу хвосты раздают и решили туда отправиться. Ниф-ниф говорит: «Выберу себе хвост побольше да потеплее – буду ним зимой морозной укрываться». Нуф-Нуф мечтает: «А я возьму самый длинный и тонкий – буду на нём как на скакалке прыгать». А Наф-Наф знай себе помалкивает да ухмыляется («Хвосты»). Отправились братья в путь, подошли к речке неширокой. Глядь, на берегу корка арбузная валяется. Запрыгнули в неё, а парус из берёзового лычка сделали. Плывут, песни поют, на балалайке играют («Мышка-Вострохвостик»). Вдруг видят, над речкой Пирог бежит, а поросята к этому времени уж проголодаться успели. «Добрый день, Пирог!» - говорят бесхвостые. «Добрый день, ребята-поросята!» - отвечает Пирог. «Милый пирог, не катись так быстро, мы тебя съедим!» в один голос закричали братья. «Если догоните!» - засмеялся Пирог и скрылся в лесу («Пирог»). Плывут хрюшки дальше, а навстречу им гусь красоты необыкновенной. Хотели его с собой взять, а он только собой в воду, как в зеркало, глядючи любуется да кричит: «Айога-га-га-га». Забил крыльями по волнам синим, взлетел в небо ясное да опустился на дерево раскидистое («Айога»). А на том дереве пчёлки медоносные жили-поживали, а сейчас крепко спали. Смотрит гусь-красавец, а к пчелиному домику медведь на воздушном шарике поднимается, по сторонам озирается, как будто кого-то опасается. Сучок птицу не выдержал, как треснет, пчёлы проснулись, тревогу подняли, стали жужжать да к бою с медведем готовиться. Мишка испугался, шарик бросил и прямо на полянку под дерево свалился («Винни-Пух»). А там Воробей грибы собирает, чтобы Блину для готовки отнести («Крылатый, Мохнатый да Маслёный»). Удивился Воробей: «Ты что, Косолапый, летать учишься?» «Да нет, - говорит Винни-Пух (а это был он, - это я за мёдом на дерево лазил. Хочешь, покажу тебе, где большая морковка растёт, которую крестьяне целой деревней вытащить не могут?» Очень Воробью такой морковки захотелось («Большая морковка»). Пошли они лесом. Навстречу им черепаха, в которую превратилась бессердечная дочь больной матери («Три дочери»). А за нею Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф спешат. Черепаха бежит, что есть мочи, «Плюх пришёл! – кричит,- спасайся, кто может!» («Плюх пришёл»). Услыхали это звери и разбежались кто куда, поросята от страха даже о хвостах забыли, только на следующий день на раздачу пришли да самые маленькие крючочки только ухватить и успели. Так по сей день с ними и ходят.

С тех давних пор много времени прошло, ещё больше воды в реке утекло, но каждый год собираются герои нашей сказки вместе, вспоминают о том, что с ними произошло, придумывают новые истории. Но об этом в другой раз.

• Изобразите превращение Айоги в лебедя.

11. Сказка «Дудочник и автомобили».

• Ввести нового героя: инопланетный корабль.

• Как бы вы разрешили создавшуюся ситуацию?

• Дудочник, когда его стали ругать прыгнул в волшебную реку и стал великаном. Что было дальше?

• Придумай загадку о дудочке:

Например, деревянная, но не карандаш,

дырявая, но не дуршлаг,

вытянутая, но не палка.

12. Русская народная сказка «Хаврошечка».

• Хаврошечка злая-презлая. Как пойдут дела в сказке?

• Кем на самом деле была Коровушка?

• У хозяйки была ещё одна дочь – Четырёхглазка. Как бы это обстоятельство могло изменить ход повествования?

• Придумайте способ быстро усыпить дочерей мачехи. Покажите его.

13. Сказка «Фея».

• Придумай новое название.

• Составьте две мнемотаблицы (младшая и старшая дочери). Сравни их.

• Придумай новый конец – исправь последнее предложение.

• Показать, как девушки поили фею водой.

14. Сказка «Волшебный барабан».

• Придумать барабану новое волшебство: например, когда он начинал играть, все засыпали, появлялось чувство голода, начинали чесаться, прыгать и квакать, как лягушки и т. д.

• Какие добрые дела сделали бы вы с помощью барабана?

• Придумать загадку о барабане:

Например, стучит, а не молоток,

будит, а не петух,

командует, а не командир.

• Изобразить спящий и играющий барабан (индивидуально, а затем в группе).

15. Сказка «Хитрый Буратино».

• У Буратино от вранья вырастали ноги, руки, уши и т. д. Развить сюжет.

• Придумать загадку о Буратино:

Например, деревянный как карандаш, рисующий на бумаге

непослушный как обезьянка, прыгающая по дереву

длинноносый как аист, поджидающий лягушку.

• Вспомните сказку о Буратино и покажите, как он постепенно оживал. (Отрывок лучше прочитать перед заданием).

• Дать Буратино новое имя, отражающее черты его характера. (Например, Вчужиеделаноссовалка, Вралка и т. п.).

16. Сказка «Винни-Пух и все-все-все».

• Придумайте объявление для газеты о пропаже хвоста.

• В гости к Ослику пришла Красная Шапочка и решила помочь искать хвост. Как она это будет делать?

• Весь лес отправился на поиски хвоста и нашёл два штуки. Как быть Иа?

• Мимический этюд: Иа до и после того, как хвост нашёлся.

17. Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».

• Придумайте загадки о персонажах сказки:

солнышко круглое как оранжевый апельсин

горячее как утренний кофе

огромное как наша любовь к маме

улитка рогатая как бодающаяся корова

медлительная как спешащая черепаха

большая как спелое яблоко

сорока болтливая как работающий телевизор

чёрно-белая как зимний пейзаж

быстрая как испуганная мышка

заяц,

утка,

ёж

цыплята

• Составьте мнемотаблицу.

• Придумай новое название сказки.

• Изобразите героев сказки так, чтобы окружающие могли догадаться, кто они.

18. Украинская народная сказка «Колосок».

• Придумать загадку о петушке:

со шпорами, а не кот в сапогах,

будит всех, а не будильник,

разноцветный, но не радуга.

• Как мышатам выпросить прощения у Петушка?

• Представьте, что колосок величиной как дом. Что делать?

• При помощи мимики и жестов покажите жизнь колоска от зёрнышка до пирога.

Работа со сказкой превратилась в увлекательное путешествие по страницам любимых произведений.

Публикации по теме:

Ежедневное планирование воспитательно — образовательной работы в старшей группе по теме: «Эхо войны». Цели: Продолжать воспитывать патриотические чувства, побуждать детей уважительно относиться к подвигам наших соотечественников во время.

Календарное планирование работы в старшей группе компенсирующей направленности по теме недели «Транспорт» Календарное планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности ТЕМА НЕДЕЛИ: «Транспорт».

Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе «Здоровые ножки» Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе «Здоровые ножки» Воспитатель:Курмашова А. К. 2015 г. Пояснительная.

Перспективное планирование кружковой работы в старшей и подготовительной группе Пояснительная записка. Художественное вязание крючком, как вид декоративно-прикладного искусства художественно-эстетического направления.

Перспективное планирование работы по ПДД в старшей группе Перспективное планирование работы по ПДД в старшей группе Сентябрь ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1. 1. Познавательное занятие «Красный, жёлтый,.

Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ № 5 НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД. (это таблица) Изучение семьи ребенка и ее потребности. Психолого-педагогическое.

Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 комбинированного вида Красносельского района Санкт – Петербурга.

Планирование образовательной работы на неделю в старшей группе по теме «Осень» Вторник 13 сентября Тема: «Осень» Цель: Расширение представлений детей об осени Взаимодействие с родителями: Рекомендации родителям обращать.

Планирование работы с родителями в старшей группе Сентябрь 1. Папка-передвижка «Осень». 2. Памятка для родителей «В каких продуктах живут витамины!» 3. Индивидуальные беседы с родителями.

Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на тему «Рыбы» Время Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование работы со сказкой в старшей группе
Опубликовано: 25 декабря 2016 в 08:09
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД