МААМ-картинки

Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников

Ольга Хохлова
Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников

Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников

Опыт психолого-педагогической социализации дошкольников на примере ФГК ДОУ № 145

В период детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение – это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Поступление в ДОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как ребенок адаптируется в детском саду, будет зависеть его социализация на данной ступеньке.

Публикация «Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников» размещена в разделах

Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути.

Поэтому дошкольное учреждение должно быть территорией психологической безопасности.

С целью создания благоприятных условий для становления личности ребенка процесс образования должен строиться с учетом принципа преемственности знаний и последовательности развития.

В своей педагогической работе с детьми дошкольного возраста я сделала акцент на проблеме полоролевой социализации и специфике воспитания детей разного пола.

Полагаться на то, что мальчик вырастит настоящим мужчиной со всеми мужскими качествами, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не могут возникнуть сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое лучше начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Задачи полового воспитания направлены в основном на укрепление семьи. Ранние впечатления ребенка почти полностью связаны с семьей, и именно в ней определяется направление личностного развития. В нашей культуре именно родители, и особенно матери, находятся в теснейших взаимоотношениях с детьми.

Поэтому подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания личности. Важной проблемой является выявление роли сверстников в процессе полоролевой социализации, особенно в дошкольном возрасте.

Процесс полоролевой социализации дошкольников не ограничивается восприятием своего сходства с представителями того же пола, и постепенного обогащения и обобщения представлений о половых ролях. В него входит формирование типичных для пола интересов. Особенно ярко эта разница проявляется в сюжетно-ролевых играх.

В своих наблюдениях я отметила, что дети старшего дошкольного возраста очень часто в игре предпочитают выбирать роли соответствующие их полу. Мальчиков привлекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, героизма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т. п. Девочек – роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца, т. е. профессии по которым преимущественно работают их родители.

Как показывают наблюдения и многие работы отечественных исследователей, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки же предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», больницу, детский сад, магазин. Эти различия отчетливо видно в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм. При беседе с детьми я выявила, что многие мальчики считают, что девчоночьи игры, например, игры семейной тематики, «плохие» и в них не положено играть мальчикам. Девочки, в свою очередь, таким же образом думают об играх мальчиков: для большинства девочек зазорно, да и неинтересно играть в любимую мальчишечью игру – «войнушку».

В дошкольном детстве начинают формироваться и различия в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются в тематике не только их игр, но и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности.

Сказываются и половые предпочтения в музыке: девочки любят больше лирическую музыку, а мальчики, как правило, предпочитают бравую маршевую.

Мы все знаем, как дети обожают сказки, детские мультфильмы, но и мальчики выбирают, в свою очередь, книги и фильмы про войну, про подвиги.

Так как наше дошкольное образовательное учреждение находится на территории военного городка, то в большей степени мы делаем уклон на нравственно-патриотическое развитие детей. Военная тематика преобладает в использовании большинства методов и приемов при социализации дошкольников.

Многие педагоги считают, что военные игры, для воспитания мальчиков, чаще всего вызывают агрессивность, жестокость, и не замечают, что эти игры носят героический характер, и это больше всего привлекает мальчиков к игре. Закаливание мальчика-дошкольника настоящими мужскими трудностями еще ему недоступно, а военная игра предоставляет богатейшие возможности для того, чтобы ребенок почувствовал себя смелым и сильным, отважным и благородным. В свое время принимались специальные постановления по запрещению военных игрушек, и дети заменяли ружье на палку.

В настоящее время многое изменилось. Наш детский сад производит закупки игрушек на военную тематику в большом количестве. На мой взгляд, прямое запрещение военных игр не дает позитивных воспитательных результатов: дети начинают обманывать воспитателя, например, убеждая его, что они играют не в войну, а в индейцев.

Военные игры при соответствующем руководстве взрослого могут стать важным средством социализации, воспитания основ мужественности: в них мальчики учатся смелости, выдержке умению преодолевать трудности.

В исследовании, при проведении сюжетно-ролевых игр, старшего дошкольного возраста выявилось, что мальчики, в большинстве случаев, называли роли военных, а девочки роль мамы. Это указывает на ориентировку мальчиков – общественные роли, а девочек – семейные роли.

Специальный разговор с мальчиками о военных играх, о том, почему они их любят, показал, что мальчики проявили большую заинтересованность в теме беседы и отвечали на вопросы очень эмоционально. Свою любовь к играм военной тематики они объясняли тем, что у них родители военнослужащие, любят стрелять и ловить бандитов.

Мальчики в своих ответах говорили, что когда вырастут, то обязательно будут «солдатами», «пограничниками», «полковниками», «командирами». А когда их спрашивали, играют ли они в войну с девочками, практически все мальчики ответили отрицательно. Многие выражали недоумение по этому вопросу: «Девочки же не умеют стрелять и быть солдатами».

Таким образом, проведенное исследование показало наличие существенных различий в игровых интересах мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.

При анализе ценностных ориентаций девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, мною использовалась методика «Волшебный цветок».

Весь эксперимент был построен так, что помогал дошкольнику, который активно действовал в нем, войти в сказочную ситуацию и принять инструкцию. Некоторые дети, проверив, что цветок действительно волшебный, даже спрашивали: «А это на самом деле волшебный цветок?», «А мои желания поправдошному сбудутся?».

Большинство детей очень серьезно воспринимали инструкцию и пунктуально выполняли ее: каждый раз, когда отрывали лепесток, повторяли стихотворное заклинание и поочередно высказывали все четыре пожелания. Причем, как правило, было видно, что ребенок думает, прежде чем сказать. Только одна девочка отказалась от третьего и четвертого пожелания. Я попыталась ее простимулировать, предложила ей чего-нибудь пожелать для папы и мамы, девочка хмуро ответила: «Ничего им не нужно, у них и так все есть». Как выяснилось позже, в этом ответе, выразилась обида девочки на родителей, которые в связи с рождением младшей дочери, стали уделять ей мало внимания.

Анализ содержания пожеланий детей старшего дошкольного возраста в исследовании, с применением методики «Волшебный цветок», сравнение особенностей желаний мальчиков и девочек показывают, что в наибольшей степени различия интересов детей разного пола выявились в бытовой сфере, а также в выборе игрушек. Первое можно объяснить, по всей вероятности, большей близостью девочек в семье, быту, чем мальчиков, а в дальнейшем большей приспособленностью женщины по сравнению с мужчиной к быту. У девочек также проявился больший, чем у мальчиков, интерес к сфере отношений и общения.

Главное в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста – формирование начал мужественности и женственности и первых идеалов семейных отношений, а также социализации дошкольников, умения доброжелательно взаимодействовать с представителями другого пола, в частности, приобретение первого опыта трудового сотрудничества мальчиков и девочек.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников «Опытно – экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников» 1. Слайд Современные дети живут и развиваются.

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольникаСюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Гурьевска» Инклюзивное.

Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности АктуальностьМодернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное,.

Исследовательская деятельность как залог успешной социализации школьника Мир скоротечен. Это обуславливает ускорение темпа социальной жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму, умение оптимизировать.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка» В семье подрастает малыш. Ему уже год, полтора. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Теперь.

Проект «Духовно-нравственное воспитание как одна из форм социализации дошкольников в современном мире» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 19 «Василёк» городского округа «город.

Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей. Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Игра - основной.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации Пояснительная записка Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников
Опубликовано: 18 марта 2018 в 12:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД