Папки-передвижки

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации

Наталья Збарская
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации

Пояснительная записка

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Публикация «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации» размещена в разделах

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

• Формировать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о предметном и природном окружении.

• Познакомить детей с экспериментально-исследовательской деятельностью, путем включения их в мыслительные и преобразующие действия.

• Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи Совершенствовать восприятие, активно включая все органы чувств.

• Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей)

• Расширять экспериментально-исследовательскую деятельность детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия;

• Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей интереса, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

• Изучение научно-педагогической литературы;

• Разработка перспективных планов;

• Создание предметно-развивающей среды в группе;

• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

• Обобщение опыта работы по самообразованию.

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

2. Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по данной теме.

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Помощь родителей в сборе оборудования и материалов для уголка экспериментирования.

Тематическая фотовыставка для родителей: «Мы маленькие исследователи».

Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания у детей интереса к экспериментированию».

Папка передвижка «Занимательные опыты для детей».

Мини отчет воспитателя из опыта работы на родительском собрании с презентацией.

План реализации программы по самообразованию

Дата Формы и методы работы с детьми Интеграция образов-ных областей Работа с родителями Литература Примечание

Сентябрь Изучение литературы по теме: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации»;

Диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»;

Изготовление картотеки опытов и экспериментов;

Пополнение уголка экспериментирования. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Помощь родителей в сборе оборудования и материалов для уголка экспериментиро

вания «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Октябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Свет, цвет;

Вода.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Тематическая фотовыставка для родителей:

«Мы маленькие исследователи»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Ноябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Вода.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Декабрь Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Человек. Рукотворный мир. Преобразование.

Вода.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса у детей к экспериментированию» «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Январь Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Вода;

Свойства материалов.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Февраль Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Свойства материалов ;

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Март Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Воздух.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Папка передвижка

«Занимательные опыты для детей»

Мини отчет воспитателя из опыта работы с презентацией. «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Апрель Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Растения как живые организмы: рост, потребности размножение;

Свет.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Май Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Вода;

Воздух;

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.

Итоговая диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»; «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1. Безопасность для жизни и здоровья детей;

2. Достаточность;

3. Доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

Собственной активности ребенка.

Активности, стимулируемой взрослым.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей;

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие;

Таким образом, экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Список литературы:

1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

2. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2004 год.

4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

6. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Гурьевска» Инклюзивное.

Консультация для воспитателей на тему «Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям ДС» Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада. Процесс адаптации важный момент в жизни каждого.

Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Воспитатель: Гнатюк Н. В. Слайд №2 Предметно-развивающая.

Развитие коммуникативных способностей как условие для социализации дошкольников с ОВЗ Важной составляющей существования человека в обществе является речь: речь – это средство познания мира, выражения деятельности сознания.

Семинар-практикум для педагогов «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению» Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда! Конфуций «Здоровье является высшей ценностью.

Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности» Тема: Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности. Цель: создать условия для формирования.

Статья на тему Личность воспитателя как ключевое звено успешной социализации детей в ДОУ Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях является одной из важных и обсуждаемых.

Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей. Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Игра - основной.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 13:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД