Получи документы

Познавательно-информационный проект «Край, в котором мы живём» (старшая группа) (4 фото)

Ольга Педченко
Познавательно-информационный проект «Край, в котором мы живём» (старшая группа)

Край, в котором мы живём

Актуальность:

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка – с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, родного посёлка, края, страны. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.

Публикация «Познавательно-информационный проект „Край, в котором мы живём“ (старшая группа)» размещена в разделах

Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живёт.

Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Воспитание любви и уважения к родному посёлку является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Основа проекта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре края, воспитание интереса и любви к малой родине.

Проблемная ситуация:

В процессе беседы с детьми о нашего края, детям стало интересно, чем же наш край отличается от других?

Тип проекта :

Познавательно-информационный

Сроки реализации:

Краткосрочный (март - апрель)

Участники проекта :

Дети старшего возраста, родители, воспитатели.

Цель:

Продолжать формировать представления детей о родном крае.

Задачи:

1. Расширять знания детей о родном крае, о растительном и животном мире, о природных условиях, о своеобразии жизни коренных народов Севера (жилище, одежда, труд, традиции).

2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю на основе приобщения к народной культуре и традициям.

3. Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, творческие способности детей.

4. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к традициям и обычаям других народов.

Предполагаемый результат:

У детей будут сформированы:

- представления родном крае (городе, растительном и животном мире, жизни народов Севера.

- чувства любви к своему родному краю, городу.

Этапы реализации проекта :

I этап

Подготовительный

Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме.

II Этап

Разработка проекта

Составить план реализации проекта.

Подобрать иллюстрированный материал по данной теме.

Организовать предметно-развивающую среду по теме проекта.

Разработать дидактические игры и обучающие пособия.

Разработать консультации для родителей.

III Этап

Реализация проекта

Виды деятельности Содержание Сроки реализации

Познавательно -исследовательская деятельность Беседа «Мой край»

- Выявить знания детей о родном крае, городе. Выяснить темы которые заинтересовали детей.

Март

НОД по ФЦКМ «Растительный мир нашего края»

Программное содержание: Расширять представления детей о растениях нашего края, их характерных особенностях. Развивать слуховое внимание и восприятие, познавательный интерес к окружающей природе.

Рассматривание альбома «Наш любимый Мегион»

- Закреплять зрительное представление о нашем городе, его достопримечательностях, инфраструктуре и т. д. Развивать зрительную память и восприятие.

Апрель

НОД по ФЦКМ «Коренные жители Севера»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с жизнью коренного народа, их культурой и традициями. Развивать слуховое внимание и память, восприятие, познавательный интерес. Воспитывать уважительное отношение к малочисленному народу Севера.

Рассматривание альбома «Жители Югры, ханты и манси»

- Закреплять представления детей о жизни коренных народов, их одежде, быте, и т. д. Развивать зрительное внимание и восприятие.

Рассматривание альбомов «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Водоёмы нашего края»

- Закреплять знания детей о растительном и животном мире нашего края, о водоемах и их жителях. Развивать зрительное внимание, любознательность.

Март

Коммуникативная

деятельность Беседа: «Наш край Югра»

- Расширять знания детей о родном городе, крае. Познакомить с символикой края : флаг, герб. Развивать желание узнать что-то новое и интересное.

Март

Беседа «Животные нашего края» (рассматривание иллюстраций)

- Расширять знания о диких животных, учить детей составлять небольшой рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о внешнем виде животного и его повадках. Воспитывать у детей умение слушать друг друга.

Беседа «Коренные жители Севера»

- Продолжать знакомить детей с жизнью коренного народа, их культурой и традициями. Развивать диалогическую речь, познавательный интерес. Воспитывать уважительное отношение к малочисленному народу Севера. Апрель

Восприятие художественной литературы и фольклора Стихотворения В. Козлов "Страна Мегиония", "Голуба - душа лесная", "Буквой "М"; Л. Такташева «Чудесная планета»

- Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе. Воспитывать чуткость к художественному слову. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Сказки «Народа ХМАО»

Т. Чучелина «Сказки Югры»

Хантыйская сказка «Медвежья трава», «Кукушка»

Мансийская сказка «Гордый олень», «Про северный ветер»

- Продолжать развивать интерес детей к сказкам народов Севера. Учить передавать свое отношение к поступкам героев. Воспитывать художественно-эстетическое восприятие.

Март-Апрель

Двигательная деятельность Подвижные игры народов Севера:

«Снежная карусель»

- Учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе

«Пастухи и олени»

- Развивать ловкость, глазомер

«Охотники и куропатки»

- Закрепить умение бросать мяч, развивать глазомер, ловкость,

«Нарты и сани»

- Прыжки через бумы с ноги на ногу

«Ручейки и озера»

- Закрепить умение двигаться змейкой, быстро организовывать круг.

Март - Апрель

Изобразительная деятельность Рисование «Улицы моего города», «Жители Севера», «Герб», «Флаг».

- Закреплять ранее освоенную технику рисования. Развивать творческие способности детей. Воспитывать художественно-эстетическое восприятие.

Аппликация (коллективная работа) «Моя родина - Югра»

- Закреплять умение детей аккуратно приклеивать изображение, используя салфетку. Развивать творчество детей. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

Март-Апрель

Музыкальная деятельность Разучивание песни «Мы поехали в тайгу»

- Закреплять слова песни. Развивать слуховое внимание, певческие навыки. Апрель

Игровая деятельность Сюжетно - ролевая игра «Рыбалка»

- Формировать у детей умение подбирать необходимые атрибуты, обустраивать место для игры, согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Учить передавать в игре знакомые действия.

Творческая игра «Охотники»

- Активизировать воображение детей, развивать умение ярко и эмоционально окрашивать этюд

Март-Апрель

IV Этап:

Защита и презентация проекта.

Работа с родителями:

• Консультация «Воспитание у дошкольников любви к родному краю»

• Изготовление различных поделок по теме проекта.

• Изготовление альбомов «Наш любимый Мегион», «Животный мир ХМАО», «Растительный мир нашего края», «Водоемы нашего края».

• Презентация проекта.

Список литературы:

1. Н. В. Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. – М. УЦ «Перспектива», 2011г. – 296 с.

2. Таисия Чучелина «Сказки Югры» Москва 1995

3. Лукина Н. В. «Народы Северо-Западной Сибири», Томск 2002

4. Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. «Мансийские орнаменты» Просвещение 2001

5. Харамзин Т. Г., Хайрулина Н. Г. «Традиционный уклад и образ жизни обских угров» Москва, «Икор» 2002

6. Мещ В. А. «Здравствуй Югра!» Ханты – Мансийск 2000

Приложение:

Конспект занятия НОД по ФЦКМ «Югра — наш край родной»

Программное содержание: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края - Югре. Обобщить и систематизировать знания детей о хвойных и лиственных деревьях; продолжать учить различать и называть (классифицировать) животных и птиц; учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей. Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь. Учить элементарным мыслительным операциям. Научить различать экологические знаки. Воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут; прививать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать навыки поведения в природе.

Предварительная работа: Экскурсия в музей, в уголок хантыйской культуры; рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома «Мой край», «По страницам Красной книги ХМАО».

Демонстрационный материал и оборудование: аудиозапись («Хантыйская мелодия», «Пение птиц», магнитная доска; хантыйский национальный костюм, берёза «Желаний», разноцветные ленточки, талисманы; 2 обруча, 3 корзинки, кедровые, еловые и сосновые шишки.

Методические приё мы: рассказ, беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций «Сибирская тайга», дидактические игры «Птицы», «Дикие животные», «Деревья»; плакаты.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

- Ребята, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

- Ребята, скажите в каком городе мы с вами живём? Как называется наш округ? (В городе Мегионе, Ханты-Мансийский автономный округ.) Молодцы, правильно.

- Ребята чем богат наш рай? (Ответы детей)

- Да, действительно, наш край богат нефтью, а так же озерами, болотами и лесом - тайгой. Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб.

- Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (ханты и манси.) Люди пока не нашли в нашем Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством (рисунок с изображением коренных жителей Югры).

2. Сюрпризный момент:

Звучит хантыйская мелодия. Стук в дверь, входит помощник воспитателя в хантыйском национальном костюме.

Хантыйка Энны:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем. В красивом городе вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, жить в тайгу. Сегодня я вас приглашаю в гости, в лес - тайгу. Вы согласны? (Да) .

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Давайте, повторим это слово - тайга. Как же мы попадём туда?

(На поезде, самолёте, вертолете, пешком) .

- Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправляемся в путь!

(Дети, «на лыжах» отправляются до столов, где застелена белая скатерть. Ширма оформлена изображением зимнего пейзажа леса.)

Ребенок:

Здравствуй, лес,

Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы – свои!

Хантыйка Энны:

- Снимайте лыжи и садитесь на лесной поляне удобнее.

3. Знакомство тайгой:

- Ребята, просмотрите, сколько здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге. Скажите, что такое тайга? (Тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья)

- Какие деревья называют хвойными?

(Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки).

- Назовите хвойные деревья.

(Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник).

- А какие лиственные деревья вы знаете?

(Береза, осина, рябина, тополь, клен).

- Ребята, давайте, в 1 обруч мы соберем хвойные деревья, а во второй – лиственные деревья.

4. Игра: «Хвойный и лиственный лес». Дети по команде разкладывают отдельно хвойные и лиственные деревья в обручи.

Хантыйка Энны:

- Молодцы, ребята, как вы много знаете о деревьях. Лес – это наша родная природа. Мы должны оберегать наши леса! А вот дерево кедр растет только в наших лесах. Ханты считают это дерево - священным деревом. Кедр – считался символом мужества и вечности. Поэтому люди верили в его могущества. Они верили в то, что первое дерево, которое появилось на земле – это кедр. Они думали, что давным – давно жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба, люди были маленькими. Людям было холодно, они болели. Это Северный Старик - Болезней зло рассыпал. Больно было деревьям на людей смотреть. Корни свои мощные из - под земли вытащили и в сторону Севера на защиту людей пошли. Не выдержал Северный Старик Болезней - отступил. Но кедрам отомсти – заколдовал их. С тех пор, если человеку плохо – кедр чувствует…»

5. ФИЗМИНУТКА

«Утром мы в тайгу пошли

Шишки там, в лесу нашли.

Наклонялись, собирали

Ни одной не растеряли».

- Скажите, ребята, с каких деревьев эти шишки? (Показывает шишки сосновые, кедровые и еловые шишки.)

6. Игра "Собери шишки" Дети собирают шишки в разные корзинки, кедровые в одну, еловые во вторую, сосновые в третью.

- Ребята, садитесь на свои места.

Звучит аудиозапись «Пение птиц».

- Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.

Дети закрытыми глазами слушают пение птиц. В это время на магнитную доску вывешиваются картинки птиц.

- А теперь, откройте глаза. К нам прилетели птицы. Назовите, какие птицы сидят на деревьях?

(Сорока, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел).

- Давайте, ребята, поиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы». Сейчас вы по одному подойдете к столу, возьмёте одну карточку, внимательно рассмотрите птицу, и определите какая это птица: перелётная или зимующая.

7. Игра «Перелетные и зимующие птицы».

Дети определяют и прикрепляют на магнитную доску птиц по группам.

Хантыйка Энны:

- Ребята, а вы знаете, какие дикие животные живут в тайге?

(Медведь, заяц, белка, волк, лось, олень, кабан).

- Молодцы! Вы любите отгадывать загадки? Давайте, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать их.

1. У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки.

(Белка)

2. Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета.

(Заяц)

3. Какой зверь опасный

Ходит в шубке рыжей,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

(Лиса)

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

5. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду красавец, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

(Рысь)

6. На реке строитель первый.

Валит лес без топора,

На глазах растет плотина.

Что за мастер, детвора?

(Бобер)

7. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежную тайгу.

(Олень)

- Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя.

8. Знакомство с пословицами:

- Люди сложили много пословиц о лесе. Давайте, запомним их.

1.«Лес – богатство страны».

2.«Лес – богатство и красота – береги свои леса».

3.«Много леса – не губи,

Мало леса – береги

Нет леса - посади».

4. «Люби лес, люби природу –

Будешь мил всему народу!»

Хантыйка Энны:

- А ещё народы Севера считают березу кусочком небесной жизни. Берёза - это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки. Но мне пора в путь - дорогу. До свидания, ребята!

- До свидания, Энны! Спасибо тебе большое! На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.

9. Итог занятия:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Кто к нам пришла в гости?

- Что вам понравилось больше всего?

- Мы с вами узнали много нового из нашего путешествия по Югре? Вам понравилось путешествие в тайгу? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы! И я вам дарю вот эти амулетики, надеюсь, вы будете защитниками нашей Матушки-природы!

Игра с кольцами «Кусанг юх»

Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.

Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.

Перетягивание палки «Талты юх»

Два игрока садились на пол или на

Познавательно-информационный проект «Край, в котором мы живём» (старшая группа)

землю напротив друг друга и,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.

ФОЛЬКЛОР

Народные пословицы про природу Югры.

• Добрый лес. Весной веселит. Голосами птиц говорит.

• Волшебный лес. Летом холодит. Комарами звенит.

• Осенью лесными дарами одаряет. Грибами, ягодами угощает.

• Зимой согревает, от вьюги, снега защищает.

• Зима пройдет – и снег сойдет.

• Северное сияние красиво играет, да не греет.

Народные пословицы о народе Севера.

• Если человек – гость издалека, ты ему скажи: «Вот моя рука!»

• Тот настоящий человек, кто не ленится целый век…

• Кто в дверях подошел в дом войти.

• Оленя узнаешь в упряжке, а человека в промысле.

• Если среди смелых растешь сам будешь смелым.

• Сам песец в мешок не полезет.

• С хорошим человеком и без чума тепло.

• Душистой ухи отведаешь – сильным станешь.

• По следу оленьему веселье не гаснет.

• Хозяином будешь – любой край полюбишь, своим домом назовешь.

• Сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела.

• Ни вода рыбака кормит, а сети.

• Легким трудом не проживешь, человеком не будешь.

Фото «Край, в котором мы живём»
Познавательно-информационный проект  (старшая группа) - фото
Фото №1 От того как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка во многом зависит всё его последующее развитие
Публикации по теме:

Конспект по познавательной деятельности «Дом, в котором мы живём» (соответствует ФГОС до) Тема: “Дом, в котором мы живём” Цель: обобщение знаний о строительных профессиях, материалах, из которых строят жилища. Программные задачи:.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Край, в котором я живу» Тема : «Край, в котором я живу» Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения города, его достижениями, архитектурными.

Конспект занятия в старшей группе «Край, в котором мы живём» Тема: «Край, в котором мы живём» Цель: Совершенствовать знания о родном крае; Учить, грамотно отвечать на вопросы; Способствовать развитию.

Конспект занятия «Мир, в котором мы живём» Мир, в котором мы живём Программное содержание: – сформировать у детей представление о мире, о странах мира, о России, о себе как о полноправных.

НОД «Наш округ, в котором мы живём» (подготовительная группа) Цель: познакомить детей с административным округом, в котором они живут (Центральным, его основными промышленными предприятиями, улицами,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект: «Край, в котором мы живём» Развитие нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем через проектную деятельность.

Познавательно-информационный творческий проект «Вот моя станица-вот мой дом родной» Там где реки несут свои воды, А в полях созревают хлеба, Есть красивое место в природе- Роговская станица моя. Мы клянемся, как верные дети,.

Проект «Край, в котором мы живем» Пояснительная записка Представляю опыт своей работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной. Направление работы было выбрано не случайно,.

Проект «Край, в котором мы живем» Автор проекта: Михнёва И. Н. - старший воспитатель 1-й кв. категории Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты,.

Стенгазета во второй группе раннего возраста «Дом, в котором мы живём»Стенгазета во второй группе раннего возраста «Дом, в котором мы живём» С детьми младшего возраста довольно трудно создать творческую работу, однако, используя такие техники, как аппликация, пластилинография,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-информационный проект «Край, в котором мы живём» (старшая группа)
Опубликовано: 3 сентября 2016 в 12:08
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД