Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде…»

Светлана Юрьевна Школьная
Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде…»

«Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»

Жан Жак Руссо

Пояснительная записка:

И мы, взрослые, стараемся придерживаться этой истины.

Мы любим всё красивое, ведь «Красота спасёт мир».

Мы любим всё яркое, душистое, вкусное.

Мы нюхаем цветы и любим розовый цвет; мы гладим траву и наслаждаемся её изумрудной зеленью; мы обожаем воду и с удовольствием окунаемся в мир прохладной, густой синевы реки, моря, океана…

Мы – люди планеты Земля, самого прекрасного Цветного Дома во всей Вселенной…

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Во саду ли, в огороде…“» размещена в разделах

Мы знаем и узнаём свой земной дом вновь и вновь, храним и безжалостно используем главную его тайну – природу.

У нас есть бесценное человеческое богатство – наши дети. Мы пытаемся подружить их с окружающим миром, научить их жить в гармонии с собственным «инь» и «янь».

Влияние окружающей среды на развитие ребёнка огромно. Чем глубже ребёнок познаёт таинства жизни, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навык активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию эстетического восприятия действительности и гуманного отношения к природе.

Актуальность темы:

Деятельность экспериментирования способствует возникновению у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, который посредством опыта анализирует ситуацию, обследует предмет или явление, делает собственное умозаключение.

Основной задачей нас, взрослых, является способность поддержать и развить в ребёнке интерес к новым исследованиям, любопытным открытиям своих маленьких «научных» тайн; создать необходимые для этого условия. Мы считаем, что для детей дошкольного возраста – экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, изучив познавательные интересы детей нашей группы, нами был разработан познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде», который направлен на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы познания мира на основе организации поисково-исследовательской деятельности.

Цель проекта:

1. Создание условий для познания детьми-дошкольниками окружающего мира; формирование экологической культуры ребёнка; развитие всех сторон его речи; проявление творческих способностей личности маленького человека в процессе реализации проекта.

2. Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.

3. Воспитание чувства общности детей в группе и навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; стремление участвовать в общем деле, добиваться результатов и использовать их в ежедневной практике.

Задачи проекта:

1. Обогащать и расширять представления детей о растениях:

а) условиях роста и развития;

б) способах выращивания;

в) сравнениях семян и всходов;

г) анализе процесса ухода;

д) моделировании конечного результата.

2. Развивать разговорную речь, составляя описательные рассказы о растениях; активизировать словарь пословицами, поговорками, загадками, фенологическими наблюдениями, народными приметами, стихами, словесными, дидактическими, подвижными и хороводными играми, сказками, малым речевым и песенным фольклором.

3. Воспитывать любознательность, наблюдательность,

творческую активность через продуктивную деятельность.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ:

для ДЕТЕЙ:

сформированность представлений о растениях;

приобретение первоначальных навыков экологически грамотного отношения к окружающей среде;

развитие познавательного интереса к природе;

вовлечение в продуктивную деятельность;

совершенствование коммуникативных навыков взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

для РОДИТЕЛЕЙ:

умение понимать своего ребёнка, шире познавать его интересы, склонности, способности; стремление помочь ему адаптироваться в социальном мире, сделать его жизнь интересной и насыщенной;

повышение уровня экологической культуры;

активное участие в жизни МБДОУ.

для ПЕДАГОГОВ:

повышение теоретического уровня и профессиональности специалиста;

внедрение инновационных технологий;

личностный и профессиональный рост;

самореализация.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

упаковочное оборудование:

посадочные ящики, стаканчики, ячейки, формы, бутылки;

почва, песок, торф, сфагнум, вода;

садовый инвентарь: детские грабли, мотыги, совочки, вёдра, лейка, деревянные палочки, стойки и шпагат для шпалеры;

семенной материал овощных, цветочных, лекарственных растений;

корнеплоды моркови, свёклы, лук и чеснок.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатели, родители.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 2 месяца.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

*Игры-путешествия: «Что растёт на грядке?», «Знакомство с аптекарским огородом», «Как у нас на клумбе расцвели цветы»;

*Экскурсии в природу: «Растения нашего детсада», «Экскурсия в весенний парк», «Март пришёл с водою, апрель с травою, май-цветущим садом встречай!»;

*Словесные игры: «Садовник», «Цветик-семицветик», «Волшебный букет», «Красное, зелёное, жёлтое»;

*Дидактические игры: «1,2,3-своё растение найди!» «Узнай цветок по описанию», «Найди хозяина по семенам, плодам, ягодам», «Лекарственные травы», «С какой ветки детки?», «Вершки-корешки», «Овощехранилище», «Как растения передвигаются?», «Что где зреет?», «Овощная корзинка»;

*Сказки: «Пых», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Круть и Верть», «Как мужик и Медведь рожь сеяли», «Как волк научился хлеб есть»;

*Хороводные игры: «Овощи», «Варим-варим мы компот», «Пирог», «От зерна до каравая», «Хозяйка однажды с базара пришла…» «Огородная» «Хоровод в лесу»;

*Настольно-печатные игры: «Растение заблудилось», «Всё живое растёт», «Почитай и узнай: кто где живёт/в поле, на лугу, в саду, на огороде и т. д. /;

*Праздники, досуги, развлечения;

*Подвижные игры;

*Загадки, пословицы, поговорки;

*НОД;

*Информационные стенды для родителей по теме, консультации, анкетирование, родительское собрание.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Ознакомительный /подготовительный/.

2. Основной /решение задач/.

3. Заключительный /презентация/.

1) ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.

*Беседы с детьми /выявление уровня знаний детей о жизни растений/;

*Составление плана работы над проектом;

*Сбор материала для реализации проекта;

*Организация предметно-развивающей среды по теме проекта;

*Изготовление дидактических пособий.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

*Рассматривание иллюстрированного материала по теме проекта;

*Дидактическая игра «Золушка» /знакомство с селекцией семян овощных, злаковых, цветочных и лекарственных растений/;

*Заучивание пословиц и поговорок: «Дело мастера боится», «Сей овёс в грязь - будет овёс князь».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ.

*Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта /педагогами в МБДОУ, родителями в семье/;

*Домашние чтения детям художественной литературы по теме.

2) ОСНОВНОЙ ЭТАП.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.

*Беседы с детьми познавательного характера / «Мир овощных культур», «Как собирать лекарственные травы», «Цветочные семена»/;

*Организация предметно-развивающей среды по реализации проекта;

*Совместная продуктивная деятельность взрослых и детей: сев семян и посадка корнеплодов;

*Организация опытно-экспериментальной деятельности по росту и развитию культурных растений;

*Подготовка информации для родительских уголков;

*Организация фото выставки: «Не начавши думай, начавши делай» /селекционная работа: отбор, замачивание, проращивание семян на всхожесть/.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

*Игровая, двигательная;

*Участие в практической деятельности /подготовка земли, дренажа для сева семян, высадки корнеплодов/;

*Посев семян, посадка корнеплодов;

*Опытно-экспериментальная деятельность /совместно со взрослыми/: «Всё живое растёт, дышит, размножается, передвигается»;

*Заполнение «Дневника наблюдений за огородом на окне»;

*Заучивание пословиц и поговорок: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Пашню пашут, руками не машут».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

* «Семейное» выращивание зелёных витаминов дома на окне;

* «Сельхозработы» на даче, в деревне, на дворовой клумбе;

*Посильная помощь в подготовке открытого просмотра русской народной сказки на современный лад «РЕПКА».

3) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.

*Итоговая беседа: анализ исследовательской деятельности детей и взрослых по выращиванию рассады культурных растений;

*Представление опыта в виде экологического познавательно-исследовательского проекта «Во саду ли, в огороде»;

*Выставка фотоматериалов: «Огородники», «Цветоводы», «Народные целители»;

*Открытый просмотр НОД: русская народная сказка на современный лад «Репка».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

*ПРАЗДНИК ГРУППЫ: презентация познавательно-исследовательского проекта «Во саду ли, в огороде».

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологические уголки: «Дневник природы», «Дневник наблюдений», «Дружные огородники группы №4»;

3. Конспект открытого просмотра НОД, картотека дидактических игр, «Коллекция семян», иллюстрированный альбом «Лекарственные растения», «КРАСНАЯ КНИГА гр. №4»;

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, мультимедийная доска, музыкальный инструмент-гитара.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова л. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Мир растений,М. 2005.

2. Николаева С. Н. «Юный эколог» Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2003.

3. Тимофеева Л. Л. «Ребёнок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Творческий Центр, М. 2001.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2002.

5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир в котором я живу» Генезис, М. 2006.

ВЫВОД:

СЧИТАЕМ, что реализация экологического познавательно-исследовательского проекта «Во саду ли, в огороде» помогла нашим детям:

научиться познавать окружающий мир естественно-научным путём, расширять и обогащать свой кругозор, активизировать разговорный словарь;

чувствовать себя уверенным человеком, успешным в среде сверстников, любимым в своей семье, а значит счастливым в социуме, в мире дошкольной жизни.

ГЛАВНЫМИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПРОЕКТА СТАЛИ:

ведущая линия в содержании – приобщение детей к социальной действительности;

ведущее направление в воспитании – уважение к ребёнку с учётом особенностей его возрастного и индивидуального развития;

ведущее направление в обучении – опора на творческий потенциал ребёнка, на его высокую обучаемость.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:

целостный подход к развитию ребёнка;

интегрированный характер построения воспитательно-образовательного процесса;

учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка – на данном этапе соответствуют ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Ай да репка!» 1. Аннотация проекта: Тип проекта: познавательный - исследовательский, творческий. Участники проекта – дети 2 младшей группы «Фантазёры»,.

Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп» Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп» автор: Осипова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 16 «Петушок»" Тип.

Познавательно-исследовательский проект «О чём звенит колокольчик» Познавательно-исследовательский проект «О чём звенит колокольчик?». Цель: формировать у детей познавательную и исследовательскую деятельность.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» Актуальность темы проекта: Зимний огород на подоконнике – отличная возможность существенно обогатить педагогический процесс познавательно.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на участке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 30 «Золушка» Познавательно - исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Веселый огород»Познавательно-исследовательский проект «Веселый огород» Информационная карта проекта Название проекта - «Веселый огород» Автор проекта - Ершова Анастасия Вячеславовна Продолжительность проекта.

Познавательно-исследовательский проект «Эко-тропинки добрых дел»Познавательно-исследовательский проект «Эко-тропинки добрых дел» Одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства является охрана окружающей среды, Экологическая грамотность, бережное.

Проект «В огороде и в саду» Проект: «В огороде и в саду». Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: информационно-познавательный. Сроки реализации: 5 дней. Участники:.

Проект «Во саду ли, в огороде».Проект «Во саду ли, в огороде». Огород В огороде много гряд: Тут и репа, и салат, Тут и свекла, и горох. А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит круглый.

Проект «Во саду ли, в огороде» (для детей от 3 до 5 лет) Вид проекта: познавательно-творческий. Срок реализации проекта: краткосрочный проект (с 1.08 по 31.08) Участники проекта: дети, воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде…»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 21:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД