Приемы работы школьного логопеда над сложными предлогами с пространственным значением расположения: из-за и из-под

Елена Калинина
Приемы работы школьного логопеда над сложными предлогами с пространственным значением расположения: из-за и из-под

Дети, приходя в школу и имея общее недоразвитием речи, имеют очень ограниченный словарь, не понимающие значений даже многих простых слов, вследствие этого они испытывают большие трудности в употреблении слов с отвлечёнными значениями, особенно сложных предлогов. Для младшего школьника, имеющего в своём активном и пассивном словаре обозначения многих предметов и явлений окружающих его, в отличие от них служебные слова лишены предметного содержания и не используются в качестве самостоятельных слов.

В ходе моей работы у детей расширяется познавательная активность детей, развиваются как произносительные возможности, так и сокращаются ошибки в написании сложных предлогов на письме. Целесообразно проводить работу над сложными предлогами, над правильным их употреблением, использованием и правописанием их в предложении.

О. В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их в речи, замены встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И. Н. Садовникова также относит к аграмматизмам.

Дети часто заменяют сложные предлоги из-за, из-под заменяются предлогом из (выглянуло из тучи; выглянул из стула).

В коррекционно-логопедической работе с каждым предлогом на первом этапе отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. На втором этапе правильно их употреблять в активной речи. На третьем этапе отрабатывать правильное написание сложных предлогов.

В работе с детьми следует особо уделить внимание о представлении, о предлоге как отдельном слове и с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Ребёнку с общим недоразвитием речи свойственна трудность разделения речевого потока на какие-то отдельные элементы и вполне понятна. Ведь ему в потоке устной речи ему важно просто выразить только главную мысль, но не задумываясь над тем, из каких «речевых сегментов» она состоит.

Направления в логопедической работе над сложными предлогами:

• формирование представлений о смысловой значимости предлогов

• формирование навыка правильного употребления предлогов

• формирование знаний о предлоге как отдельном слове

• формирование правописания сложных предлогов

В работе над смысловым значением предлогов следует ставить следующие цели:

• развивать и уточнять пространственные представления, путем перемещения различные предметы в пространстве

определять расположение предмета (его изображения)

определять расположение предмета относительно другого

• узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры

• использование в письменной речи усвоенных предлогов

Предлагается последовательность изучения и правописания предлогов:

предлог из-под

• дифференциация предлогов из-под и под

• дифференциация предлогов из-под и за

предлог из-за

• дифференциация предлогов из-за и за

• дифференциация предлогов из-за и из

Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу следует дополнять правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.

Использование предложных конструкций целесообразно давать в глагольных словосочетаниях, так как от него зависит значение предлога и падежная форма существительного: выглядывает (откуда) из-под дивана; выбегает (откуда) из-за дома.

Использование сказок, игр, загадок, физминуток помогут школьному логопеду для работы над предлогами:

Физминутки

Тошка маму напугал:

Очень часто вылезал

Из-под кресла на полу,

Из-под вешалки в углу,

Из-под маленькой кроватки.

С кем же он играет в прятки?

Из-за лесу, из-за гор

Выезжал дядя Егор,

Его девушки любили

Кашей масляной кормили.

Игра «Прятушки»

Описание и инструкция: К нам прибежал щенок и хочет с вами поиграть в прятки. Щенок будет прятаться, а вы должны догадаться, откуда он выглядывает. (Щенок прячется за диван и выглядывает, а дети говорят: «Из-за домика, из-за стола и т. д.»)

Игра «Узнай, не ошибись»

Описание и инструкция: Друзья щенка услышали, как вы играете в прятки, захотели с вами поиграть тоже. Они спрятались, а вы постарайтесь их узнать и сказать откуда выглядывают. Кого видно из-за забора? (Из-за дерева видна лошадь.)

Составление и запись предложений с предлогом с опорой на схему.

Игра «Незнайкины ошибки»

Описание и инструкция: На доске записаны предложения с ошибками, а логопед просит найти ошибки и объяснить почему так надо писать.

Котенок вылез из скамейки. А Матюша вылез из стола. (Из-под стола.). А зайчик выпрыгнул изза куста. (Из-за куста).

Игра «Исправь Незнайку»

Описание и инструкция: Незнайка прислал нам письмо:

Берет Саша лейку. старенькой скамейки. А Люся вылезла. стола. Верно, кролик неспроста выскочил. моста.

Игра с мячом.

Описание и инструкция: Логопед бросает ребенку мяч и говорит ему, чтобы он заменил предлог под предлогом из-под (либо из-за)

Кошка забралась под стул (Кошка вылезла из-под стула); Белка спряталась под веткой; Божья коровка заползла под цветочек; Синичка залетела под козырек крыши.

Публикации по теме:

Консультация для начинающих учителей-логопедов «Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями» Нарушение в овладении предложно-падежных конструкций. Наиболее характерными ошибками у употреблении предложно-падежных конструкций дошкольников.

Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР. В зависимости от нарушений устной речи у детей с ОНР наблюдаются различные степени нарушений письма: от полной неспособности к усвоению.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Лексика
  • Осень
Автор публикации:
Приемы работы школьного логопеда над сложными предлогами с пространственным значением расположения: из-за и из-под
Опубликовано: 28 октября 2013 в 21:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...