Приемы работы школьного логопеда над сложными предлогами с пространственным значением расположения: из-за и из-под

Елена Калинина
Приемы работы школьного логопеда над сложными предлогами с пространственным значением расположения: из-за и из-под

Дети, приходя в школу и имея общее недоразвитием речи, имеют очень ограниченный словарь, не понимающие значений даже многих простых слов, вследствие этого они испытывают большие трудности в употреблении слов с отвлечёнными значениями, особенно сложных предлогов. Для младшего школьника, имеющего в своём активном и пассивном словаре обозначения многих предметов и явлений окружающих его, в отличие от них служебные слова лишены предметного содержания и не используются в качестве самостоятельных слов.

В ходе моей работы у детей расширяется познавательная активность детей, развиваются как произносительные возможности, так и сокращаются ошибки в написании сложных предлогов на письме. Целесообразно проводить работу над сложными предлогами, над правильным их употреблением, использованием и правописанием их в предложении.

О. В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их в речи, замены встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И. Н. Садовникова также относит к аграмматизмам.

Дети часто заменяют сложные предлоги из-за, из-под заменяются предлогом из (выглянуло из тучи; выглянул из стула).

В коррекционно-логопедической работе с каждым предлогом на первом этапе отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. На втором этапе правильно их употреблять в активной речи. На третьем этапе отрабатывать правильное написание сложных предлогов.

В работе с детьми следует особо уделить внимание о представлении, о предлоге как отдельном слове и с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Ребёнку с общим недоразвитием речи свойственна трудность разделения речевого потока на какие-то отдельные элементы и вполне понятна. Ведь ему в потоке устной речи ему важно просто выразить только главную мысль, но не задумываясь над тем, из каких «речевых сегментов» она состоит.

Направления в логопедической работе над сложными предлогами:

• формирование представлений о смысловой значимости предлогов

• формирование навыка правильного употребления предлогов

• формирование знаний о предлоге как отдельном слове

• формирование правописания сложных предлогов

В работе над смысловым значением предлогов следует ставить следующие цели:

• развивать и уточнять пространственные представления, путем перемещения различные предметы в пространстве

определять расположение предмета (его изображения)

определять расположение предмета относительно другого

• узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры

• использование в письменной речи усвоенных предлогов

Предлагается последовательность изучения и правописания предлогов:

предлог из-под

• дифференциация предлогов из-под и под

• дифференциация предлогов из-под и за

предлог из-за

• дифференциация предлогов из-за и за

• дифференциация предлогов из-за и из

Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу следует дополнять правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.

Использование предложных конструкций целесообразно давать в глагольных словосочетаниях, так как от него зависит значение предлога и падежная форма существительного: выглядывает (откуда) из-под дивана; выбегает (откуда) из-за дома.

Использование сказок, игр, загадок, физминуток помогут школьному логопеду для работы над предлогами:

Физминутки

Тошка маму напугал:

Очень часто вылезал

Из-под кресла на полу,

Из-под вешалки в углу,

Из-под маленькой кроватки.

С кем же он играет в прятки?

Из-за лесу, из-за гор

Выезжал дядя Егор,

Его девушки любили

Кашей масляной кормили.

Игра «Прятушки»

Описание и инструкция: К нам прибежал щенок и хочет с вами поиграть в прятки. Щенок будет прятаться, а вы должны догадаться, откуда он выглядывает. (Щенок прячется за диван и выглядывает, а дети говорят: «Из-за домика, из-за стола и т. д.»)

Игра «Узнай, не ошибись»

Описание и инструкция: Друзья щенка услышали, как вы играете в прятки, захотели с вами поиграть тоже. Они спрятались, а вы постарайтесь их узнать и сказать откуда выглядывают. Кого видно из-за забора? (Из-за дерева видна лошадь.)

Составление и запись предложений с предлогом с опорой на схему.

Игра «Незнайкины ошибки»

Описание и инструкция: На доске записаны предложения с ошибками, а логопед просит найти ошибки и объяснить почему так надо писать.

Котенок вылез из скамейки. А Матюша вылез из стола. (Из-под стола.). А зайчик выпрыгнул изза куста. (Из-за куста).

Игра «Исправь Незнайку»

Описание и инструкция: Незнайка прислал нам письмо:

Берет Саша лейку. старенькой скамейки. А Люся вылезла. стола. Верно, кролик неспроста выскочил. моста.

Игра с мячом.

Описание и инструкция: Логопед бросает ребенку мяч и говорит ему, чтобы он заменил предлог под предлогом из-под (либо из-за)

Кошка забралась под стул (Кошка вылезла из-под стула); Белка спряталась под веткой; Божья коровка заползла под цветочек; Синичка залетела под козырек крыши.

Публикации по теме:

Консультация для начинающих учителей-логопедов «Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями» Нарушение в овладении предложно-падежных конструкций. Наиболее характерными ошибками у употреблении предложно-падежных конструкций дошкольников.

Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР. В зависимости от нарушений устной речи у детей с ОНР наблюдаются различные степени нарушений письма: от полной неспособности к усвоению.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Новый год
Автор публикации:
Приемы работы школьного логопеда над сложными предлогами с пространственным значением расположения: из-за и из-под
Опубликовано: 28 октября 2013 в 21:44
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть1
Здравствуйте, уважаемые маамовцы. Сегодня хочу показать фотоотчет нашей поездки в г. Клин на фабрику ёлочных игрушек. Замечательное и волшебное место! В...
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...