Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек

Саргылана Пахомова
Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.

Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении.

Для того, чтобы привлечь внимание родителей к воспитанию ребенка, заинтересовать их, я решила использовать так называемые книжки – малышки, изготовленные своими руками (детей и взрослых). Они ярко и красочно оформлены, материал представленный в них, разнообразен и объединен по темам.

Выпуск таких книжек позволяет:

– расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;

– научить родителей общаться со своими детьми;

– облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

В настоящее время я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и считаю, что это возраст расцвета творческих талантов (поэтических, писательских, словотворческих). Ни в каком другом возрасте человек не познает мир с такой жадностью, открытостью и постоянством. И чтобы выразить свой эмоциональный мир ребенок должен уметь связно выражать свои мысли.

Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания, я стараюсь это учитывать в своей работе с детьми.

Дети сочиняют “свободные тексты” не просто так, а для того чтобы рассказать что-то своим близким, друзьям, то есть, тексты имеют коммуникативную функцию. В случае, когда дети сами не могут написать тексты, они просто фантазируют, рассказывают взрослым, и уже их (взрослых) задача услышать и записать рассказ. Но сначала нужно предложить детям нарисовать, пусть даже, графически (в зависимости от возраста ребенка) придуманное или услышанное. Возможны варианты, когда к картинкам, нарисованным малышам и иллюстрирующими их переживания, воспитатель пишет текст, основанный на том, что рассказали сами дети о своих рисунках. Сделать это может не только воспитатель, но в первую очередь родители или близкие ребенку люди. Такая форма работы позволяет сделать целую серию открытий. Детям необходимо давать “пищу” для ума, тем самым, создавая познавательную активность. Я считаю, что одной из таких форм станет для детей формирование элементарных представлений об информационной культуре.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы:

- групповые собрания;

- консультации на темы - «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Характер ребенка зависит от вас», «Чтобы дети росли здоровыми»;

- выставки книг;

- анкеты «Я и вся моя семья - это книжкины друзья»;

- совместные праздники и развлечения;

- совместная творческая деятельность родителей и детей;

- полезные советы.

Провели лекции, беседы, круглые столы с родителями на темы: «Детские страшилки, детективы: вред или польза?», «Чтобы дети росли здоровыми», «Взрослый-ребенок-книга» по произведениям П. Тобурокова, конкурс «Моя любимая книжка», «Книжки-малышки про здоровье», и др.

По итогам пришла к выводу, что только с помощью родителей могу осуществить воздействие на детей.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. А возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения эффективных результатов.

В нашей работе мы основываемся на следующих принципах: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей. Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно совершенствуем формы работы между родителями и дошкольным учреждением, чтобы создать для своих детей обстановку, стимулирующую их полноценное развитие.

Планирование работы по приобщению к чтению

художественной литературы через изготовление книжек-малышек

№ Мероприятия Сроки проведения Ответственные

1. Родительское собрание о задачах

приобщения детей к чтению художественной

литературы. сентябрь Педагоги группы

Содержание работы:

Анкетирование родителей «Ребенок и книга»

• исследование семей для выявления родительской позиции по отношению к приобщению детей к чтению художественной;

• выявление уровня восприятия родителей по приобщению к чтению художественной литературы через изготовление книжек-малышек;

2. Беседа «Взрослый – ребенок – книга»

по произведения П. Тобурокова октябрь Педагоги группы, родители, дети

Содержание работы:

• Формирование положительного отношения к произведениям П. Тобурокова детей и родителей;

• Монтаж «Произведения П. Тобурокова»;

Изготовление книжек-малышек;

3. Конкурс «Моя любимая книжка» ноябрь Педагоги группы, родители, дети

Содержание работы:

• Папка-передвижка «Роль и ценность художественной литературы для развития и воспитания ребенка»;

• Беседа «Моя любимая книжка»;

• Выставка книжек-малышек;

4. Коллективное изготовление книжки-малышки И. Мигалкина «Кошка и мышка» декабрь Педагоги группы, дети

Содержание работы:

• Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев;

• Инсценировка сказки И. Мигалкина «Кошка и мышка»;

5. Книжки-малышки про здоровье январь Педагоги группы, медики, родители, дети

Содержание работы:

• Круглый стол «Чтобы дети росли здоровыми»;

• Папка-передвижка «Прививки: все за и против»;

• Развлечение «В гостях и доктора Айболита»;

Изготовление книжек-малышек про здоровье

6. Книжки-малышки по теме «Почемучки» февраль Педагоги группы, родители, дети

7. Книжки-малышки по теме «Моя семья» март Педагоги группы, родители, дети

Содержание работы:

• Спортивное развлечение «Папа, мама и я спортивная семья»;

• Фотовыставка «Любимое занятие семьи»;

• Выставка книжек-малышек «Моя семья»

8. Выставка самая оригинальная книжка-малышка апрель Педагоги группы, родители, дети

Содержание работы:

• Лекция «Читаем и рисуем вместе с ребенком»;

• Организация выставки для детей и родителей других групп»

9. Книжки-малышки по теме «Сказки, придуманные мною» май Педагоги группы, родители, дети

Содержание работы:

• Совместное оборудование в группе «Центра книги»

10. Книжки-малышки по теме «Как я отдохнул летом» (задание на лето) июнь Педагоги группы, родители, дети

Публикации по теме:

Проект по исправлению недостатков в работе по образовательной области «Художественная литература» Проект по исправлению недостатков в работе по образовательной области «Художественная литература» Воспитатель: Инькова О. В. 2012 год Актуальность.

В преддверии светлого праздника Пасхи. СамоделкиВ преддверии светлого праздника Пасхи. Самоделки Выполняя самоделки из различных материалов развиваем художественно-творческие способности детей. Ручной труд является одним из видов трудовой.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек
Опубликовано: 3 августа 2013 в 14:39
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...