Получи документы

Проблемы семей, имеющих детей с ЗПР

Ирина Лекомцева
Проблемы семей, имеющих детей с ЗПР

Разностороннее изучение задержки психического развития (ЗПР) как специфической аномалии детского развития позволило получить ценные научные данные о специфике их личностной и познавательной сферы.

До поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличаются от своих сверстников: неусидчив, невнимателен, менее любознателен, чем сверстники. Но в большинстве случаев родители не замечают такого поведения своих детей в дошкольном возрасте и не делают никаких активных шагов для исправления, коррекции сложившейся ситуации. Но, придя в школу, такой ребенок встречается с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается "вписаться" в школьную жизнь и новый детский коллектив. Постепенно такие дети попадают в категорию неуспевающих. В этот период начинаются серьезные проблемы не только у ребенка, но и у всей семьи.

Публикация «Проблемы семей, имеющих детей с ЗПР» размещена в разделах

Изучение семей, имеющих детей с ЗПР, позволяет выделить разные их типы, разное отношение к особенностям ребенка.

В одних семьях ребенка опекают, собирают ему в школу портфель, контролируют каждое его действие при выполнении домашних заданий. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельности развиваются важные качества: уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность.

Не менее вредной для становления личности ребенка с ЗПР оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются, без учета их специфики. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его труда и отдыха.

Другой вариант отношений родителей к детям - безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях. Вначале они просто не замечают, как развивается их ребенок, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают либо ругать, либо "махнут рукой".

Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Дети с ЗПР нуждаются в помощи родителей в этот период больше своих сверстников. Однако эта помощь должна быть грамотной, основанной на знаниях о специфике ребенка, построенной на личностно-ориентированном общении.

Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. В основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

В настоящее время для детей с ЗПР разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно- развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. Родителям необходимо прислушаться к рекомендациям специалистов при поступлении их ребенка в школу и проведении психолого-педагогической диагностики готовности к обучению.

В дошкольный период родителям необходимо активно заниматься с ребенком, развивать навыки умственного труда, использовать разработанные в большом количестве дидактические материалы, развивающие игры и упражнения. Чем раньше начата работа с ребенком с ЗПР, чем выше вероятность компенсации недостатков его развития, тем выше гарантия, что проблем, связанных с поступлением в школу такого ребенка, станет гораздо меньше.

Публикации по теме:

Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии «Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии» Лесных Вера Николаевна Старший воспитатель МБДОУ детский.

Фотоотчет о проведении регионального научно-практического семинара «Взаимодействие ДОО и семей детей с ОВЗ»Фотоотчет о проведении регионального научно-практического семинара «Взаимодействие ДОО и семей детей с ОВЗ» 16 февраля 2018 года на базе МБОУ «Центр образования № 29» г. Тулы состоялся региональный научно-практический семинар для руководителей.

Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 3–4 лет, имеющих нарушения зрительных функцийКонспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 3–4 лет, имеющих нарушения зрительных функций Путешествие в песочную странуЦели: используя возможности комплексного воздействия современных, в том числе здоровьесберегающих, технологий,.

Консультация педагога-психолога для родителей детей, имеющих трудности в развитии Многие родители дошколят встречаются с теми или иными трудностями в развитии ребенка. От незнания как себя вести родители либо начинают.

Педагогический проект «В дружбе взрослых и детей — сила сада и семей». Средняя группа Актуальность: Проблематика физического и психологического здоровья современного ребенка – дошкольника в последние годы наблюдается тенденция.

План самообразования «Проблемы адаптации детей к ДОУ». Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста» Введение ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к ДОУ 1.1. Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований 1.2. Особенности.

Проблемы воспитания современных детей Семья – это место, в котором закладываются принципы нравственности, происходит становление характера и формируется отношение к людям. Пример.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы семей, имеющих детей с ЗПР
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 21:03
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД