Папки-передвижки

Проект «Комнатные растения в детском саду»

Галина Болдина
Проект «Комнатные растения в детском саду»

МБДОУ детский сад «Ёлочка» село Троекурово Лебедянского района Липецкой области

Воспитатель: Болдина Галина Петровна.

Проект

«Комнатные растения

в детском саду».

СТАРШАЯ ГРУППА «Семицветик».

2017 год

Проект осуществлялся в МБДОУ «Ёлочка» мною, воспитателем старшей группы Болдиной Г. П. в период с 4 сентября 2017 года по 3 декабря 2017 года. Реализация проекта рассчитана на 3 месяца.

Публикация «Проект „Комнатные растения в детском саду“» размещена в разделах

Проект направлен на более углублённое изучение воспитанниками комнатных растений. Были поставлены следующие задачи:

1) Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

2) Знакомство со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).

3) Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

Кроме этих задач, я хочу в совместной деятельности познакомить детей с наиболее благоприятными условиями для роста и размножения растений; научить определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно, научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней.

В процессе работы я проводила с детьми беседы по знакомству с жизнью комнатных растений, в том числе этические; мы читали энциклопедии и художественную литературу о наших соседях, рассматривали иллюстрации растений, а полученные знания закрепляли на практических занятиях: посев семян, высадка ростков, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листочками, наблюдение за растениями, которые растут в воде, составление описательных рассказов о вновь изученных комнатных цветах.

После проведенного анкетирования на тему: «Что Вы знаете о комнатных растениях» я поняла, что родители заинтересованы в том, чтобы дети овладели углублёнными знаниями о комнатных растениях. Так же с родителями было проведено родительское собрание «Комнатные цветы – улыбка природы». Еще родители вместе со своими детьми участвовали в создании альбома «Наши комнатные растения». Нужно было нарисовать знакомый или любимый комнатный цветок и составить к нему описательный рассказ. Мне хотелось заинтересовать родителей, сделать их более активными, включить в образовательный процесс.

Подводя итоги проекта, отмечаю, что дети знают названия многих растений, произрастающих в группе и дома, подробно описывают их внешний вид, отмечают существенные особенности, называют наземные и подземные части, знают о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений, их жизни на родине; знают о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями, умеют подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий, знают особенности размножения растений (черенками, детками).

Воспитанники с удовольствием самостоятельно осуществляют текущий уход за растениями в уголке природы - поливают цветы, опрыскивают, аккуратно рыхлят землю. Помогают взрослым при пересадке: определяют растение, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать, черенкуют растения, удобряют раствором, приготовленным воспитателем.

Автор проекта

- воспитатель первой квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ёлочка» Болдина Галина Петровна.

Исполнители

- воспитатель Болдина Г. П., воспитанники старшей группы, родители воспитанников.

Сроки работы над проектом

с 04.09.2017 г. по 03.12.2017 г.

Актуальность

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.

Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.

Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.

Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.

Вывод:

Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Целью данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.

2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.

4. Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

Объектом исследования являются дошкольники старшей группы, а также их знания о комнатных растениях.

Предметом исследования являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в детском саду.

Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:

- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;

- дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их комнатным цветам;

- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.

Теоретическая значимость:

формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Практическая значимость

• расширение зелёного уголка в группе детского сада;

• составление картотеки комнатных растений в детском саду;

• составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;

• создание альбома «Наши комнатные растения».

Новизна

Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.

Ожидаемые результаты

• сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;

• повысилась активность участия родителей в педагогическом процессе группы;

Методологическую основу исследования составили теории познанияи положение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н. Н Поддъяков, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Игнаткина и др., психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л. М. Маневцова, Р. С. Буре, С. Н. Николоева, И. А. Хайдурова и др., общетеоретические вопросы экологического воспитания старшего дошкольного возрастараскрыты в работах Л. С. Икнаткиной, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др.

План мероприятий по реализации проекта :

Реализация проекта рассчитана на 3 месяца и будет проходить в три этапа:

1. Предварительный этап с 04.09.2017 г. по 04.10.2017 г.

2. Практический этап с 04.10.2017 г. по 03.11.2017 г.

3. Обобщающий этап с 06.11.2017 г. по 04.12.2017 г.

I этап предварительный

Задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников, в частности о комнатных растениях;

2) Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;

3) Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях

4) Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

5) Составить картотеку комнатных растений в детском саду.

6) Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.

I I этап практический

Задачи:

1) Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

2) Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;

3) Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т. д.);

4) Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».

III этап обобщающий

Задачи:

1) Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;

2) Обобщить результаты деятельности по теме проекта;

3) Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;

4) Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.

Схема реализации проекта

Образовательная область Виды детской деятельности

Социализация • Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»

• дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши»

• пальчиковые игры «Алые цветы», «Посадим цветы», «Цветок».

• занятие по экологии в подготовительной группе «Друзья природы»

• беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений»

• практикум для родителей «Комнатные растения- улыбка природы»

Коммуникация • составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке

• заучивание стихотворения «Бальзамин»

• отгадывание загадок о комнатных растениях

• подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»

• дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился»

Познание • беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком»

• викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений»

• посадка ростков комнатных растений

Художественное творчество • Рисование акварелью на тему «Фиалка»

• рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»

• аппликация «Комнатное растение»

• лепка «Красивый цветочный горшок»

• выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок», оригами «Роза».

Труд Хозяйственно-бытовой труд:

• дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой,опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

• трудовые поручения – индивидуальные и коллективные

Ручной труд:

• Оригами «Лилия»

Физическая культура • Утренняя гимнастика «Весенние цветы»

• физкультминутка «Алые цветы»

• психогимнастика «Посадим цветок»

• психофизическое упражнение в сочетании с танцевальной импровизацией «Попробуй превратиться в цветок»

Музыка • прослушивание музыки «Вальс цветов» П. И. Чайковского

Чтение художественной литературы • работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях

• чтение художественной литературы

Итоги проекта.

Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.

Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.

Дальнейшее развитие проекта.

• Обмен практическим опытом по ознакомлению старших дошкольников с жизнью комнатных растений с МБДОУ ;

• Участие в педагогических конкурсах передового опыта.

• Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание детей в интересах устойчивого развития;

• Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту

«Комнатные растения

в детском саду»

Содержание:

1. Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях

2. Диагностика «Комнатные растения в нашей группе».

3. Картотека комнатных растений в детском саду.

4. Картотека дидактических игр.

Анкета

«Что Вы знаете о комнатных растениях

Уважаемые родители!

Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.

1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?

___

2. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?

___

3. Принимает ли ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?___

___

4. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?

___

5. Есть ли дома книги о природе? Какие?

___

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)

___

7. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?

___

Спасибо за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей на тему:

«Что Вы знаете о комнатных растениях

Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» я провела анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 83 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов.

На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности.

На второй вопрос 85% родителей ответили утвердительно, 15 % - отрицательно, т. к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями.

На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 70 % родителей ответили утвердительно, а 30 % - дети смотрят только передачи о животных.

На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.

На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц.

На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.

По итогам анкетирования я сделала вывод, что родители заинтересованы в реализации моего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям мною была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Также было проведено родительской собрание «Комнатные цветы – улыбка природы» и практикум «Растения для лечения».

Диагностика детей старшей группы по теме «Комнатные растения».

1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)

2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)

3. Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)

4. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?

5. Назови и покажи части растений.

6. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?

7. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

Критерии оценки по пятибалльной шкале.

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Низкий уровень - меньше 2,2

Средний уровень – от 2,3 до 3,7

Высокий уровень – от 3,8 до 5.

Итоги диагностики детей старшей группы по теме «Комнатные растения».

На первом этапе моего проекта мною была составлена и апробирована диагностика детей старшей группы группе. Я выяснила, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку», на шестой вопрос («Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?»).

По итогам диагностики выявила:

Низкий уровень - 12 % детей,

Средний уровень - 64% детей,

Высокий уровень - 24 % детей.

По окончании проекта я снова продиагностировала детей:

Дети знают не только растения нашего зеленого уголка группы, но и другие распространенные комнатные растения. Дети стали более ответственно подходить к дежурству в уголке природы, добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей по внешнему виду цветка могут определить, какая «скорая помощь» нужна растению – полив, опрыскивание, рыхление, протирание широких листьев от пыли.

Низкий уровень – 0%

Средний уровень - 56 % детей,

Высокий уровень - 44% детей.

Сроки

уровни Сентябрь 2017г Декабрь 2017г

высокий 24% 44%

средний 64% 56%

низкий 12% 0%

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Комнатные и лекарственные растения» Познавательно-исследовательский проект "Комнатные и лекарственные растения ". Автор проекта: Буравцева Людмила Ивановна Тип проекта: групповой,.

Проект «Комнатные растения» Экологический проект в средней группе «Комнатные растения» Группа «Улиточка» Воспитатель: Куликова Н,Р. Тема Комнатные растения- наши.

Проект «Комнатные растения» для дошкольного возраста 5–6 лет 1. Сведения об авторе Кайгородова Оксана Юрьевна Образование : высшее Название учебного заведения: Российский государственный социальный.

Проект «Комнатные растения — наши друзья» для средней группы Проект «Комнатные растения-наши друзья» для средней группы «Пчелки» Руководитель проекта: воспитатель Столярова Е. В. Тип проекта: познавательно.

Проект «Комнатные растения-наши друзья» в младшей группе Тип проекта по доминирующей деятельности – исследовательский Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный. Тип проекта.

Проект «Комнатные растения» (средняя группа)Проект «Комнатные растения» (средняя группа) Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья ". Корнеева Валентина Анатольевна Тип проекта: групповой, долгосрочный,.

Проект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группеПроект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группе Проект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группе Пажбекова Юлия Владимировна Актуальность Проблема экологического воспитания – одна из.

Проект по экологии «Наши друзья — комнатные растения» Проект "Наши друзья - комнатные растения" Актуальность Актуальность нашего проекта заключается в формировании у детей системы элементарных.

Экологический проект «Комнатные растения» в средней разновозрастной группе МБДОУ "Детский сад №9" Экологический проект «Комнатные растения». (средняя разновозрастная группа «Солнышко») Составитель и исполнитель.

Экологический проект во второй группе раннего возраста «Комнатные растения» Цель: Развитие интереса к окружающему миру, формирование представлений о природе, расширение у детей знаний и представлений о комнатных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Комнатные растения в детском саду»
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 14:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД