Лучший педагог года

Проект. Мониторинг адаптации детей раннего дошкольного возраста.

Жанна Думанишева
Проект. Мониторинг адаптации детей раннего дошкольного возраста.

Аннотация проекта

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Вся работа проводится в три этапа по следующим направлениям:

Публикация «Проект, Мониторинг адаптации детей раннего дошкольного возраста,» размещена в разделах

1На первом этапе для исследования результативности адаптации используется

Первичная диагностика.

Применяются следующие формы работы:

-анкетирование родителей (сбор информации о семье);

детей в семье;

- ведение воспитателями адаптационной карты наблюдения за ребенком.

В дальнейшем данные анкетирования позволяют построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации  ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую работу специалистов с детьми и родителями, направленную на их успешную адаптацию  к условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.

При проведении мероприятий проекта учитывается специфика работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т. д. Это обусловливает необходимость активности со стороны психолога, воспитателя по выявлению проблем у детей в период адаптации.

По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении проводится медико-психолого-педагогическое совещание с расширенным составом. В него входят: заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На совещании обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показал, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Актуальность проекта

Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим  к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели группы раннего развития, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 9 месяцев, весь первый год пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (до 3 лет)

-организацией образовательного процесса в дошкольных

учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;

- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо-психо логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо-генетическими.

Целью нашего проекта является:

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Задачи проекта:

1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

Основная идея проекта

– создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду.

 

Новизна нашего проекта заключается:

•Адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению

• Работа с детьми перед поступлением в ДОУ.

Родители принимают активное участие в проекте адаптации: обеспечивают систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие между всеми участниками группы.

Механизмы реализации проекта

:

·Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.

·Диагностика результативности работы группы проекта с детьми раннего возраста в период адаптации, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.

· Обобщение результатов реализации проекта.

Участникам программы рекомендуется:

1. Осуществлять наблюдение за психо-эмоциональным состоянием детей не допускать переутомления и перевозбуждения;

2. Создавать  ситуации успеха, позитивно подкрепляя их.

3. Поддерживать и подкреплять развивающееся положительное взаимодействие.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего  возраста в период адаптации.

2. Семинары-практикумы, тренинги – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

4. Ведение карт нервно-психического развития для отслеживания психоэмоционального состояния детей.

5.«Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

6. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр;

7. Информирование родителей по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: рассылка газеты по интернет почте, диски с презентацией мероприятий проводимых воспитателем с детьми; ведение колонки «адаптация детей к условиям ДОУ» в газете детского сада «Елочка».

8. Организация и проведение тематических встреч с заведующим  медицинской службой, педагогами детского сада.

9. Сопроводительная форма взаимодействия детско-родительских отношений  «Книга впечатлений».

Формы работы с педагогами:

1.  Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

2.  Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

1.  Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

2.  Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

3.  Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

Ожидаемый результат

:

Безболезненная адаптация ребенка к ДОО, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям

·   Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

·  Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

·  Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

·  Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

·  Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Механизм оценки проекта:

Результаты медицинского обследования воспитанников;

Психологический мониторинг детей;

Анкетирование родителей и педагогов;

Наблюдения за детьми.

Публикации по теме:

«Доброе утро, малыш !» Методические рекомендации по адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ Анжеро – Судженск Работа педагога ДОУ освещает вопрос адаптационного периода малыша в дошкольном учреждении. Главным она уделяет внимание.

Использование игровых технологий для социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детсадуИспользование игровых технологий для социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детсаду Использование игровых технологий для социально- коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детскому садику. Основным.

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного.

Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Паветко Н. Н., музыкальный руководитель МБДОУ.

Музейная среда как средство адаптации и развития детей раннего возраста В данной работе раскрываются некоторые аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, через организацию предметно –.

Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Обнимайте малышей под любым предлогом! ведь от маленьких детей еще пахнет Богом. Пояснительная записка Актуальность проекта: В условиях.

Проект «Игра-как средство адаптации» детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГОВИДА №5 МЕДВЕЖОНОК».

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «По дороге в детский сад» ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «По дороге в детский сад» В МБДОУ № 95 Автор проекта: Бухрякова Ирина.

Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности.

Создание благоприятных условий для обеспечения легкой адаптации детей раннего возраста Создание благоприятных условий для обеспечения легкой адаптации детей раннего возраста Психологическая готовность ребенка к ДОУ – это один.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект. Мониторинг адаптации детей раннего дошкольного возраста.
Опубликовано: 14 мая 2017 в 15:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД