МААМ-картинки

Проект «Музыка П. И. Чайковского» Путешествие по «Детскому альбому»

Марина Конькова
Проект «Музыка П. И. Чайковского» Путешествие по «Детскому альбому»

Проект «Музыка П. И. Чайковского»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.

ЗАДАЧИ

- дать представление о П. И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека;

Публикация «Проект „Музыка П, И, Чайковского“ Путешествие по „Детскому альбому“» размещена в разделах

- побуждать детей к активному восприятию музыки; умение размышлять о музыке.

-познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него;

-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;

- развитие художественного вкуса и интереса к различным видам музыкально-

творческой деятельности: слушание, движение под музыку, рисование.  

. - умение воспринимать окружающий мир в музыкальных образах.  

Тип проекта познавательно-творческий

Участники проекта воспитатели, дети и родители старшей группы

Результат проекта Итоговое занятие «Встреча в музыкальной гостиной», конкурс рисунков «Мы рисует музыку»

Основные направления проекта

- цикл занятий: Пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского

«Марш деревянных солдатиков»

«Полька»

«Сладкая греза»

«Болезнь куклы»

«Новая кукла»

«Утренняя молитва»

«Баба Яга»

«Игра в лошадки»

«Вальс»

-консультация для родителей «Слушаем музыку

ВСТРЕЧА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ

Муз. рук. Тихо, тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном,

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой, -

Это музыка торопит

И зовёт нас за собой.

Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о музыке, о разной музыке :грусной и веселой, быстрой и медленной, громкой и тихой, которая заставляет нас печалиться или радоваться. А скажите мне, пожалуйста, как называют человека, который сочиняет музыку?

Дети отвечают: Композитор.

Муз. рук. Вот сегодня мы будем слушать музыку,которую написал П. И. Чайковский (показ потртрета). П. И. Чайковский родился в небольшом городке на Урале — в Воткинске. В семье было много детей, Петя был младшим, он был удивительно добрым ребенком, очень боялся кого — нибудь обидеть и огорчался если кто-то был невнимателен к людям.

Уже в детстве проявилось влечение Чайковского к музыке. Мелодии внутри его так громко звучали, что порой сильно мешали, он не знал куда от них деться и няне своей говорил: «У меня музыка звучит здесь» - показывал себе на голову. Иногда она не давала ему заснуть, тогда няня садилась у его кроватки, гладила его по голове и тихонько напевала колыбельную, слушая ее Петя засыпал.

Юный композитор учился В Петербурге, затем переехал в Москву и там занимался педагогической работой, учил будущих композиторов.

П. И. Чайковский очень любил детей, у него был племянник Володя Давыдов, которого он очень любил и именно ему он посвятил «Детский альбом», где собраны милые забавные пьесы. Мы с вами много произведений из него слушали, а сегодня мы не только послушаем, но и будем танцевать под нее.

Муз. рук. Бом, бом, бом, бом открываем мы альбом

Не простой, а музыкальный,

Сочинённый для ребят много лет тому назад.

А сейчкс загадка:

Стихотворение читает ребенок

Они в коробочке лежат, но если их достать

Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать

И каждый с новеньким ружьем, похожи, слово братики

Кто скажет, как мы их зовем?

Дети - Деревянные солдатики.

Муз. рук. А сейчас я предлагаю нашим мальчикам под музыку исполнить свой танец. А девочки потом назовут это музыкальное произведение

Танец оловянных солдатиков.

Муз. Руководитель спрашивает название произведения, сколько частей в нем.

Дети отвечают. Это музыкальное произведение называется - Марш Оловянных солдатиков, в нем 3 музыкальных части из них две одинаковые — это 1 и 3 .

Если возникли трудности в определении частей, то надо можно снова прослушать музыкальное произведение.

Муз. рук. А сейчас очередь за девочками, они исполнять свой танец, а задача мальчиков назвать это произведение под музыку которого станцуют девочки.

Танец с куклами.

Ведущая спрашивает мальчиков, они называют произведение,определяют сколько частей в музыке.

Дети (отвечают) Это прозвучала Полька, в ней 3 части.

Муз. рук. Продолжаем наше путешествие по «Детскому альбому»

Снова наш альбом открыт, снова музыка звучит

Льется музыка рекой, вьется нотною строкой.

Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг,

И кораблики мелодий выплывают из-под рук. (К. Ибряев.)

Послушайте произведение Чайковского «Сладкая греза». Вслушайтесь в эту музыку, помечтайте, пофантазируйте.

Слушают.

Муз. рук. Самым популярным танцем в 19 веке был вальс. Он звучал и

на скромных домашних праздниках, и в роскошных бальных залах. Да и умение танцевать, красиво двигаться считалось необходимым для любого воспитанного человека. Вальс из «Детского альбома» воссоздает атмосферу домашнего праздника.

Вед. Я предлагаю вам потанцевать, можете взять цветы, шарфы, ленты.

Танцуют под музыку «Вальса»

Вед. А сейчас следующее музыкальное произведение из «Детского альбома»

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех! (К. Ибряев.)

Вед. А сейчас для вас,дорогие гости, прозвучит оркестр под музыку «Камаринская»

Оркестр (муз «Камаринская»)

.Муз. рук. Сейчас мы услышали тему и вариации «Камаринской» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. «Камаринская» это русская народная плясовая песня. П. И. Чайковский часто обращается к народной музыке, он ее слышал еще в детстве, он полюбил ее, няня часто напевала ему русские песни. Мы знаем, что в этом произве-

дении музыкальный напев повторяется несколько раз, но только видоизменяется. Вот такой напев при повторении и называется — вариацией. А кто из вас мне скажет,

сколько вариаций мы услышали?

Ответы детей (три) В этом произведении три вариации.

Муз. рук. Играя, дети выдумывают самые невероятные истории. Глядя на них, свою историю придумал и Петр Ильич и рассказал ее детям, да не просто рассказал, а написал музыку. Первая история рассказывает о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой. Но вдруг кукла заболела. Кукла лежит в кроватке, жалуется. Просит пить.

Муз. рук. Тихо-тихо, тишина. Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна. Просит музыки она.

Дайте, что ей нравится и она поправится.

Дети. Кукла заболела, на бочок легла.

Дали ей конфетку — кукла не взяла.

«Сами виноваты!» - доктор говорит :

«У нее животик от конфет болит!»

Муз. рук. Слушаем музыкальное произведение из «Детского альбома» Болезнь куклы.

Муз. рук. Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла.

Слушают «Похороны куклы»

Муз. рук. Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом и всю могилу украсили цветами, девочка очень переживала. И вот, однажды, в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка.

- Это тебе, Сашенька! – сказал он.

-Что же там такое, -сгорая от любопытства, думала Сашенька.

Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке…

Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица!

И мы с вами слушаем другое произведение,которое называется - Новая кукла.

Дети. Свою куколку люблю, ей я песенку пою.

С ней по комнате кружусь и споткнуться не боюсь.

Куколку свою люблю крепко-крепко обниму.

Муз. рук. А что вы можете сказать о характере этой музыки. Какие чувства переданы в музыке?

Дети отвечают. Музыка легкая, веселая даже озорная, хочется танцевать, кружиться, радоваться.

Муз. рук. П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Но в начале стихотворение слушайте внимательно.

Муз. рук. В далеком глухом и дремучем лесу

Куда ты найдешь лишь тропинку одну,

По ней, если смело и прямо пойдешь,

То вскоре к избушке без окон придешь.

И сказка проснется, и лес оживет,

И (Баба Яга). на крылечко взойдет… (Л. Ушакова)

Муз. рук. Как вы думаете какое музыкальное произведение мы будем слушать?

Дети отвечают Баба Яга.

Муз. рук. Я вам покажу иллюстрацию к сказке и мы слушаем произведение -Баба Яга.

Муз. рук. Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу. Музыку какого

композитора мы с вами сегодня слушали? Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать. Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?

А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?

На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра.

Публикации по теме:

«Пётр Ильич Чайковский — детям». Авторский проект Проект «Пётр Ильич Чайковский - детям» (методическая разработка проекта по знакомству с творчеством П. И. Чайковского. Возраст участников.

Музыкально-образовательный проект по творчеству композитора П. И. Чайковского Музыкально-образовательный проект по творчеству композитора П. И. Чайковского на основе произведений «Детского альбома» «Болезнь куклы»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Музыка П. И. Чайковского» Путешествие по «Детскому альбому»
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 23:07
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД